Устный журнал для родителей с разными темами. Устный журнал. Может быть красив на вид

Конспект устного журнала для родителей по теме

«Виды культур».

Время проведения: ноябрь.

Форма проведения: устный журнал.

Продолжительность: 1,5 - 2 часа.

Цель: содействовать становлению родительской компетентности по вопросам овладения социальной культурой детей дошкольного возраста.

Задачи:

Информационная компетентность

Способствовать формированию основ психолого-педагогических знаний по вопросам о роли социальной культуры в личностном развитии ребенка .

Технологическая компетентность

Содействовать становлению основных способов реализации содержания социальной культуры в практике взаимодействия с детьми.

Коммуникативная компетентность

Способствовать становлению навыков бесконфликтного общения.

Рефлексивная компетентность

Формировать способы анализа взаимодействия с детьми.

Мотивационная компетентность

Способствовать становлению интереса к сфере социального развития детей.

Материал: Презентация «Виды культур».

Ход устного журнала:

I . Вступительное слово.

(Слайд №1 DIV_ADBLOCK89">


Культура подразделяется на разные виды.

(Слайд №2 https://pandia.ru/text/79/002/images/image003_55.jpg" width="190" height="144 src=">).

Она оказывает влияние на становление основных личностных качеств и свойств, формирование которых возможно уже в дошкольном возрасте. Она способствует становлению базисных личностных характеристик, универсальных человеческих способностей.

К социальной культуре человек приобщается с внутриутробного периода развития до самой старости. Беременная женщина слушает музыку, стихи, напевает, общается с другими людьми, передавая еще не родившемуся малышу напевность народной поэзии, свое настроение, возникающее в ответ на социальное взаимодействие.

1. Первая разновидность социальной культуры, к которой приобщается ребенок, входя в мир человеческих отношений – культура народная .

(Слайд №4).

Она передается ребенку через материнский фольклор - при пение ребенку колыбельных, пестушек. Народная культура способствует становлению эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру. Позже эта культура дополняется УНТ, декаротивно - прикладным искусством, праздниками, традициями, обрядами.

При приобщении к народной культуре происходит становление таких личностных качеств и образований как: патриотизм, уважение к памяти и восхищения мудростью предков, бережное отношение к традициям.

2. По мере взросления ребенка содержание народной культуры обогащается включением в нее элементов национальной культуры :

(Слайд №5 ).

особенности языка, костюма, жилища, кухни, авторское творчество представителей нации (музыка, литература, изобразительное искусство), заимствование и стабильное использование элементов иных народных культур (предметы быта, праздники, обычаи). Национальная культура способствует становлению у ребенка национального самосознания (национальной идентификации, дифференциации), отнесенности себя к представителям определенной национальности по ряду признаков.

Приобщаясь к национальной культуре ребенок видит многообразие и красоту взаимоотношений человека и тех культурных ценностей, которые значимы для всех представителей его национальности и приобретает такие личностные качества и образования как: гордость за достижение своего и других народов, бережное отношение к языку, стремление к сохранению и обогащению культурных ценностей.

А сейчас я предлагаю вам совместно с вашими детьми поиграть в русскую народную игру «Маша и Яша».

Играющие встают в круг, выбираются Маша и Яша, которым завязываются глаза. Они бегают по кругу, Маша звенит в колокольчик, а Яша ловит ее. После того как Яша поймает Машу на эти роли выбираются другие играющие.

3. Однако в сфере ближайшего окружения ребенка (в семье, в группе детского сада, в населенном пункте, в регионе) имеются люди и других национальных культур. Люди разных национальностей, проживающие на одной территории, являющиеся гражданами одного государства, имеющие единый государственный язык, составляют этнос. Ценности, которыми они руководствуются в своем поведении и взаимоотношениях с другими людьми (мировоззренческие установки, государственные праздники, традиции, государственный язык) являются содержанием этнической культуры .


(Слайд №6).

В семье, где есть представители разных национальностей, очень важно довести до ребенка ценности культуры каждой из них, сформулировать толерантное, уважительное отношение к ним.

