Мусульманский сонник сын. Мусульманский сонник во сне хлеб белый кушать, видеть длинные волосы или стричь их. Как увидеть правдивый сон

К чему снится коран

Новейший сонник Г. Иванова

Коран - к благословению на начатое дело, если оно не является противозаконным.

К чему снится коран

К чему снится коран

К чему снится коран

Осенний сонник

Интересоваться Кораном во сне - иметь дело с мусульманином.

К чему снится коран

Сонник Странника

Библия, Коран – приобретение новых духовных знаний, духовный прорыв в сознании; знакомство с наставником.

К чему снится коран

К чему снится коран

Мусульманский сонник

Если кто увидит во сне, что читает Коран - то явит доказательства мудрости.

Если кто увидит, что муэдзин призывает на молитву не вовремя - испытает жесткое обращение, а если услышит голос муэдзина - то его будут подозревать в каком-то деле без вины.

Если кто увидит во сне, что муэдзин призывает на молитву, и сам пойдет - значит, видевший сон совершит хадж.

К чему снится коран

Исламский сонник

Увидеть сон, в котором спящий читает Коран в полдень - означает, что этот человек идет по правильному пути, направляясь к берегу спокойствия и умиротворения. Это также означает, что он придерживается истины, следя за тем, чтобы не совершить ничего греховного и покончить со скверной.

Увидеть сон, в котором спящий как бы читает рукописный экземпляр Корана - означает, что этот человек вбирает в себя содержащуюся в нем мудрость, а также, что он приобретает величие, знатность и истинность веры.

Рукописный Коран - это пособие мудрости в истолковании снов.

Если во сне кто-то увидит, что покупает свиток Корана - это означает: познания его в вопросах религии и в делах людей расширятся, и им будет из этого извлечена польза.

Если кто-то увидит во сне, что продает свиток Корана - означает, что такой человек подрывает свою веру.

Украсть во сне свиток Корана - означает забвение молитвы.

Если спящий видит себя с Кораном в руках, и открывая его, он не видит написанных строк - это означает, что его внешность не соответствует его внутреннему содержанию.

Кто увидит во сне, что он выучил Коран, хотя на самом деле он этого не совершал - тот получит собственность согласно изречению Всевышнего: «Поистине я их хранитель».

Если кто-то увидит во сне, что слушает чтение Корана - власть его окрепнет, а венец его жизни станет лучше.

Тот, кто увидит во сне, как у него отбирают свиток Корана - тот растеряет свои религиозные знания и будет лишен познаний об этом мире.

Тот же, кто увидит во сне, как ему читают Коран, а он ничего в этом не понимает - того ждет порицание. Ожидает исполнение желаний и приумножение добра того, кто увидит во сне, что завершает полностью чтение Корана.

Сбываемость и значение снов

Сон с понедельника на вторник

Увиденный неприятный сон предупреждает о проблемах: лишениях, неудавшихся поездках, понижении в должности. Спокойные картины указывают на скорый успех и необходимость переходить к решительным действиям. Значение сна реализуется в грядущий четверг или пятницу.

Все люди, независимо от возраста, пола, вероисповедания, видят сны. Есть множество мнений о природе их происхождения, и каждая религия по-своему относится к тому, что такое сон и стоит ли ему доверять.

Что представляют собой сновидения с точки зрения ислама? Когда мусульманин произносит молитву, он разговаривает с Всевышним, а при чтении Корана Всевышний разговаривает с ним. Также Всевышний разговаривает с ним посредством сновидений.

Мусульманская вера подразумевает, что вещие сны видят только соблюдающие мусульмане (то есть полностью придерживающиеся своей веры). Мусульмане верят, что вещими они становятся ближе к Судному дню, тем самым указывая пути спасения.

Снам уделялось внимание ещё со времён пророка Мухаммеда снам. Считалось, что они формируют личность и способны оградить от греховного. Чтобы понять, что именно нам хотят передать высшие силы через сновидение, нужно обратиться к исламскому соннику.

У мусульман считается, что толковать сновидения может только человек, хорошо знающий основы ислама и священный текст Корана, в первую очередь мулла - мусульманский священник. На арабском языке написано множество книг о толковании сновидений на арабском языке.

Исламский сонник основан на тезисах Корана и сунн и был создан ученым, толкователем сновидений Мухаммадом ибн Сирином.

Исламский сонник ибн Сирина в алфавитном порядке - результат работы многих лет, сновидения в нем подразделяются на три вида:

  • благоприятные (считаются благой вестью, посланные Аллахом);
  • негативные, посланы Шайтаном. Вселяют страх и неуверенность, чтобы сбить с праведного пути. Они считаются опасными для мусульман, ибо способны побудить верующего совершить греховное. Часто приходят к тем, кто отходит ко сну без очищения и молитвы;
  • о бытовых делах, важных для человека.

Если сон нельзя отнести к какой-то из этих категорий, согласно исламскому соннику его нельзя расшифровать.

Увидевшему хорошее следует:

  • вознести хвалу Аллаху;
  • порадоваться и ожидать хорошего;
  • рассказать об увиденном любимому и дорогому человеку;
  • растолковать его правильно - сон сбывается, как его растолкуют.

Увидевшему нехорошее нужно:

  • попросить защиты у Аллаха от негатива;
  • сплюнуть трижды налево;
  • повернуться на другой бок;
  • совершить обязательную и дополнительную молитвы;
  • никому его не рассказывать;
  • не выносить тафсир (толкование) самому себе.

Эти действия указаны в хадисах и суннах. Например, имам аль-Бухари, автор хадисов, услышал от пророка Мухаммеда: «Кому приснилось хорошее сновидение, пусть благодарит Всевышнего и расскажет о нём близким людям. А кому приснилось неблагоприятное, то пусть он просит защиты у Аллаха от злого и не рассказывает о нём. В таком случае ему не будет вреда».

Ат-Тирмизи, сподвижник пророка, и другие приводят следующий хадис: «Если кому-либо приснилось хорошее, пусткай растолкует сновидение и расскажет о нём. Если приснилось плохое, пусть забудет о нём».

Правила пользования сонником

В отличие от европейских сонников, в мусульманстве считается, что дневные сновидения сбываются чаще, чем ночные, причем с противоположным значением. Например, плач означает радостное событие, а смех - наоборот, слёзы и неприятности. Увиденное может относиться и не к увидевшему его, а к его родственнику или другу. Деньги - единственное, что трактуется буквально: чем больше денег увидели, тем лучше. Особенно хорошо, если приснятся золотые с серебряными монетами. Такое сновидение помимо богатства означает и счастье.

