Псалом 50 для чего его читают. Объяснения церковных и домашних молитв. Толкование утренних молитв. А.П. Лопухин. Толковая Библия. Псалтирь


ТОЛКОВАНИЕ УТРЕННИХ МОЛИТВ

Псалом 50, покаянный

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Щедроты - богатые милости. Наипаче - особенно. Яко - потому. Аз - я. Выну - всегда. Се - вот. Иссоп - трава, употреблявшаяся древними евреями для окропления себя жертвенной кровью. Паче - более. Даси - дай. Созижди - сделай. Прав - праведный, безгрешный. Утроба - живот, внутренность человека. Воздаждь - дай. Устне - рот, язык. Убо - поистине. Всесожжение - жертва древних евреев, при которой животное все без остатков сжигалось на жертвеннике. Ублажи - дай блаженство, осчастливь. Сион - гора в Иудее, в Иерусалиме. Олтарь - жертвенник.

Слово псалом означает песнь. Этот псалом составлен пророком Давидом, когда он каялся в великом грехе - он убил благочестивого Урию Хеттеянина и овладел его женой Вирсавиею. Этот псалом называют покаянным, потому что он выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании. Поэтому этот псалом читается часто в церкви во время богослужения. Нам, виновным во множестве грехов, этот псалом следует произносить как можно чаще.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Этими словами мы просим, чтобы Господь по особой Своей милости простил наши грехи.

Перевод: Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце, и внутрь меня явил мне мудрость Твою. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие; и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лице Твое от грехов моих, и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима. Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.


Афонские старцы о покаянии

От пятен греха душа очищается покаянием. Старец Анфим часто использовал следующий пример: «Что делают те, у кого грязь на лице и руках? Они открывают кран, чтобы в изобилии текла вода до тех пор, пока они не отмоются. Будем подражать им и мы. Откроем не один, а два крана - наши глаза, чтобы из них потекли изобильные слезы покаяния, которые отмоют все яды суетного мира, загрязнившие и запачкавшие окаянную нашу душу. Только слезы покаяния могут очистить душу».

Старец Филофей говорил: «Признак истинного покаяния - глубокое переживание, сокрушение и скорбь сердца, воздыхания, молитвы, посты, бдения и слезы. Такое покаяние подлинно и истинно. Такое покаяние приносит пользу, ибо подает грешнику прощение и делает его другом Божиим».

Старец Иаков убеждал христиан приступать к таинству покаяния без колебаний. Он говорил: «Не колеблитесь, не стесняйтесь. Что бы вы ни сделали,-даже самый большой грех, - духовник имеет власть от самого Владыки Христа и апостолов прощать вас, накрыв своей епитрахилью».

Исповедавшемуся грешнику старец Амфилохий сказал: «Брате, забудь свои грехи, наш Христос их вычеркнул из Книги Жизни».

Покаянная молитва 50 псалом интересна не только своим религиозным, но и историческим контекстом. История его появления одновременно романтична и поучительна. Связана она с именами древнееврейского царя Давида, жившего в Х веке до Рождества Христова, и его современницы, красавицы Вирсавии (Ветсавии).

Толкование 50 псалма гласит, что Давид был необычайно и благочестивым царем, старательно выполнявшим законы, данные Богом, и требовавшим того же и от своего народа. Но, как и все живые люди, он был подвержен слабостям не только душевным, но и телесным, и самой известной его слабостью, подтолкнувшей царя на большой грех, стала Вирсавия, супруга одного из израильских военачальников.

Покаянный 50 псалом от греха к прощению

По древнему преданию, Давид впервые увидел Вирсавию, прогуливаясь по крыше своего дворца. Женщина, которую описывают, как обладательницу редкой красоты, принимала ванну, и царь потерял голову. Но на пути их любви возникло препятствие: Вирсавия была не свободна. Ее муж, Урия Хеттеянин, в это время был в военном походе.

50 псалом царя Давида появился на свет не просто как результат прелюбодействия – ради красавицы властелин Израиля пошел куда на более страшный грех. По его приказу Урия был направлен в самое кровавое сражение, после которого живым домой не вернулся. Таким образом Давид, благочестивейший из всех израильских царей, убил соперника холодно и расчетливо, а также вероломно, поскольку воспользовался для этого властью, данной ему Богом. Однако, толкование 50 псалма повествует о том, что царь не умер нераскаянным.