Поскольку семья является уменьшенной моделью всего общества, то именно в ней изначально формируется терпимое, принимающее отношение к людям других народностей, наций и этносов, а также к бесконфликтному взаимодействию с ними.

А сейчас ваши дети станцуют танец «Казачок».

4. Особое значение в дошкольном возрасте приобретает сфера социальных отношений между родными, близкими людьми, отражающая основные компоненты семейно-бытовой культуры ,

(Слайд №7).

такие как нормы и правила поведения, родственные связи, возрастную, половую и статусную иерархию взаимодействия, традиции, обычаи, родословную. Для ребенка ценности социальных отношений в семье являются доминирующими, определяющими в структуре мировоззренческих ориентаций, являются фундаментом собственной линии поведения в перспективном видении своих взаимоотношений в будущей семье.

Семейно – бытовая культура является основой становления важнейших личностных качеств и образований таких как гуманность, гостеприимство, родовая честь, уважение к семейным реликвиям, бережного к ним отношения, стремление к их преумножению, благородства, милосердия, патриотизма, трудолюбия.

Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Ассоциации».

Тем к кому я обращаясь необходимо слушать задание и говорить первые же образы, пришедшие в голову.

Если семья – это постройка, то она…

Если семья – это цвет, то она…

Если семья – это музыка, то она…

Если семья – это геометрическая фигура, то она…

Если семья – это название фильма, то она…

Если семья – это настроение, то она…

Если семья – это книга, то она…

Если семья – это природа, то она…

5. С самого рождения ребенок в семье, а позднее и в других социальных группах приобщается к нравственно-этической культуре ,

(Слайд №8 Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллективизм , ответственность, решительность, самостоятельность, открытость, толерантность, уважение к старшим , почтительность.

Формируются эти качества при разных условиях, в том числе через чтение и драматизацию сказок. И сейчас дети инсценируют сказку «Заюшкина избушка».

6. Начиная с трехлетнего возраста, ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность и воспринимать других людей с позиции половых различий. С этого времени существенное место в его социальном развитии занимает психосексуальная культура ,


(Слайд №9).

основными компонентами которой является: внешние проявления (одежда, прическа), труд и отдых мужчин и женщин, специфика взаимоотношений и нормы поведения в различных жизненных ситуациях, совокупность личностных качеств, отражающих особенности маскулинных (решительность, ответственность, стойкость, отвага, великодушие, честность, благородство) и фемининных (доброта, нежность, милосердие, самоотверженность, забота) качеств и проявлений.

Данная культура является содержательной основой становления мужского и женского достоинства, чести, стремление к адекватному выполнению половой роли, выражению себя в общении с другими людьми, в соблюдении, соответствующих норм и правил поведения.

Ваши дети хотели бы спеть для вас «Песню про папу».

Дети поют песню.

7. Приобщение ребенка к различным видам социальной культуры раскрывает перед нами многообразие человеческих проявлений. К концу дошкольного возраста ребенок начинает понимать, что все люди различаются по возрасту, полу, статусу, национальной принадлежности.

Вместе с тем они все имеют свои права и обязанности, составляющие основу правовой культуры ,

(Слайд №10 https://pandia.ru/text/79/002/images/image011_24.jpg" width="156" height="117 src=">).

*В: «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение». ().

Социальная культура как совокупность материальных и духовных ценностей, предопределяющих направленность взаимоотношений между людьми, является содержательной основой социального развития. Приобщение к ней осуществляется различные путями, важнейшим из которых является семейное воспитание. В семье ребенок овладевает основными нормами и правилами поведения, усваивает опыт социальных отношений; семья предопределяет формирование его ценностных ориентаций, способствующих становлению человеческого достоинства и социальной успешности.

Это все что я сегодня хотела рассказать вам о культуре. И сейчас я попрошу вас рассказать, что вам сегодня запомнилось больше всего, что бы вы хотели еще узнать? А так же выскажите свое мнение письменно.

Большое спасибо за внимание, до свидания.

Литература:

1. , Оглезнева психолого – педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста. Г. Добрянка, 2005.