Сновидение, как часть пророчества, для мусульманина имеет огромное значение. О том, хороший сон или плохой, сбудется он или нет, расскажет мусульманский сонник по Корану и сунне. Он может быть полезным и интересным и представителям другой веры.


С точки зрения науки, сновидения являются ни чем иным, нежели отражением всего того, что человек переживает в повседневной жизни: его действий, мыслей, планов, мечтаний, чувств и эмоций. Некоторые же считают, что образы, возникающие в сознании человека во время его сна, навеяны определенной высшей силой, в частности, Богом. Они могут переносить не только в прошлое, но и в будущее, а также в другие реальности. Образы сновидений не всегда можно воспринимать дословно. Они нуждаются в верной трактовке. Людям, исповедующим исламскую религию, может помочь мусульманский сонник по Корану и сунне.

Сон в исламской религии

Сну и сновидениям в исламской религии уделяется огромное значение. То, что истинные мусульмане видят, заснув, они считают «наблюдениями души». Сам великий Аллах ниспосылает им знамения. Некоторые из них бывают явными, не нужно прилагать усилий, чтобы понять, что они означают. Другие же состоят из совокупности на первый взгляд несвязанных между собой образов. Смысл таких сновидений понятен только избранным толкователям.

Стать же толкователем, обучившись по книгам, невозможно. Способность разгадывать «видения души» даруется Аллахом. Чтобы получить подобный дар, необходимо быть богобоязненным и жить по Корану, не грешить и ограждать от грехов окружающих. Эти люди — либо пророки, либо святые. И обращаться за толкованием сновидений можно исключительно к ним.

Поэтому мусульманский сонник толкование по Корану и сунне — это пособие скорее для людей любопытных. Он представляет собой обобщение знаний о сне и сновидениях в исламской религии, некий сборник наиболее достоверных трактовок. Благодаря ему человек получает представление не только о тех зрительных, звуковых и тактильных образах, явившихся ему после засыпания, но и об исламской культуре и вероисповедании.

Что может означать сон по мусульманскому соннику

Согласно мусульманскому Священному писанию, сны могут являться человеку от Аллаха (Бога), шайтана (дьявола) или быть рожденными собственным подсознанием. Соответственно, они бывают трех видов:

Вещие сны могут сниться как мужчине, так и женщине. Это может произойти и ночью, и днем. Но наибольшая вероятность сбыться у тех, которые приснились ближе к утру и утренней молитве.

Что сделать, чтобы сон сбылся?

Так почему же Коран и Сунна призывают делиться всем тем хорошим, что приснилось, и держать при себе все плохое? Дело в том, что сам Пророк Муххамед говорил о том, что пророчество, явившееся спящему человеку, материализуется лишь в том случае, если придать его огласке.

Исламская религия также предостерегает своих последователей предавать сновидениям повышенное внимание и пытаться трактовать все подряд образы, возникшие в грезах. Также следует уберечь себя от теле- и онлайн-толкователей, которые, большей частью, говорят неправду.

Отличие мусульманского сонника от других существующих

Наука о трактовке сна, ониромантия, популярна как никогда. В книжных магазинах и Интернете можно найти огромное количество сонников, предлагающих трактовки огромному количеству образов, способных присниться человеку. Очень трудно проверить их достоверность каким-либо другим способом, нежели на собственном опыте.

Мусульманский сонник по Корану и сунне в корне отличается от всех других:

  1. Расшифровка снов основывается на том, что говориться о возникающих в них образах в самих Коране и Сунне.
  2. Известно, что сам Пророк Муххамед растолковывал сны, в соннике указано, что видел именно он в том или ином образе, явившемся ночью.
  3. Толкование происходит приближено к природе человека и окружающему его миру, оно не является многозначным или запутанным.
  4. Обычно, увиденные ночью явления распределяются в сонниках по алфавиту. Мусульманский же сонник имеет особую структур: порядок образов зависит от их значимости с точки зрения исламского вероисповедания.
  5. Образы, трактуемые позитивно или негативно другими сонниками, в мусульманском могут иметь диаметрально противоположное значение.
  6. Сонник позволяет сформировать четкое представление об образе жизни и мировоззрении мусульманина.

Три наглядных примера расшифровки образов из сновидений по Корану и Сунне

Бог, святые, пророки

Человек, увидевший во сне самого Аллаха, может быть уверен, что сновидение его правдивое и хорошее. Ведь шайтан никогда не сможет принять его облик. Встреча со Всевышним означает, что мусульманин живет по правилам и совершает праведные, богоугодные поступки. Аллах принимает эти благодеяния и готов вознаграждать за них. Мусульманин может быть уверен, что в Судный день ему будет уготовано место в раю.

Если же человеку приснился Пророк Муххамед или кто-то из святых, имеет значение, как именно они выглядели. Если лица их выражали удовлетворение, а сами они были красивыми и нарядными, мусульманина ждало избавление от горестей и невзгод, победа над врагами или какое-либо еще хорошее событие. Если же святые и пророки явились омраченными, бледными, значит, следует готовиться к чему-то плохому.

Ангелы

Эти создания не всегда сняться к добру. Например, борьба с одним из ангелов означает близкую смерть. Если же они собрались вместе в какой-либо деревне или городе, там скоро кто-то умрет. А вот если кто-то из ангелов приснился в хорошем расположении духа, веселым и довольным, человека ждет успех в мирских делах и прозорливость в религиозных.

Смерть

Увидеть во сне собственную смерть, согласно мусульманскому соннику, означает освободиться, вернуться домой после долгих скитаний. Несмотря на то, что мусульманский сонник предназначен в первую очередь тем, кто исповедует ислам, он может быть интересным и полезным для представителей другой веры.

Видео: как правильно толкуется сон в исламе по Корану?

Если у Вас остались вопросы или Вам необходима помощь в сложившейся жизненной ситуации, вы можете проконсультироваться с нашими экспертами.

В этой статье очень подробно рассмотрены вопросы, которые задают по мусульманскому соннику. Если хочется больше узнать про исламский сонник, то стоит уделить внимание другим статьям данного проекта.