Молитва 50 псалом: обличение царя Давида

Но нет ничего тайного, что не стало бы явным. Подлость царя была открыта пророку Самуилу, и тот, придя к Давиду, обличил его в содеянном. Царь, угнетенный чувством вины, усиленным скорбью об их с Вирсавией первенце, прожившем всего несколько дней, искренне раскаялся, и результатом его покаяния стал покаянный 50 псалом. Предание гласит, что Давид долго плакал и посыпал голову пеплом, обращаясь к богу словами им же составленной молитвы, 50 псалма: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей». Господь принял покаяние Своего оступившегося слуги, и даровал им с Вирсавией сына Соломона – мудрейшего из всех земных правителей. Несмотря на то, что у царя Давида было множество жен и детей, именно любовь к Вирсавии стала образцом настоящего глубокого чувства и легла в основу многих произведений искусства.

Слушать на видео христианский псалом 50

Православный текст псалом 50 на русском языке

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость Твою. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Текст Псалтыри, Псалом 50 на церконо-славянском языке

Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей, и по множеству щедрот твоих очисти беззаконiе мое. Наипаче омый мя от беззаконiя моего и от греха моего очисти мя; яко беззаконiе мое аз знаю, и грех мой предо мною eсть выну. Тебе eдиному согреших и лукавое пред тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех твоих и победиши, внегда судити ти. Се бо, в беззаконiих зачат eсмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил eси, безвестная и тайная премудрости твоея явил ми eси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселiе; возрадуются кости смирeнныя. Отврати лице твое от грех моих и вся беззаконiя моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи менe от лица твоего и дха твоего святаго не отими от менe. Воздаждь ми радость спасенiя твоего и дхом влчним утверди мя. Научу беззаконныя путeм твоим, и нечестивiи к тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, моего; возрадуется язык мой правде твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою. Яко аще бы восхотел eси жертвы, дал бых убо; всесожжeнiя не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволенiем твоим Сiона, и да созиждутся стены Iерусалимскiя; тогда благоволиши жертву правды, возношенiе и всесожегаeмая; тогда возложат на oлтарь твой телцы.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

Псалом 50 считается одним из самых часто употребляемых священных текстов из Псалтыри. Это своеобразная утренняя молитва, относящаяся к канонам к Богородице, К Ангелу-Хранителю, к Причащению. Смысл псалома 50 – сокрушение, покаяние о том, что когда-то был совершен грех. Это молитва о помиловании, о том, чтобы Господь Бог простил за все, что было сделано правильно и неправильно.


О том, когда читать и чем помогает псалом 50

Если душа плачет, ее обуревает полное смятение, тяжесть, грехи давят, то стоит начать читать псалом 50. Священный текст не такой большой: он состоит из 12 предложений, в каждом из которых есть своя догмата, смысл необходимо понимать с первых строк, проникнуться им и искренне верить в написанные слова. После читки проходит тревога, в голову перестают лезть нехорошие мысли, становится легко и хорошо. Такое покаяние перед Богом необходимо, чтобы полностью очиститься.

Неважно, какой именно грех давит вашу душу – в любом случае, псалом 50 может «вылечить» и «исцелить». Верующие должны знать, что если сам Господь Бог простит им все грехи, то в сердце поселится надежда на лучшее. Что за грех должен быть на душе, чтобы прибегнуть верующему к данной молитве? Это может быть как незначительный поступок, за которое сильно болит сердце, так и ужасное деяние. Например, от вранья до гордыни, от грубостей до воровства.

Для каждого человека грех измеряется по-разному. Самое главное, чтобы каждый понимал для себя, что нагрешил и пора покаяться перед Господом, пока не поздно. Так же, псалом 50 обычно читается в церкви. Стоять желательно недалеко от алтаря, не подходя ни к каким иконам. Только потом можно отдельно подойти к тем образам, которым хочется поставить свечки. Обязательно креститесь и искренне читайте псалом 50.

Основная мысль чтения псалма 50 состоит в том, чтобы молиться перед Всевышним и искупать свой самый страшный грех. Это лучшая молитва о том, чтобы просить прощение перед господом, нравственность «реабилитироваться», понять истину и никогда не грешить.

К сожалению, сегодня люди относятся к вере не так трепетно как раньше, а значит – после каждого поминовения грешат еще больше. Вот почему необходимо читать псалом 50, чтобы хотя бы таким образом быть чистым перед Господом Богом, молить о том, чтобы Высшие Силы не только простили грешных людей, но и направили на истинный путь.