2. , Швецова и детский сад: педагогическое образование родителей. – СПб.: Детство – Пресс,2009.

3. Ресурсы интернет.

Семейные традиции - это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечен празничный сервиз; и поездка в лес с детьми, чтобы нарядить елку к Новому году; и поздравление ветерана-дедушку или соседа с Днем Победы и многое другое...

Жизнь ребенка - это огромный мир. Чтобы в него войти, чтобы помочь маленькому хозяину этого мира, нужно иметь волшебный ключ, который называется доверием.

Сохранение доверия в семье - это еще одна хорошая традиция. Доверие - это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье - одна из самых важных задач родителей.

Все родители заранее получили творческое задание вспомнить и описать о традициях в их семьях.

Родители с удовольствием откликнулись на это предложение и принесли свои сочинения, которые мы рассматривали и обсуждали с детьми (обсуждение самых интересных традиций).

Воспитатели сада Метлова Л.Н. и Пятерникова Л.Г. рассказали, как у них в группах проходила подготовка совместного с родителями проекта "Моя семья", показали наглядные пособия, изготовленные руками родителей.


Также была продемонстрирована презентация этого проекта.

Сейчас мы предлагаем Вашему вниманию еще одну традицию - петь детям перед сном.
Игра "Вопрос - ответ". Параллельно демонстрировались видео-ответы детей.

1. Детские праздники в семье - это хорошая традиция? Нужны ли они нашим детям?

Посмотреть ответы детей можно, перейдя по ссылке http://youtu.be/IfZaVOxHSLI

2. Могут ли помочь праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера?

3. Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, нет?

Видео-ответы детей можно посмотреть, перейдя по ссылке

4. Предложите детскую забаву-игру для празднования дня рождения.

5. Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?

6. Дети, пришедшие в гости, разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?

7. Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?

8. Какие праздники, кроме дня рождения, Вы устраиваете своим детям?

Праздники для ребенка - это хорошая семейная традиция. Загадки, викторины, познавательные игры развивают ум ребенка. В доме праздник - нужно подготовить подарки, украсить комнату, все вымыть, вычистить - так входит труд в жизнь ребенка. А когда мы поем, рисуем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку - разве на воспитываем мы своих детей эстетически?

Беседу на эту тему провела воспитатель Баракова Ю.П.

Какой праздник пройдет без подвижных игр, где ловкость и сообразительность способствуют здоровому росту?!


И еще! Семья - это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы.

А сейчас здесь появится самое дорогое, что у вас есть - ваши дети. Встречайте!

"Танец кукол" в исполнении подготовительных к школе групп № 7, 8.


Семья - это основа всего доброго, положительного, что есть в ребенке. В семье закладывается уважение и любовь к семейным традициям! Любите своих детей, уважайте их мнение, желания, и они ответят вам тем же. Дружите с детьми!

Не жалейте время для детей,

Разглядите взрослых в них людей,

Перестаньте ссориться и злиться,

Попытайтесь с ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.

Обогрейте их своим теплом.

Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,

Обо всем на свете говорите,

Их всегда незримо направляйте

И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять -

Каждый шаг не нужно проверять.

Мнение и совет их уважайте.

Дети - мудрецы, не забывайте!

Взрослые, надейтесь на детей

И любите их душою всей

Так, как невозможно описать.

Вам тогда детей не потерять!

(Стихотворение А. Лопатиной "Дружите с детьми")

На прощание родителям были подарены буклеты на тему "Как правильно дарить и принимать подарки".


Ирина Ржевская
Консультация «Устный журнал для родителей «Светофор»

Здравствуйте, уважаемые родители !

Самое дорогое, что есть у человека на свете - это наши дети . И сегодня на страницах устного журнала «Светофор » мы поговорим не только о безопасном поведении наших детей на транспорте, на улице в качестве пешеходов, но и о том, как мы воспитатели и вы родители должны формировать знания у детей о правилах безопасного поведения на дороге и на транспорте. И конечно эти правила соблюдать.

Первая страница «Слово специалиста» .