Мусульманский сонник токование снов по священному карану и сунне азан во сне

Посланник Аллаха, с.а.с, сказал:"Когда приблизится время Судного дня, почти все сны мусульманина будут правдивыми"(Бухари,Муслим). Согласно Священному Корану и Сунне Азан сон делится на три разновидности:

Хороший сон; Такой сон трактуется, как Божья благодать, которая снизошла на человека и принесла ему дар – вещий добрый сон. Такие сновидения зачастую являются благой вестью для видящего их, поскольку Бог раскрывает перед ним свои объятия.

Всевышний как-то спросил у Адама: «Ты видел все, созданное мной, но не заметил ли ты из всего увиденного кого-нибудь , похожего на тебя?» И Адам ответил: «Нет, о Господь, сотвори же мне, пару, похожую на меня, чтобы жила со мной и признавала только Тебя и поклонялась только Тебе, как и я...» И Аллах усыпил Адама, а пока тот спал, сотворил Еву и посадил ее у его изголовья. Когда же Адам проснулся, то Аллах спросил его: «Кто это, сидящая возле твоей головы?» И Адам ответил: «Это видение, которое Ты показал мне во сне, о мой Господь...» И это был первый сон, увиденный человеком.

Дурной сон. Такой сон принято считать происками шайтана, который то и дело желает поиздеваться над душой сновидящего и напустить на него страх, тоску и боль посредством сна. Плохие сны снятся человеку, который ложиться спать с нечистой душой, одним словом не помолившись и не поблагодарив Бога за прожитый день.

Пророк, с.а.с, сказал:"Одни сновидения от Аллаха, другие от шайтана".

Сон, который иллюстрирует жизнь спящего; Такие сны могут сниться, если в реальности человек чем-то очень озабочен и когда-либо пропускал через свою душу переживания. Также подобные сны могут показать то, что сновидящий привык делать наяву.

Сны, которые не подходят ни под одну разновидность, приводящуюся выше, не считаются по Корану достоверными, либо такими, которые можно как-либо трактовать, прибегнув к соннику. Такие сновидения считаются бессмысленицей.

Толкование снов по священному карану и сунне азан полагается на такие принципы: Пророк, с.а.с, сказал: « Если кто-либо из вас увидит благоприятный сон, то, поистине, он исходит от Аллаха, и пусть он воздасть хвалу Аллаху за него и расскажет о нем друзьям. А если увидит не благоприятный сон, то он исходит от шайтана, и пусть он попросить у Аллаха защиты от зла этого сна и не упоминает о нем никому, и тогда он не принесет ему вреда». Ат-Тирмизи и другие перевели хадис от Абу Хурайрата, который передал что Пророк, с.а.с, сказал: « Если кто-либо из вас увидит хороший сон, то пусть растолкует его и расскажет о нем. А если увидит плохой сон, то пусть не ищет его толкования и не рассказывает о нем».

Для того чтобы трактовка была верной, нужно выделить, в первую очередь, то, что во сне является главным. И уже от этого «главного» отталкиваться, вспоминая все сопутствующие элементы.

Мусульманский сонник видеть во сне деньги, беременность, летать

Согласно мусульманскому соннику увидеть во сне бумажные деньги означает скорое получение важных новостей. Чем купюры больше по номиналу, тем новости важнее. Если деньги приснились в руках, то это хороший знак — наяву поступит чрезвычайно выгодное предложение. В случае если приснившиеся деньги имеют непосредственное отношение к тому человеку, которому снятся, то огромная сумма пополнит его бюджет в реальной жизни.

Раздавать направо и налево деньги, терять, забывать или дарить, кроме милостыни, означает существенную потерю дохода, возможного вознаграждения или лишение премии. Дать милостыню во сне к свершению грандиозных планов, реализации проектов. Если снятся обычные монеты или мелочь, то это к мелким неприятностям, расстройствам и огорчениям. Однако, если монеты золотые – это знак большой удачи и счастья.

Увидеть во сне беременность своей жены для мужчины означает, что на него напустятся благие вести. Если женщина видит во мне свою беременность, то в скором времени она разбогатеет. Если же беременность приснилась девственнице или незамужней девушке, то это означает, что она вступит в брак очень скоро. Для старых людей видеть такое во сне – к болезням и недугам.

Мусульманский сонник гласит, что если человек во сне летает, то такой сон предвещает интересное путешествие в реальной жизни. Тот, кто наблюдает за своим полетом между небом и землей, наяву будет много мечтать. Желания такого человека в скором времени исполняться. В основном такой сон предрекает обретение семейного благополучия.

Мусульманский сонник во сне ежик, змея, лошадь, лев, рыба, цветы, целоваться

Видеть во сне ёжика, согласно мусульманскому соннику, означает встретить немилосердного, злого, неблагодарного человека.

Змея по мусульманскому соннику означает враг соответственно, как она будет себя во сне вести, так можно и предугадать поведения врага человека, которому снится сон, в реальной жизни. Важным элементом является, шипит ли змея во сне. Если слышно шипение, то это хороший знак, потому что наяву злобный враг покинет «поле боя» и оставит человека в покое. Однако, пока враг не будет побежденный, его стоит опасаться.

Увидеть лошадь во сне не совсем хороший знак, который предвещает бессовестный обман со стороны близких и родных людей. Однако, если лошадь ржет, то значение сна меняется. Ржания коня означает благородную речь авторитетного человека. Возможно, наяву спящему дадут важный совет, либо он получит колоссальную поддержку от влиятельных людей. Если во сне лошадь обратиться к нему и речь будет понятна, то следует запомнить каждое сказанное слово и трактовать их в самом что ни на есть прямом смысле.

Лев в соответствии с мусульманским сонником означает для человека его видящего столкнуться с необузданной силой и мощью. Если человек, который спит, поборол во сне льва, то это сулит однозначную победу на самым заклятым врагом в реальной жизни. Если же он убегает от льва, то это также хороший знак, что предвещает успех в делах и скорое осуществление всех желаний.

Увидеть во сне рыбу хороший знак. Она символизирует успех, если снится в большом количестве. Также, если человек ест рыбу, это значит, что вскоре он разберется со всеми своими проблемами. Большое внимание мусульманский сонник обращает на людей, которые сидят за одним столом и едят рыбу вместе с человеком, видящим сон. За такими людьми следует присмотреть наяву, возможно, они совершают плохие деяния за спиной и готовят какое-то коварство.