Слушать псалом 50 40 раз подряд

Псалом 50 - текст на русском, как правильно читать was last modified: Март 12th, 2019 by Bogolub

КАФИЗМА 7

Псалом 50
1 В коне́ц, псалом Давиду, внегда внити к нему Нафа́ну проро́ку, 1 К исполнению. Псалом Давида, когда пришёл к нему Нафан пророк,
2 егда́ вни́де к Вирсави́и, жене́ Ури́еве, 2 после того, как тот вошёл к Вирсавии, жене Урии.
3 Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. 3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
4 Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя. 4 Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,
5 Яко беззако́ние мое́ аз зна́ю и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. 5 ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.
6 Тебе́ Еди́ному согреши́х, и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х и победи́ши, внегда́ суди́ти Ти. 6 Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.
7 Се бо в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́.

7 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.

8 Се бо и́стину возлюби́л еси́, безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́.

8 Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою].

9 Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся, омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся.

9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.

10 Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие, возра́дуются ко́сти смире́нныя.

10 Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.

11 Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х, и вся беззако́ния моя́ очи́сти.

11 Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.

12 Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й.

12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

13 Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́, и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́.

13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.

14 Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́, и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя.

14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

15 Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся.

15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.

16 Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́, возра́дуется язы́к мой пра́вде Твоей.

16 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

17 Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́.

17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:

18 Яко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо, всесожже́ния не благоволи́ши.

18 ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.

19 Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н, се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т.

19 Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

20 Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. 20 Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:
21 тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая: тогда́ возложа́т на олта́рь Твой тельцы́. 21 тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Слава:

КАК БЫЛ НАПИСАН ПСАЛОМ 50 И ЧТО ОН ОЗНАЧАЕТ

50-й псалом – очень известная покаянная молитва. Он был составлен пророком Давидом, создателем псалмов, после того, как к нему пришел пророк Нафан и обличил его в страшном грехе – в том, что он из-за своего влечения к женщине послал на заведомую смерть человека.

События, которые предшествовали написанию этого псалма описаны во 2-й книге Царств (гл. 11 и 12).
Однажды Давид увидел красивую женщину, которую звали Вирсавия, и возжелал ее себе в жены. Но на тот момент она была замужем за человеком, которого звали Урия, он находился в воюющей на тот момент армии Давида. В предстоящем сражении с аммонитянами, по приказу Давида, Урия был поставлен в самое опасное место, где и был убит. Об этом знал только Давид и военачальник, которому он отдал такой приказ.
После гибели Урия, Давид женился на Вирсавии, этот брак ни для кого не показался странным, вскоре и сам царь забыл о своем грехе.
Через год у них родился сын и тут к Давиду явился от Бога пророк Нафан и в разговоре рассказал притчу:
В одном городе жил богач, у которого были большие стада и бедняк, имевшего всего одну овцу, которую он любил и даже кормил из своих рук. Однажды к богачу пришел гость и тот решил его угостить, но свою овцу он колоть не захотел и силой отобрал у бедняка овечку и угостил своего гостя. После этого рассказа Нафан спросил:

«Какой суд произнесешь ты, царь, над сим жестоким богачем?»

В ответ Давид сказал, что конечно же смерти, а бедняк должен быть вознагражден.

После этих слов пророк Нафан сказал, что этот суд Давид произнес для самого себя и передал ему то, что говорил Господь Бог:

Я поставил тебя царем над Израилем, избавил тебя от рук Саула и отдал в твою власть весь дом его и все царство его. И если бы еще чего не доставало тебе, Я все то дал бы тебе, согласно желанию твоему. А ты что сделал? Несмотря на все эти благодеяния Мои, ты презрел слово Божие, попрал Закон Его и совершил величайшее преступление: ты убил Урию Хеттеянина для того, чтобы завладеть его женою. Вот тебе наказание за это: сын твой от Вирсавии умрет

Обличение пророка разбудило Давида от своего греха, он осознал свой проступок и отчаянно раскаялся в нем. Это раскаяние и мольбу Бога о помиловании мы знаем теперь, как покаянный псалом, которым до сих пор ежедневно молятся все христиане.