Перед тем, как выступить перед вами, наши воспитатели провели следующую диагностику : сколько родителей привозят детей на машине в детский сад. Оказалось, что свыше 90% родителей приезжают в детский сад на автомобилях. Очень часто мы наблюдали, что дети садятся не в автокресла, а на колени к маме, бабушке. О том, насколько важно перевозить ребенка в автокресле, сегодня и пойдет речь. Поговорим о детских автокреслах. Можно ли избежать аварий с пассажирами или снизить тяжесть их последствий? Положительный ответ на этот вопрос единогласно дают врачи-травматологи, работники ГИБДД, ученые, если применять эффективное средство защиты - специальные удерживающие средства : для взрослых ремни безопасности, для детей автокресла.

Даже при самых незначительных авариях, когда взрослые не получают и царапин, дети порой получают тяжелые травмы. Так при скорости 40 километров в час ребенок весом в пять с половиной килограммов в момент столкновения оказывает нагрузку на руки держащего в двадцать раз большую собственного веса. Удержать в этом случае малыша, особенно женщинам, вряд ли удастся. Но если ребенок пристегнут в автокресле, то бывает, что невредимым остается только он. Приходите покупать кресло, думая о безопасности своего ребенка, а не о штрафе, который угрожает за отсутствие автокресла. Собираясь в магазин, возьмите с собой ребенка.

На сегодняшний день в магазинах представлены автокресла множества брендов, которые по ценам и соответственно качеству на порядок отличаются друг от друга. Наиболее качественными считаются кресла таких странпроизводителей, как Германия, Нидерланды, Франция, Италия. На какой бы марке вы не остановились, обратите внимание, чтобы продукция была сертифицирована по правилу ECE R 44/04 (2007г.) . Некоторые фирмы участвуют в дополнительных более жестких испытаниях своей продукции. Если вы хотите приобрести самое безопасное кресло, поинтересуйтесь, проходило ли оно независимые краш-тесты европейских организаций.

Детское автокресло должно быть прочно и надежно зафиксировано в автомобиле. При способе крепления автокресла с использованием системы, «isofix» кресло держится наиболее устойчиво. Это крепление представляет собой штыри в основании детского кресла, которые легко и быстро крепятся за металлические скобы внутри автомобильного сиденья. Если вы желаете использовать данную систему крепления, то необходимо проверить наличие «isofix» в вашем автомобиле. Выбирать автокресло надо так, чтобы оно подходило ребенку по росту и по весу, не забудьте проконсультироваться по всем интересующим вас вопросам у продавца.

Вторая страница «Детский сад плюс семья» .

Мы, воспитатели, понимаем, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. А приводит к этому элементарное незнание правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части дороги. Дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, её скорость. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке. Дети считают вполне естественным затеять весёлую игру сначала на обочине дороги, а затем и на дороге. Взрослого человека, при появлении опасности на дороге иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши не обладают этими качествами в полной мере и не могут моментально принять правильное решение.

Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста и совместными усилиями детского сада и семьи.

У нас в детском саду созданы условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения : имеется детская литература, используем плакаты, картины, иллюстрации, в каждой группе имеется уголок по правилам дорожного движения, обязательными атрибутами в группе являются светофоры различного размера , разные машины, пешеходная дорожка «зебра» , настольные игры и т. д.

И дома, вы, уважаемые родители , тоже должны создавать развивающую среду : посмотрите здесь, на выставке, представлена красочная литература для детей дошкольников. Мы, воспитатели, советуем вам подписаться на журнал «Путешествие на зелёный свет » . Очень интересный журнал (воспитатель показывает) . Этот журнал рекомендуется для младшего школьного возраста, но дети подготовительной группы поймут материал данного журнала . Здесь прекрасные иллюстрации, есть стихи, рассказы небольшие, кроссворды.

Мы знакомим детей с Правилами дорожного движения через образовательную ситуацию, путем бесед, чтения художественной литературы, придумывания рассказов, сказок о поведении детей на улице, организуем подвижные игры, экскурсии, где наблюдаем за движением транспорта, учимся переходить дорогу без светофора . Проводим кукольные спектакли, праздники, развлечения и многое-многое другое. Воспитатель средней группы Макарова Юлия Сергеевна углубленно работает над темой «Воспитание у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах села и города».