Цветы, которые человек видит во сне, означают совокупность чувств, отношений или событий. Сажать цветы во сне к появлению новых отношений, срывать – преодолеть какие-либо сложные ситуации, дарить – делиться с любимым человеком своими чувствами и положительными эмоциями.

Целоваться во сне, согласно мусульманскому соннику, к дурным вестям, связанными с отношениями двух любящих людей. Этот, вроде как, невинный акт влюбленных символизирует наяву измену, конфликт и разлуку. Расставание предрекается с тем человеком, которого целует во сне спящий. Также и предательство касается целованного человека.

Мусульманский сонник видеть умершего человека, умершая бабушка или другой родственник

Согласно мусульманскому соннику, видеть во сне умершего человека это значит, что он хочет что-то передать посредством сна спящему. Если сняться живыми умершие родственники – это хороший знак, поскольку они забирают у человека трудности и проблемы, которые его окружили. Также в зависимости от того, что именно делают умершие во сне, можно понять, какое послание они хотят передать спящему, а иногда и предотвратить надвигающиеся неприятности.

Такие сны не должны пугать человека, который их видит. Если умерший родственник прикасается к определенной части тела, то, следовательно, необходимо посетить врача и проверится, чтоб заранее уберечься от возможной болезни. Если же, умерший делает что-то нехорошее, нужно присмотреться четче, какие действия приведут к опасности. Если же, наоборот, хорошее, в реальной жизни нужно это будет повторить.

Если во сне спящий целует и обнимает умершего родственника, то наяву он продлевает себе жизнь. А любовные отношения с умершим человеком (не родственником) предрекут удачу в самых сложных делах и вернут надежду на хороший результат.

Мусульманский сонник и толкование снов от а до я если снится белый платок что это значит

Увидеть во сне белый платок означает, что человека ожидают очень интригующие и важные новости, от которых он не сможет отвести мысли. В соответствии с мусульманским сонником белый платок несет за собой психологические переживания. В целом, платок символизирует укрытие, то есть предмет, который служит оберегом для мыслей и помыслов. Если белый платок человек одевает кому-то – это означает, что он искренне заботится о нем и хочет защитить от дурного влияния.

Если сниться, что платок находится на плечах, то наяву создастся впечатление, что человек, видящий сон, недостаточно владеет обстоятельствами и ему нужна помощь, хоть он и сам в силах со всем справится. После такого сна просто необходимо понять, что преувеличение проблемы не должно повлиять на её решение. Как говорится: «Не так страшен волк, как его рисуют».

Мусульманский сонник во сне хлеб белый кушать, видеть длинные волосы или стричь их

Согласно мусульманскому соннику, кушать белый хлеб во сне предвещает любовные утехи, удачу в задуманных делах и приумножение материальных благ. Белых хлеб это символ достатка, крепкой любви, благополучия и успехов во всем, поэтому поглощение этого священной пищи означает принятие в себя всего самого хорошего, положительного и желанного.

Видеть во сне длинные волосы для молодых людей, девушек или тех, кто является военным, означает долгожданное богатство, всестороннее уважение и длительные годы беззаботной жизни. Если длинные волосы приснятся пожилому человеку, то ничего хорошего такой сон не сулит. Наоборот, душевные терзания, беспокойства и горечь. Если же кому-то приснится сон, в котором его подстригают, то в реальной жизни у него отберут то, что давалось в займы, либо в аренду. Если человеку снится, что подстригает он себя сам, то это знак обличения всех его тайн перед людьми, которые узнать их не должны были.

Мусульманский сонник есть клубнику, конфеты, ехать на машине

Есть клубнику во сне, в соответствии с мусульманским сонником, означает сладостное неземное наслаждение наяву. Человеку, которому снится такое, суждено почувствовать на редкость приятные и необузданные эмоции, ощущения, а также в реальности этот человек добьется всех поставленных перед собой целей. Ощущать во сне вкус клубники говорит человеку о том, что партнер, которого он выбрал, либо в скором времени выберет, подходит ему как никто другой.

Если человеку снится, что он есть конфеты, то такой сон предвещает только самые лучшие события. Наяву видящего такой сон посетит абсолютное душевное спокойствие и удовлетворение, опасности, которые его преследовали, пройдут мимо, и жизнь целиком и полностью обновится и улучшится.

Ехать на машине во сне означает то, с каким упорством и желанием человек, видящий такой сон, хочет решить проблемы и душевно освободится от тягот и горестей, если они присутствуют. Если человек едет на машине быстро с порывом ветра, то это говорит о скором осуществлении мечты и желаний, а планы реализуются быстрее, чем было задумано.

В зависимости от того, как спящий управляет автомобилем, какая скорость, какая марка и есть ли пассажиры, можно трактовать сон совершенно с разных позиций. В частности, машина во сне – это персонализация человека, который спит, символ его мотивации, управлением сложившихся ситуаций, манерой принятия решений и так далее, в общем, всё, что связано с жизненной позицией спящего. И только учитывая эти факторы, можно трактовать такой сон.

Мусульманский сонник ребенок девочка, черная собака, укус собаки

Если маленькая девочка присниться и будет знакома спящему, то такой сон предрекает огромное веселье, смех и радость, если же ребенок не знаком человеку, которому приснился, то дела обстоя похуже, чем в первом случае. Такой сон говорит о неминуемой заботе и сильной печали, а также о внезапном возникновении врага, хоть и не сильного. Если же приснится сон, в котором спящий человек предстанет в виде маленькой девочки, то для нищего такой сон обернется достижением удовольствия и отдушины, для богатого – наглой кражей его имущества.

Увидеть во сне черную собаку означает полное разочарование для человека, видящего этот сон, в ближайшем друге, который не просто оставит в трудную минуту наедине с проблемами, а еще и предаст откровенно унизив. Хоть в жизни собака и является символом дружбы и преданности, во сне увидеть пса именно черного цвета далеко не к добру. Если черная собака ко всему прочему еще и укусит, то это знак того, что враг готовится наступить и причинить зло. Такой сон может означать и привлечение против человека, которому он снится, в реальной жизни темных сил. Если же укус будет отражен и собаку удастся откинуть от себя в таком сне, то попытка противостоять злу наяву будет удачной.