ОБЪЯСНЕНИЕ И КРАТКОЕ ТОЛКОВАНИЕ 50 ПСАЛМА

Пс.50:3 Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё
Давид, после обличения Нафаном, с ужасом осознал свой грех и первые слова покаяния он начинает с мольбы о помиловании. От Господа Давид получил дар пророчества и множество других милостей, он, как праведник и избранник Божий, тем более осознает свою вину перед Богом.

Пс.50:4-5 Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя: яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну.

совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною
Наипаче значит здесь: «многократно, много раз». Омый означает: «смой, отмой».
Давид просит Бога смыть с него грязь, которой очернена его душа. Грешник уже знает от Нафана, что Господь помиловал и простил его, но ему этого мало- он умоляет Всемилостивого Бога смыть с себя всю скверну. И не раз, а наипаче (многократно) омыл бы его от беззакония и таким образом очистил бы совсем от греха прелюбодеяния и убийства.
Поэтому молю Тебя, Всемогущий Боже, омый мя Твоею благодатию: вместо воды у Тебя есть благодать всеочищающая, вместо крови от жертвой приношений, которою мы очищаем дома свои, есть у Тебя всеочищающая кровь Сына Твоего, Которого я ожидаю, в Которого верую, кровь Которого омоет грехи всего мира, у Тебя есть и Дух Святый всеочищающий, Ты Сам, по всемогуществу Своему, можешь меня очистить от греха моего, посему горькими слезами молю Тебя: помилуй меня!
Потому, что преступления свои я знаю, и грех мой непрестанно (есть выну ) предо мною: вот почему, о Боже, я молю Тебя.
Я все время помню о своем грехе, вижу мой беззаконный поступок с Вирсавиею, перед моими газами все время как будто стоит, пронзенный стрелой, несчастный Урий, вижу, как он взывает о мести мне.

Пс.50:6 Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих: яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти.

Тебе, Единому, я согрешил и злое пред Тобою сотворил, – да будешь оправдан в словах Твоих и победишь, если вступят с Тобою в суд.
В своей исповеди Давид признается, что он понимает против кого он сделал этот грех, говоря: пред Тобою одним, Господи, согрешил я и против Тебя содеял это зло.
Каждый грешник, когда забирает у кого-то, например, собственность, его честь, труды или здоровье, грешит не только против этого ближнего, а еще против Бога и против себя. Этими делами он оскверняет свою душу и тело завистью, гневом, блудодеянием, злобою и другими пороками.
Так и Давид, согрешив против Господа, согрешил против Урии, его жены и против самого себя, осквернив свою душу.
Над Давидом, который был царем, не было человеческого суда, никто на земле не мог требовать от него оправданий, никто, кроме одного Судии. Поэтому Давид говорит:
пред одним Тобою я согрешил и на глазах у Тебя я сделал великое зло, которое никто в мире, кроме Тебя, не исправит; но Ты праведен в слове Твоем (оправдишися во словесех Твоих) и чист в суде Твоем. Ты уже произнес на меня суд через Нафана пророка. Я заслужил это наказание и еще большего наказания заслуживаю, поэтому вижу справедливость, правду в твоих словах.
Ты победиши, внегда судити Ти, т.е. когда произносишь суд Твой надо мною.

Пс.50:7-8 Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.

Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя. Ибо вот, Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл.
Исповедуясь, Давид продолжает, что он и зачат во чреве матери с беззакониями, рожден был во грехе, т.е. с самого начала своей жизни он был грешен.
Он говорит: Ты справедливый и суд Твой справедлив, потому что Ты любишь истину, а я с самого рождения был грешником. Я умоляю тебя о помиловании и не оправдываюсь перед Тобою, но Ты Сам мне открыл тайну о первородном грехе, предназначенного к искуплению кровью Единородного Сына Божия. Зачем Ты открыл ее мне? Затем, что истину возлюбил еси, безвестная (никому не известное) и тайная премудрости Твоея явил ми еси.
В последних словах Давид говорит, что ему, как пророку, открыты вечные Божественные тайны, сокрытые для обыкновенных людей (Рим.14:24; Еф.3:9).

Пс.50:9-10 Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя.