Знания, которые дети получают в детском саду, должны подкрепляться и дома : расскажите сказку или рассказ о правильном и неправильном поведении детей на проезжей части дороги, переходите с ребенком дорогу, обязательно, я подчеркиваю на зелёный свет , даже если транспорт двигается где-то вдалеке. Ведь родительский пример - эталон поведения для ребенка. Достаточно один раз на его глазах перебежать дорогу или перейти на красный сигнал светофора и , оставшись один, ребенок повторит тоже самое. Поэтому постоянное внимание и неослабевающая забота требуется от родителей , нас воспитателей, всех взрослых, чтобы привить ребенку внимательность и осторожность на дороге.

Следующая страница «Вопрос - ответ» .

Прошу вас не стесняться отвечать на вопросы.

Вопрос : Что должен делать пешеход, чтобы стать заметней для водителя?

Ответ : Надеть световозвращающий жилет или иметь на одежде светоотражатели .

Вопрос : На каком расстоянии заметен в ближнем свете фар человек , на одежде которого есть светооражатели ?

Ответ : На расстоянии до 100 метров.

Вопрос : Почему при переходе дороги ребенка нельзя везти на санках, а надо взять его за руку и так переходить дорогу?

Ответ : При переходе дороги санки могут опрокинуться.

Вопрос : Кому надо выходить первому из автобуса взрослому или ребенку?

Ответ : Первым надо выходить из автобуса взрослому и принимать ребенка на руки. Если пустить ребенка вперед себя, то он может побежать переходить дорогу.

Вопрос : Почему нежелательно, чтобы маленький ребенок переходил дорогу с мячом в руке, даже если вы его держите за руку?

Ответ : Мяч может выскользнуть из рук ребенка и покатится по дороге, а ребенок сделает рывок и побежит за мячом.

Вопрос : Почему на остановке транспорта следует держать за руку ребенка?

Ответ : Зона остановки - опасная зона. Пассажиры, которые всегда торопятся, не заметив ребенка просто подтолкнут его под колеса автобуса (ребенок не в силах сдержать натиск пассажиров) .

Последняя страница «О правилах дорожного движения говорят и показывают дети» .

Развлечение «Светофорик на пешеходном переходе»

Задачи :

Закрепить знания детей о безопасном поведении на дороге, знание дорожных знаков, сигналов светофора , их значение, как правильно перейти дорогу без светофора .

Развивать внимание, память, наблюдательность, речь.

Воспитывать уважение к законам.

Литература : ВдовиченкоЛ. А. «Ребенок на улице» . (Стихи взяты из книги) .

Оборудование : Рули, светофор , персонаж Рассеянный, кроссворд, крупный строительный материал, стулья детские, машины.

Ведущая :

Помни правила движенья

Как таблицу умноженья,

Знай всегда их назубок :

По городу по улице

Не ходят просто так,

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Все время будь внимательным

И помни наперед

Свои имеют правила,

Свои имеют правила

Шофер и пешеход.

Чтение по ролям :

Юрка живет на другой стороне,

Он машет рукой через улицу мне.

«Я сейчас!» - кричу я другу

И к нему лечу стрелой.

Вдруг я замер от испуга,

Юрка в страхе крикнул : «Ой!»

И откуда и откуда

Появился самосвал?

Просто чудом, просто чудом

Под него я не попал!

У шофера грозный вид :

«Ты куда, вернись назад!

Твой приятель подождет,

Посмотри, где переход»

Зебра в Африке живет

Полосата очень,

Воду пьет, траву жует,

Порезвиться хочет.

А на улице у нас

Здесь, у перекрестка

Точно зебра, в самый раз

Переход в полоску.

Хотя зебра не живая

И не в Африке живет,

Но она всегда укажет

Пешеходный переход.

Я примерный пешеход

Знаю я про переход.

Где попало не пойду,

Чтобы не попасть в беду!