Мусульманский сонник зубы, измена жены, золото, золотая цепочка, черная кошка

Зубы видеть во сне, согласно мусульманскому соннику, означает, что сон непосредственно связан с родней человека, который спит. Относительно систематизации именования каждого зуба в ротовой полости левая часть относится к родственникам по матери, правая – к родственникам по отцу. Если спящий увидит повреждение на зубе, либо кровь, которая будет идти с того или иного зуба, значит горе тому человеку, к которому этот зуб имеет отношение.

Если во сне видящий сон достает зуб целый и не поврежденный и кладет его себе на руку, то это значит, что его ждет пополнение в виде брата или сестры. Также, если все зубы выпадут разом без боли и крови, то это значит, что спящий будет жить долго и при хорошем здравии. Однако, если зубы приснятся золотые – это знак плохой. Человеку, видящему такой сон, угрожает болезни и сплетни людские. А если зубы вообще деревянные, стеклянные или восковые, то это к смерти.

Если мужчине приснится измена его жены, то это, в соответствии с мусульманским сонником, значит постоянное унижение такой женщины в обществе. Считается, что если она во сне изменяет своему мужу, то значит, душа её нечиста и какая-то вина лежит на ней, в связи с чем, окружающие не принимают этого человека и гнобят при каждом возможном случае.

Видеть во сне золото – к плохим событиям наяву. Человек, которому снится золото, обречен на страдания и горесть, а если он это золото умудрился рассыпать, то беда его окружит и предречет скорую погибель. Если человек во сне отдает кому-то золото, то такой сон говорит об обмане со стороны того, кому этот ценный метал, отдали.

Если во сне человек видит золотую цепочку, то значение такого сна непосредственно связано со второй половинкой спящего. Если цепочка золотая и надета на шею, то любимый человек видящего сон будет с дурным и грубым нравом. В принципе сны, в которых снится золото, не являются положительными, поэтому стоит быть начеку по прошествии таких снов.

Черная кошка в соответствии с трактовкой мусульманского сонника снится, как тайное желание человека «пуститься во все тяжкие». Она символизирует утонченную натуру, которая по причине своего тонкого душевного становления нуждается в заботе, любви и ласки. Для мужчины это проявляется в симпатии к некой прекрасной женщине, силуэт которой олицетворяет образ черной кошки. Для женщины – это можно характеризовать, как сильное притяжение к подруге, которая способна помочь советом и делом.

В состоянии сна проходит немалая часть человеческой жизни. Сон - это маленькая смерть, отдых и канал связи с тем, что неподвластно нашему разуму. Однажды, заснув от неимоверной усталости и пробудившись утром ото сна с опозданием на утреннюю молитву-намаз , пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) обратился к сподвижникам: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) забрал ваши души, когда пожелал, и вернул их, когда пожелал . Билал, вставай, призови людей на молитву [прочитай громко азан, пусть все проснутся]» .

В Священном Коране о сне говорится в девяти местах. В сводах хадисов есть целые разделы по этой теме. Сам Пророк порой после утренней молитвы, повернувшись лицом к молившимся за ним, спрашивал: «Кто-нибудь из вас видел сегодня ночью сон?» Некоторые ученые говорили, что вещий, правдивый сон - это творение Господа в сознании человека.

Однако есть люди, уделяющие «жизни во сне» слишком много внимания. Ниже попробую представить границы рациональности, понять, что есть семя в этой области жизни, а что - шелуха.

Начнем с того, что все сотворенное Создателем, - это знамения, указывающие на существование и могущество Его. Знамений огромное количество как вокруг, так и внутри нас. В Священном Писании упоминаются наиболее яркие, а возможно, и наиболее важные, ценные. Среди них есть и сон:

«И из числа Его знамений - ваш ночной сон [восстанавливающий силы и потраченную за день энергию] и [получасовой или часовой сон] днем [дабы отдохнули вы телом и душою] » (см. ).

Чем является сон в Коране?

Это знамение, указывающее на существование Бога, как уже было упомянуто, а также одна из форм проявления Его милости:

«Он [Господь миров] тот, Кто сделал для вас ночь одеждой [подобной чему-то накрывающему, во что-то вас одевающему], сон - отдыхом, а день - воскрешением (оживлением). [Ночь переводит вас в иное состояние, сон частично умерщвляет, давая телу возможность отдохнуть и восстановиться, а новый день возвращает к жизни, к новому дыханию, будто обновляет осознание и восприятие вещей, давая возможность по-новому взглянуть на окружающее]» () .

Сон был источником откровений для пророков и посланников Божьих (см., например, Св. Коран, ). А после завершения миссии последнего Пророка - стал источником воодушевления, порой тем, через что может поступить предупреждение или устрашение. Сон - это также состояние, когда нежданно-негаданно низводилось Божественное наказание (см. Св. Коран, и ).

Что говорил о снах пророк Мухаммад?

Ученые комментировали: «Под словосочетанием «благой сон», возможно, подразумевается радость самого сна, а возможно, и благостность толкования, разъяснения, что будет дано ему. Под словом «человек», а если согласно тексту хадиса - «мужчина», подразумеваются как мужчины, так и женщины». С этим согласны все мусульманские ученые .

Кто может видеть вещий, предположительно правдивый сон?

«Самые правдивые сны будут у тех верующих, кто наиболее правдив в своих словах» . Проникновение в сердце, сознание и душу набожного, религиозно-практикующего человека наиболее сложно для Сатаны, поэтому вероятность увидеть вещий сон у очень правдивых из них велика. В то же время правдивость снов у такого рода людей не является однозначной, а только предположительно несет в себе Божественное начало. У явных грешников, людей, далеких от Бога и религиозной практики, или даже неверующих вероятность правдивого сна минимальна, но, как говорили ученые-богословы, не исключена .

Какой сон явно правдив?

«Кто увидит меня во сне, тот истинно увидел меня. Поистине, Сатана не может принять мой облик», - произносилось устами пророка Мухаммада . Некоторые ученые считали, что «хадис можно понимать буквально и ничто не препятствует этому». Имам аль-Газали дал иное пояснение словам «тот истинно увидел меня»: «Не нужно понимать эти слова как «он увидел тело мое», а нужно понимать как «он увидел образ мой», через который спящему человеку дается правдивая информация. Если человек видит образ пророка Мухаммада, это еще не говорит о том, что он увидел самого Пророка, его душу. Он увидел образ и подобие Пророка, которое может быть только от Бога и однозначно не от Сатаны .

Сны и Конец Света

«Ближе к Концу Света сны верующих будут все более и более правдивыми» .