Ты окропишь меня иссопом – и буду очищен; омоешь меня – и сделаюсь белее снега, дашь мне услышать радость и веселие – возрадуются кости ослабевшие
Иссоп — пряное душистое растение, которое растет в горах и на старых стенах. Он служил символом очищения, из-за своих очистительных свойств он употреблялся для окропления кровью пасхального агнца (Исх.12:22), для очищения прокаженных (Лев.14:4, 6, 52), при составлении воды очищения, особенным образом освященной, и для окропления этой водою (Чис.19:6, 9, 18).
В ветхозаветном обряде очищения священник с помощью окропления иссопом очищал того, кто признавался нечистым. Кроме этого обряда, Давид говорит еще и об омовении: омыеши мя; и паче снега убелюся, т.е. омой меня так, чтобы я был чище, белее снега.
После своих молитв Давид хотел бы узнать, что он действительно прощен, что его грех очищен и совесть его была бы спокойна: я знаю как бы говорит пророк Давид что Ты, Боже мой, можешь очистить и омыть мой грех, но каким образом я узнаю об этом? Это я могу узнать тогда только, когда душа моя почувствует неизъяснимую радость, дай же мне услышать и почувствовать эту радость: слуху моему даси радость и веселие, т.е. обрадуй и возвесели меня вестью о том, что Ты очистил мой грех, и тогда придут в восторг (возрадуются) даже самые кости мои, теперь удрученные (смиренные) грехом: возрадуются кости смиренныя.

Пс.50:11 Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.

Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь
Грехи порока Давида противны Богу и поэтому он умоляет Господа не взирать на них: отврати лице Твое от грехов моих, чтобы Тебе никогда не видеть их, и вся беззакония моя очисти, изгладь их из Твоей вечной памяти так, как бы их и совсем никогда не было, чтобы ни я, ни кто другой не мог вспоминать о них.

Пс.50:12 Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня.
До тех пор, пока сердце очернено грехами – жизнь будет тяжелой, а все усилия по ее исправлению – тщетны, возможны лишь незначительные изменения. Без помощи Божией невозможно исцелить больную душу и склеить разбитое грехами сердце до первозданной чистоты.
И поэтому Давид молится не об обновлении сердца, а о даровании чистоты сердечной и возрождении в душе его (во утробе) духа правды, который был у него раньше, - молится о том, чтобы Господь соделал полное и совершенное исправление поврежденных грехом способностей души его, разума, воли и сердца.

Пс.50:13-14 Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отъими от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя.

Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня .
Предшественник Давида на троне, царь Саул, был отвергнут Богом и лишен Его поддержки. И Давид понимает, что своим поступком он сам достоин такой же печальной участи, его грех также может повлечь за собой это отвержение, поэтому пророк умоляет: Господи Боже мой! Не отвержи, не отрини меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отнимай у меня, как отнял Его у других, прогневавших Тебя беззакониями. Не отрини меня и не отнимай Духа Святаго, без Которого человек мертв.
Господь всегда через Святого Духа помогал Давиду во всех его делах, без этой помощи – Давид никто и он четко знает об этом.
Если Ты, Господи, возвратишь мне этого Духа, Который оставил меня с минуты моего беззакония, то вместе с этим возвратишь мне и радость моего спасения, прошу — утверди во мне сего Духа, чтобы он, как и раньше, руководил бы мной, моим сердцем, волей и словом, царствовал бы в моей душе.
Самая главная награда сейчас для Давида – это продолжение общения с Духом Святым.

Пс.50:15 Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к тебе обратятся.

Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся
Своим грехом Давид подал дурной пример своим подданным, он понимал, что об этом проступке уже все знают и только своим примером праведной жизни он может поменять у них греховный образ мыслей о себе.
Он как бы берет грешников на поруки перед Богом и просит помиловать не только себя, но и их за их грешные мысли. Ведь они были соблазнены примером Давида, он же сам и просит помиловать их и обязуется содействовать возвращению грешников на путь правды:
Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивые (грешники) к Тебе обратятся. Т.е. когда Ты, по очищении моем от греха, дашь мне снова возможность жить на праведном пути, тогда я сам научу всех таких же грешников, как и я, и покажу праведный путь. И тогда эти нечестивые последуют моему примеру и тоже обратятся к Тебе с раскаянием.

Пс.50:16-17 Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего: возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.

Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою.
И снова Давид вспоминает свой грех, и опять молится о прощении греха невинно пролитой крови Урии. Любой, кто знает об этом, может указывать Давиду на эту кровь, ему обязательно надо освободиться от тяжкого груза:
Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, т.е. Боже, Спаситель мой, смой с меня это преступление (кровопролитие), и тогда: возрадуется язык мой правде Твоей, т.е. язык мой будет выражать радость от оправдания меня Тобою в этом тяжком преступлении.
Ведь без Божиего оправдания, Давид не сможет восхвалять Господа: похвала из уст грешника- оскорбление Бога, а потому я не дерзаю превозносить Тебя до тех пор, пока освобождением меня от крови (греха) не развяжешь язык мой. Тогда отверзеши устны мои, и уста мои радостно возвестят хвалу Твою.