Выход Светофорика

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горят и день и ночь

Зеленый, желтый, красный!

Эй, помощники мои,

Разноцветные огни!

К нам на праздник

Поспешите!

Свои таланты

Покажите!

Самый строгий красный цвет,

Чтоб спокойно перешел ты

Слушай наш совет : жди,

Увидишь скоро желтый

В середине свет .

А за ним зеленый свет

Вспыхнет впереди, скажет он :

«Препятствий нет,

Смело в путь иди!»

Игры : «Пешеходы, машины и светофор »

Вбегает Рассеянный (мечется)

Что только со мною было

На перекрестке двух дорог?

Машина чуть не задавила,

Я еле ноги уволок.

Спасите, спасите, спасите

Разбитое сердце мое!

Найдите, найдите ее.

Вот так каждый раз

Зовут Рассеянным меня.

Без приключений нет и дня.

Все путаю, теряю, все вечно забываю.

Машины, машины.

Целый поток во всю широкую улицу

Где и как перейти дорогу?

Дети показывают и рассказывают о пешеходном переходе

Игра «Разрешается - запрещается»

На красный свет переходить дорогу ?

На желтый свет переходить дорогу ?

Кричать в автобусе?

Переходить улицу на зеленый свет ?

Бросать бумажки на улице?

Играть в мяч на дороге?

Уступать место старушке в автобусе?

Брать билеты в автобусе?

Высовывать голову из автобуса?

Быстрая езда на автомобиле в городе, в селе?

Дома все мы просто дети

Маши, Насти, Ромы, Пети.

По дороге же идет

Не ребенок - пешеход!

Правил дорожных на свете немало ,

Все бы их выучить нам не мешало.

На мостовой не играть, не кататься,

Если ты хочешь здоровым остаться!

Ведущая : Ребята, какие пословицы, поговорки о правилах дорожного движения вы знаете? (Шутить с дорогою нельзя, внимание и осторожность - твои друзья! Цвет зеленый светофора говорит : «Проходите, пешеходы, путь открыт!» Я правила перехода выполняю, только на зеленый через улицу шагаю. Цепляться за транспорт не вздумай, о себе и других подумай. Троллейбус, автобус, трамвай ни спереди, ни сзади не обегай. Рискуют ребята головой, если играют на мостовой. Твердо запомни, прохожий, тормоз мгновенно сработать не может. Транспорт сначала ты пропусти, убедись в безопасности и переходи.)

Ведущая : А сейчас поиграем. Строим автобус и поедем. Мы пассажиры. Посмотрим, как вы соблюдаете правила пассажиров.

Ведущая : А можете вы, ребята, разгадать кроссворд?

1. Кто сидит рядом с водителем? (Пассажир)

2. Кто стоит на перекрестках с палочкой? (Регулировщик)

3. Что бывает пешеходным и подземным? (Переход)

4. Если горит красный свет ? (Стой)

5. Часть дороги, где ходят только пешеходы? Пешеходная (Дорожка)

6. Когда темно, что освещает дорогу? (Фонари)

7. Общественный транспорт? (Автобус)

8. Как иначе называется пешеходный переход? (Зебра)

Ведущая : Ребята, все правила дорожного движения вы знаете. Я думаю, что правила эти вы будете соблюдать!

Конкурсант:

Липнягова Татьяна Александровна

Воспитатель,

МАОУ ДО детей детский сад «Искорка»;

Омутинский район

Цель: Познакомить родителей с особенностями речи детей шестого года жизни.

Задачи: Помочь родителям разобраться в семейных ситуациях. Познакомить с некоторыми дидактическими играми для обучения детей связной речи. Обратить внимание на то, какие книги покупать для ребенка.

Предварительная работа : Изготовление дидактических игр для развития связной речи. Оформление устного журнала с четырьмя страницами.