В какое время суток наиболее вероятно увидеть вещий сон?

«Наиболее правдивые сны - во время зари (на рассвете)» . Джа‘фар ас-Садык говорил: «Сон, увиденный в промежутке между второй и третьей молитвами (дневной послеобеденный сон), наиболее легок в толковании». ‘Али ибн Абу Талиб сказал: «Нет разницы между сном дневным и сном ночным. Возможность увидеть правдивый сон в эти периоды суток одинакова. Также нет разницы между снами мужчин и снами женщин» .

Как воспринимать, как определять качество сна?

Пророк Мухаммад говорил: «Хороший сон - от Бога. Плохой сон - от Дьявола . Если увидит человек во сне что-то понравившееся ему [желанное, благое, приятное для него], то пусть возблагодарит Аллаха (Бога, Господа) и никому не рассказывает об этом, кроме тех, кого любит (уважает). А если увидит что-то неприятное для него (вызывающее отвращение) [порицаемое, нежеланное, устрашающее, обеспокоившее], то пусть сплюнет трижды через левое плечо и скажет: «А‘узу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиими ва мин шаррихь» (ищу прибежища у Бога от Сатаны и зла его). Пусть ляжет на другой бок и [в последующем] никому не рассказывает. Ему никакого вреда от этого сна не будет» . Услышав хадис, Абу Саляма сказал: «Ранее некоторые сны для меня были тяжелее гор, теперь же я не обращаю на них никакого внимания» .

Мухаммад ибн Сирин говорил: «Сон бывает трех видов: (1) речь души (то есть впечатления человека, результат его размышлений, переживаний); (2) устрашение Сатаны и привнесение им печали, скорби (когда плохим или ужасным сном он старается запугать человека, внести в душу чувство отчаяния, растерянности, печали); (3) вещий сон, являющийся благой вестью от Господа» . Также вещий сон может быть Божественным предупреждением, предостережением, чтобы человек мобилизовался, проявил большую внимательность, бдительность .

Некоторые толкования снов от пророка Мухаммада

- «Если Дьявол играет кем-либо из вас, когда тот спит [то есть если, проснувшись, человек вспоминает, что видел глупые, странные или страшные сны], то пусть [пробудившись, выбросит увиденное из головы, проигнорирует это, забудет об этом и] никому не рассказывает!» Эти слова пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал бедуину, пришедшему к нему и рассказавшему о том, что во сне он видел, как лишился головы и последовал за отрубленной головою. Услышав этот сон, Пророк засмеялся ;

Пророк однажды поделился со своими сподвижниками: «Подобно любому спящему, я видел сон, будто мы собрались с вами в доме ‘Утбы и нам принесли хорошие финики . Я растолковал это как предвестие значительного блага (превосходства) для нас в жизни мирской и в жизни вечной, и религия наша обладает полнотой (завершенностью) [практикуя ее, мы чувствуем сладость веры]» ;

Некая женщина увидела во сне, как у одного из сподвижников Пророка, умершего незадолго до этого, забил источник. Она спросила посланника Всевышнего, и он ответил: «Это его дела (которые будут приносить ему пользу и после смерти) [будут зачисляться на его личный счет в вечности, пока не перестанут быть полезными для других людей]» ;

Пророка однажды спросили о Вараке , родственнике Хадиджи. Хадиджа сказала: «[Ты помнишь] он подтвердил истинность твоей пророческой миссии?! Он умер до распространения вести о тебе как о Пророке». Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Он (Варака) был показан мне во сне. На нем была белая одежда. Если бы он был из числа обитателей Ада, то на нем была бы другая одежда» .

К тому, как растолковывать сон, нужно относиться внимательнее. Пророк Мухаммад предупреждал: «Сон верующего - это одна сорок шестая часть пророчества. И сон этот в неопределенном (подвешенном) состоянии [между небом и землей], пока о нем не заговорят [пока его не растолкуют, пока не придадут ему определенный, увязываемый с реальностью смысл]. Когда же заговорят, тогда и упадет он [на землю в том виде, который ему придадут, что запустит механизм его претворения в жизнь с Божественного на то благословения]». В одном из повествований добавлено: «Не рассказывайте [сны], кроме как тому, кто умен и мудр, чтобы правильно растолковать [только и лишь в лучшую сторону ]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) также сказал: «Поистине, сон реализуется так, как ты его трактуешь. Это похоже на то, когда человек поднимает ногу и выжидает [время], прежде чем опустить ее [то есть выдерживает некую паузу, обращая внимание, на что наступает]. Если кто-либо из вас увидит сон [вещий, яркий, ясный, запоминающийся], то пусть никому не рассказывает его, кроме как умеющему наставить [человеку, который может дать мудрый совет] или знающему (‘алиму) [который имеет религиозные знания и хорошо знаком с тем, что в Исламе сны, даже настораживающие и страшные, должны «опускаться на землю», то есть трактоваться лишь и только в лучшую сторону ]» .

В хадисах также упоминается о значительной греховности лжи при пересказе снов, когда человек рассказывает как сон то, чего он на самом деле не видел .

Сон для пророков и посланников был источником одной сорок шестой части их откровений. Для обычного верующего сон - это больше отдых, нежели источник получения информации о будущих событиях. Почти все, что видит человек во сне на протяжении жизни, - это результат его размышлений, переживаний, впечатлений или сатанинские нашептывания, устрашения. То, что от Бога, не похоже на путаницу событий: когда мы проснемся, увиденное будет перед нами как солнце в безоблачный день.

Ученые-богословы не раз подчеркивали, что излишнее внимание ко сну и сновидениям указывает на слабость веры человека и желание убежать от действительности этой жизни .

Ответы на вопросы о сне

Можно ли толковать сны?

Канонически это позволительно и допустимо (машру‘) .

Как растолковываются сны?

То, что я лично для себя подчеркнул, анализируя богословские материалы по этому поводу, можно сформулировать так: единой системы толкования снов нет. Есть критерии в определении сна - от Творца он, от Сатаны или результат повседневных забот и тревог. Если сон предположительно вызван последними двумя причинами, на него не нужно обращать какого-либо внимания, следует сразу о нем забыть. Если же первой, следует обратить внимание и почерпнуть что-то полезное для жизни. Наилучшим толкователем в таком случае будет сам увидевший, так как наиболее вероятно, что Божественное назидание дается ему на языке его ассоциаций и образов (как позитивных, так и негативных), жизненных правил, принципов и с учетом обстоятельств и времени, в которых он живет. Если человек не может найти ключ к разгадке, то он может обратиться к набожным, грамотным людям.