Пс.50:18-19 Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, – к всесожжениям не будешь благоволить. Жертва Богу – дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит
В ветхозаветной Церкви были приняты жертвоприношения из «чистых» животных — быков, коров, овец и т.д. Животное подводилось к жертвеннику храма, а жрецы, с помощью левитов, закалали животное и проливали кровь около жертвенника и на полу пред святилищем. Потом жертву сжигали в огне. Если жертва была очистительная – тушу сжигали полностью, это называлось всесожжением. А если сжигались некоторые части, например сердце или печень, то это называлось благодарственной жертвой, при этом некоторые части животного отдавались жрецу.
Об этом и говорит Давид: Если бы Тебе, Господи, угодны и нужны были жертвы (яко аще бы восхотел еси жертвы), я принес бы Тебе их (дал бых убо), но Ты их не хочешь (всесожжения не благоволиши). Ведь речь здесь идет о жертвах в виде животных.
А на самом деле Богу, в первую очередь, нужно сердечное раскаяние и смирение: жертва (угодная) Богу - дух сокрушен, т.е. душевное сокрушение о содеянных грехах, потому что только человека смиренного и искренно сокрушающегося о грехах своих Бог не отвергает: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
Пророк Давид говорит, что только одни материальные жертвы, без человеческой души того, кто их приносит, Богу не нужны. Ничего не изменилось и сегодня, даже самая большая и дорогая свечка, поставленная без настоящей любви и веры не принесет никакой пользы.

Пс.50:20-21 Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, –тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
Ублажи - значит: «будь добр, облагодетельствуй»; благоволением значит то же, что милостью. Дальше Давид молится за святую гору Сион и за святой Иерусалим. Ему, как пророку, известно, что когда-то возле этой горы будет совершена величайшая жертва, за наши грехи пострадает Сын Божий, а сам Иерусалим станет главным городом, из которого начнет распространяться вера, где родится Церковь.
Благоволиши - «окажешь благорасположение, проявишь внимание или примешь с удовольствием»; жертву правды значит то же, что жертву оправдания (жертву о грехе); возношение и всесожигаемая- это разные типы жертв (подробнее в ст.18). Олтарем в ветхозаветной Церкви назывался жертвенник, на котором приносились жертвы Богу.
Когда Ты облагодетельствуешь Своею милостью гору Сион, ублажиши благоволением Твоим Сиона, и когда окажешь покровительство Иерусалиму, тогда благоугодны будут Тебе (благоволиши жертву правды) приносимые в храме его жертвы и всесожжения, тогда будут приносить на жертвенник, посвященный Тебе, не мелких малоценных животных, но крупных быков и тельцов (тогда возложат на олтарь Твой тельцы), и все эти жертвы, как прообразовательные, будут приятны Тебе ради той великой жертвы, на которую отдаст Себя здесь же, в Иерусалиме, Агнец Божий, Единородный Сын Твой, за грехи всех людей.

Эту великую покаянную, сильнейшую молитву из всех псалмов, Церковь рекомендует к ежедневному прочтению. Ставя в пример царя Давида, как согрешившего и позже раскаявшегося в своем грехе, этот псалом показывает, какой должна быть любовь к Богу и к правде. Даже совершив тяжкий грех, нельзя отчаиваться, самое главное в этом случае – это раскаяние.