Если кто-то увидел в вещем сне самого пророка Мухаммада, как это можно трактовать?

Если человек увидел во сне пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), можно однозначно утверждать, что сон этот является правдивым. Мы знаем из достоверных хадисов, приведенных ранее, что Сатана не может принять облик пророка Мухаммада. «А как человек может определить, кого именно он видел?» - спросите вы. Если верующий увидит во сне последнего посланника Господа, то он не будет сомневаться, что увидел именно его. Проснувшись, он без единого сомнения будет уверен в этом.

Многие богословы сказали: «Если человек увидел пророка Мухаммада во здравии и обрадованным, то это говорит о крепкой вере и набожности увидевшего, о том, что у него все хорошо. А когда - суровым, сердитым или хворающим, с какими-то недостатками, то это указывает на слабость веры увидевшего такой сон, наличие в его сути серьезных недостатков. Образ Пророка во сне - это как полное света зеркало. Спящий видит в нем истинное положение дел своей сути, собственные недостатки, погрешности».

Также в некоторых достоверных хадисах добавляется: «…и этот человек увидит меня наяву», то есть тот, кто увидит Пророка во сне, в Судный День будет из числа его последователей, как комментировали богословы. В риваяте сказано: «…он увидит меня так, будто это наяву», то есть ясно, правдоподобно .

Мне снятся очень яркие и разнообразные сны, в значительной степени поглощающие мое сознание и не отпускающие на протяжении дня. В последнем моем сне я увидел мать пророка ‘Исы (Иисуса). Она подошла ко мне, протянула руки и сказала: «Повторяй за мной», и я вместе с ней произнес шахаду (свидетельство Единобожия).

Видеть сны - это хорошо, но учтите, что порой люди живут снами наяву, возможно, из-за каких-то неприятностей или кажущихся непреодолимыми трудностей, которые они не пытаются (боясь или сомневаясь) окончательно решить, разрешить. Не советую вам зацикливаться на снах. Сны остаются всего лишь снами. Если и есть от них польза с точки зрения мусульманских ценностей, то это - помощь в трудную минуту и импульс к действию. Пусть они вас и окрыляют для реализации новых земных побед, воодушевляют на самодисциплину, труд и кропотливую работу. Вы обязаны жить наяву, включаться в жизненный процесс интеллектуального, физического и духовного каждодневного развития, которое помогало бы вам сохранять хорошую форму и наполняло бы энергией для реализации ваших жизненных целей и задач. Надеюсь, они у вас есть.

Когда жизнь наяву станет преобладать в вашем мозгу, когда вы начнете видеть плоды своих усилий и стараний, радоваться им и благодарить Всевышнего, тогда, полагаю, и мир ваших снов преобразится.

Мне снятся по ночам кошмары. Я вижу ужасные картины, как будто я умираю в тяжелых условиях, рядом близкие мне люди, мои родные. Пытаюсь проснуться и уйти от этого ужаса, но, как открою глаза, все мое тело трясет, я в холодном поту. Это очень сильно действует на мою психику. Бывает и морально, и физически устаю от этого. Что делать, когда происходят такие вещи? Отчего это? Магомед.

Следует перестать смотреть телевизор и заходить в Интернет, то есть просматривать все то, что засоряет ваш мозг и устрашает его. Полагаю, что у вас в голове скопилось много мусора, страшных ассоциаций и образов, а потому так просто и быстро все это не вычистить. Постарайтесь найти книгу Дэниела Дж. Амена «Измени свой мозг - изменится и тело!» и вычитайте из нее хотя бы 5 рекомендаций, касающихся вашего вопроса. После строго следуйте им на протяжении хотя бы 6 месяцев. Это должно касаться и вашего питания, и вашей подвижности, и вообще вашего образа жизни.

Начните практиковать рекомендации из следующего хадиса. Пророк Мухаммад говорил: «Хороший сон - от Бога. Плохой сон - от Дьявола. Если увидит человек во сне что-то понравившееся ему [желанное, благое, приятное для него], то пусть возблагодарит Аллаха (Бога, Господа) и никому не рассказывает об этом, кроме тех, кого любит (уважает). А если увидит что-то неприятное для него (вызывающее отвращение) [порицаемое, нежеланное, устрашающее, обеспокоившее], то пусть сплюнет трижды через левое плечо и скажет: «А‘узу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиими ва мин шаррихь» (ищу прибежища у Бога от Сатаны и зла его). Пусть ляжет на другой бок и [в последующем] никому не рассказывает. Ему никакого вреда от этого сна не будет» .

Также рекомендую сдать кровь на максимально развернутый анализ ее состояния и наличия в ней необходимых веществ и элементов. В моей практике общения с людьми был случай, когда человек несколько лет мучился от кошмаров, просыпаясь посреди ночи в поту. Где он только не обследовался. Но лишь попав в одну из иностранных клиник и сдав развернутый анализ крови, он узнал, что один из органов не выделяет достаточного количества вещества, жизненно необходимого для организма. Он начал принимать его в форме пищевой добавки, и все прошло.

Уже был не рассвет и не заря, а восход самого солнца, в период которого молитва-намаз не совершается.

Ученые комментировали: «Забирание души (рух) у спящего - это частичное прекращение связи ее с телом. Забирание же души у умирающего - это полное прекращение связи души с телом. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 4. С. 244, 245.

Хадис от Абу Катады; св. х. аль-Бухари и др. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 193, хадис № 595; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 3. С. 84–86, хадис № 595 и пояснение к нему; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 4. С. 244.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2205, хадис № 7047; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 542, хадис № 7047; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 934, хадис № 23–(2275); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 989, глава № 32, хадис № 10; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 662, хадис № 2299, «хасан сахих».

«Большинству из нас необходимы 7–8 часов сна (в сутки. - Ш. А. ). Во время сна восстанавливается мозг. Сон дает мозгу возможность устранить неполадки и «заняться хозяйством» - пополнить запас белков и усилить синапсы. Для этого мозг должен отключиться, чтобы нейроны не «путались под ногами». Пониженная температура мозга и замедленная скорость обмена веществ, которые сопровождают глубокий сон, помогают ферментам более успешно ремонтировать и восстанавливать клетки. <…> Недобрав сна в одну ночь, некоторые люди не чувствуют особого дискомфорта. Но после одной-двух недель недосыпания страдают все, потому что эффект накапливается. Одна неделя недостаточного сна эквивалентна 24 часам непрерывного бодрствования. Две недели - 48 часам». См.: Эккерман Дж. Краткая история человеческого тела. 24 часа из жизни тела. СПб.: Амфора, 2008. С. 265, 266, 272.

«Правильно дозированный послеобеденный сон помогает улучшить настроение и поднять активность. Последние исследования говорят, что достаточно 15–20 минут в промежутке между 13.00 и 14.30, чтобы прогнать усталость, повысить производительность и «подзарядить батарейки». Более долгий сон, например длящийся три четверти часа или час, может потребовать еще минут двадцать, чтобы стряхнуть инерцию сна. Короткий послеобеденный сон - естественный ответ на биологическую потребность в отдыхе. Организм человека запрограммирован на сиесту». См.: Эккерман Дж. Краткая история человеческого тела. 24 часа из жизни тела. С. 135–137.

Также см., например: Св. Коран, 78:9–11.

Именно пророчество - так упоминается во всех хадисах по этой теме. Пророкам сообщалось о сокровенном, сокрытом, неведомом, ожидающем людей в будущем (аль-гайб), но они не были теми, через кого давались Божественные предписания. Каноны отдельным народам или человечеству в целом передавались через посланников Божьих.

Именно завеса пред неведомым (аль-гайб) может быть слегка приоткрыта для праведников и приближенных к Богу людей через сон.

Хадис от Абу Хурайры, св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2188, хадис № 6990; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 464, хадис № 6990; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих [Ниша светильников]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1991. Т. 2. С. 519, хадис № 4606.

См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 657, хадис № 2277, «сахих».

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2186, хадис № 6983; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 448, хадис № 6983; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 24. С. 197, хадис № 6983.

В соответствии с правилами арабского языка, когда речь идет о мужчинах, то подразумеваются и женщины, за исключением случаев, когда есть оговорка или невозможность подразумевания по физиологическим или иным причинам. Когда же речь идет о женщинах, то, напротив, - мужчины не подразумеваются. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 20. С. 8, 24; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 24. С. 197, пояснение к хадису № 6983; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2913, хадис № 4608.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 930, хадис № 6–(2263); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 657, хадис № 2275, «сахих».

См.: Св. Коран, 12:36, 43; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 449; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 572, комментарий к хадису № 2/839.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2191, хадис № 6994; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 473, хадис № 6994; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 931, хадис № 10–(2266); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 658, хадис № 2281, «хасан сахих»; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 988, глава № 32, хадисы № 7, 8.

См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 479, в пояснении к хадису № 6994.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 930, хадис № 6–(2263); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 657, хадис № 2275, «сахих»; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 987, глава № 32, хадис № 3.

Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и др. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 71, хадис № 1083, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 657, хадис № 2279.

См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т., 2001. Т. 24. С. 213.

Некоторые ученые оговаривали следующий критерий: «Мысль, идея, сон, которые от Бога, - устойчивы и ясны. То же, что от Сатаны, - неустойчиво, сопровождается путаницей и несвязностью образов».

Здесь «сплюнуть» имеется в виду воздухом, а не слюной. Данное действие символизирует пренебрежительное отношение к козням Дьявола и удаление от себя сатанинской скверны (влияния). См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 573, хадисы № 4/841, 5/842 и пояснение к ним.

В одном из хадисов добавлено: «…пусть встанет и помолится», то есть совершит два ракяата дополнительной молитвы-намаза. Предполагаю, это на тот случай, когда человек увидел во сне что-то очень страшное и ему сложно после этого уснуть. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 930, хадис № 6–(2263); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 987, 988, глава № 32, хадис № 3; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 661, хадис № 2296.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1835, в пояснении к хадису № 5747; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 987, глава № 32, хадис № 1.

См.: аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2918, 2919, хадис № 4614. Эти слова Мухаммада ибн Сирина являются словами самого пророка Мухаммада, переданными Абу Хурайрой. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 657, хадис № 2275, «сахих».

См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 572, комментарий к хадису № 1/838.

Хадис от Джабира; св. х. Муслима и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 932, хадис № 12–(2268); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 8. Ч. 15. С. 27, хадис № 12–(2268) и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 58, хадис № 844, «сахих».

В хадисе упоминается хороший сорт мединских фиников.

Хадис от Анаса; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 933, хадис № 18–(2270); Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 8. Ч. 15. С. 30, 31, хадис № 18–(2270) и пояснение к нему; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 990, 991, глава № 32, хадис № 12; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2922, хадис № 4617 и пояснение к нему.

Хадис от Уммы аль-‘Аля’; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2197, хадис № 7018; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 507, 508, хадис № 7018; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2924, хадис № 4620.

Варака ибн Навфаль был набожным и религиозно грамотным человеком. До начала пророческой миссии Мухаммада являлся христианином, читал Библию на иврите и занимался переводом ее на арабский язык. Он один из первых, кто узнал о начале Божественных откровений и подтвердил их истинность.

См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 660, хадис № 2293.

В данном риваяте (в одном из двух, на которые ссылаюсь) говорится «одна сороковая», но в основной части достоверных риваятов (как и во втором из двух) говорится именно об «одной сорок шестой». Подробный хадисоведческий разбор риваятов с упоминанием вариантов этого числа см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 15. С. 450–456.

Хадис от аль-‘Укайлийя; св. х. ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 659, хадис № 2283, 2284.

Хадис от Анаса; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 123, хадис № 2001, «сахих».

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 3. С. 1091, хадис № 3509; там же. Т. 4. С. 2203, хадис № 7042; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 574, хадис № 844 и пояснение к нему.

Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 575.

См.: Св. Коран, 12:100, 101.

Хадис от Абу Хурайры. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 932, хадис № 11–(2266); Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 8. Ч. 15. С. 26, хадис № 11–(2266) и пояснение к нему; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 988, глава № 32, хадис № 7; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2190, хадис № 6993.

Перевод смысла данного хадиса собран из нескольких взаимодополняющих достоверных хадисов. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 929, хадисы № 3–(2261), 4–(2261), 5–(2262); аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1835, хадис № 5747; там же. Т. 4. С. 2187, хадис № 6985.