Совершив тяжкий грех и быв за него наказан Богом, Давид глубоко смирился и смирением этим возвратил к себе любовь Божию. Падший, но восставший Давид стал любезнее Богу, еще более привязался к Нему верою и любовью, на опыте познав, что без ограждения и защиты Божией и величайший праведник может глубоко пасть. Мы люди грешные, и каждый великий грех наш, соделанный нами, скорее ведет нас к отчаянию, чем к покаянию. Кто редко согрешает, тот глубоко и скоро раскаивается, а человек, погрязший во грехах, с течением времени от увеличения грехов делается бесчувственнее, нераскаяннее, отчаяннее. Первое мы видим в лице Давида. Лишь только пророк обличил его в преступлении, Давид тотчас предался самому глубокому, горькому, чрезвычайному покаянию. Второе мы видим вообще на людях. Сколько люди грешат, сколько совершают ужаснейших преступлений, но стараются скрыть свои пороки в душе своей, не стыдятся своего безобразия, не считают нужным каяться, каяться чистосердечно, искренно. Мы тяжко оскорбляем Бога и огорчаем Его, но признаем достаточным для покаяния одни слова, временное посещение церкви, холодное и бесчувственное признание во грехах. А у иных и такого вида покаяния не бывает. Нас даже самая смерть не страшит, не заставит принести истинное покаяние - такое покаяние, какое принес Давид.
Воспользуемся же примером Давида, образом его покаяния, чтобы и нам получить прощение в грехах наших, чтобы и наши души убелены были, как снег, чтобы и нам получить Царствие Небесное со всеми святыми.

Псалом в переводе с греческого обозначает «хвалебная песнь». Псалом 50, текст молитвы на русском языке с ударениями вы можете прочесть ниже в этой статье. Давайте вместе с Вами подробно его растолкуем. Составлялась данная песнь-псалом царем Давилом в момент его раскаяния в своем огромном грехе. Его руками был убит муж Вирсавии, после чего он овладел этой женщиной, женой умершего.

Молитва Псалом 50 — это молитва раскаяние, для тех кто хочет очистить свою душу и тело от грехов

Его называют покаянным, почему?

Принято называть Псалом 50 покаянным, потому что в нем лежит глубочайшее сожаление и скорбь человека о содеянным им греха. Это некая молитва- раскаяние. Именно поэтому, практически всегда, он читается во время службы в Церкви.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей,

И по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.

Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя;

Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну.

Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих,

Яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти.

Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.

Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.

Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся.

Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя.

Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя.

Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся.

Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего;

Возрадуется язык мой правде Твоей. Господи,

Устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.

Яко аще бы восхотел еси жертвы,

Дал бых убо: всесожжения не благоволиши.

Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския.

Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

Обозначения слов в Псалом

Мы просим именно милости. Ведь только Господь Бог он из-за своей милости может отпустить нам все грехи и очистить нашу совесть и душу от содеянного.

В Псаломе есть слова: и грех мой передо мной есть…что они обозначают? В этих строчках чётко просматривается внимание к себе. Что это значит? То что мы знаем свои грехи, мы признаем их и не отрекаемся от них.

Обозначения слов: окропиши мя иссопом?!? В этой строчке звучит наша просьба об очищении. Внутреннее очищение – то, что необходимо каждому верующему. Поэтому мы и обращаемся к Богу с просьбой послать Его благодать.

Если говорить об этом Псаломе в общем, то можно подчеркнуть важные моменты. Мы очень много грешим, а это значит, что какое бы урок не послал нам Господь и каким бы строгим не оказался его суд, это всё справедливо.

Многим из нас хочется пойти по верному пути, именно поэтому мы и просим Всевышнего направить нас на истинную дорогу жизни и направить в сторону правильного образа жизни.

Псалмы и их применение

  • Псалмы очень сильны и эффективны. С их помощью можно снимать негативное влияние на человека и наложить чистое и хорошее. В таком случае необходимо отчитывать и начитывать.
  • Если говорить о Псалме 50, то читать его хорошо в тот момент, когда человек находится в растерянности и смятении. В том случае, когда большое количество грехов давит со всех сторон, а человек не может никак признать это.
  • Чтобы не произошло в нашей жизни, всегда есть выход. Как бы не казалось, что всё потеряно, выход имеется из любой ситуации. Все молитвы и псалмы могут помочь обрести душевный покой, очистить себя от тяжести, направить на путь истинный, научить раскаиваться в грехах и благодарить за всё, что имеем.
  • Никогда не поздно обращаться к Святым за помощью, приходить к ним с благодарностью, просить о наставлении. Наполняться духовно, значит жить свою жизнь правильно. И тот обретет счастье и покой, тот научиться справляться со всеми трудностями житейскими и тот придет к чистому и светлому, кто искренне прильнет к Всевышнему.
  • Очищайте себя. Развивайтесь духовно. Наполняйтесь энергией жизни. Всё это возможно в любом возрасте и любом месте, при любых обстоятельствах, главное, чтобы всё исходило от сердца. В этом деле важнее всего искренность и вера, вера в себя и в силу святых.
Опубликовано: 2017-01-15 , Изменено: 2017-07-12 ,