Наглядная информация: Высказывания ученых: «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка» (К. И. Чуковский)

«Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» (К. Д. Ушинский)

Ход мероприятия: Воспитатель. Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об особенностях речи детей шестого года жизни. А поможет нам в этом журнал (показывает) «Развитие речи детей» Открываем 1страницу: «Говорят дети» Выступление воспитателя об особенностях детской речи и сценки из жизни детей. (Приложение №1)

2 страница журнала: « Развитие речи в семье». Решение педагогических задач; (Приложение№2) выставка дидактических игр для обучения детей связной речи («Говорящие рисунки», «Камушки на берегу», «Пересказ по опорным картинкам», «Что сначала, что потом» и др.)

3 страница «Сказка за сказкой». Небольшое сообщение о роли сказки в развитии речи детей. (Приложение №3). Драматизация сказки детьми «Непослушный Ваня» (Приложение № 4)

4 страница «Книга в семье». Родителям стоит заранее позаботиться о том, какие из детских книг купить, чтобы процесс развития речи был для ребенка занимательным и интересным. Выступает библиотекарь (Третьякова В. Н.) с аннотацией новых книг для детей.

По окончании всем родителям выдается памятка «Что придумать, чтобы дорога не была в тягость» (Поиграйте с ребенком в игры, когда вы едите в машине, или идете из детского сада домой) (Памятка №5)

Приложение №1.

«Особенности детской речи».

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, правильного речевого окружения. Дошкольный возраст – один из главных этапов развития речи. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками. Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе. Взрослый расширяет словарь детей, учит понимать и употреблять слова, которые обозначают используемые в какой- либо деятельности предметы, действия, движения. Познавая окружающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений – все это является необходимым звеном для словарной работы в развитии речи детей. В развитии словаря одним из важных направлений является работа над правильным пониманием смысла слов, над развитием точности словоупотребления. При решении этих задач важное место занимают речевые упражнения, словесные игры. «Можно ли так сказать?», «Как сказать лучше?», «Скажи всем как это понимаешь», «Почему ты думаешь так можно сказать?»Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у детей умение описывать предмет по основным признакам(цвет, форма, величина), действиям. В играх «Найдем игрушку», «Угадай что в руке», ребенок отыскивает знакомый предмет, а затем рассказывает о нем.В возрасте 5-6 лет высказывания детей достаточно пространные, улавливается определенная логика изложения. Нередко в их рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было. Посмотрите и послушайте как говорили ваши дети: -«Я нарисую Тамусю зеленкой, потому что она все время болеет».-«Брат Нины играет на балалайке. Нина морщится – Не балалай пожалуйста».-Лена подает яйцо Сереже и говорит: «отскорлупай мне яйцо».- Около ушек у меня волосики будут длинные, т.к это мои завлекалочки. -Максим подает гвоздь и говорит: «замолоточь» этот гвоздик.- Мы все превратимся в сосульки, если подует злой и сердитый ветер.

После завтрака Илья вышел из-за стола и сказал: «Я намакаронился».

Настя съела конфетку и произнесла: «Я защелкала свою карамельку».

Владик вышел из-за стола и объявил: «Я уже начаепился».

Приложение№2.

Педагогические задачи:

  1. Пятилетнего Гришу «зачитывают» все новыми и новыми книгами. Родители с гордостью говорят: -Все перечитали. Даже в библиотеке ничего нового не находим. Вопрос: как вы считаете, оправдано ли стремление Гришиных родителей как можно больше прочитать ребенку книг? (примерный ответ: нет необходимости каждый раз ребенку читать или рассказывать что-то новое. Дети глубже усваивают уже однажды прочитанные книги; встречаясь с ними как со старыми знакомыми, они стараются «подсказать рассказчику, что будет дальше, поправляют, если рассказчик допустил неточность. Здесь маленький слушатель проявляет высокую активность.

2.Отец с шестилетним сыном рассматривают картину «В лес по грибы», а затем предлагает: - Подумай, какой можно придумать рассказ по этой картине. Мальчик вглядывается в картину, медлит, видимо не знает с чего начать. Отец задает ему наводящие вопросы: Что здесь изображено? Почему художник назвал картину «В лес по грибы»? Как ты думаешь, что здесь происходит? Почему ты так считаешь? Какое время года изобразил художник? Как ты догадался? Он не торопит сына, дает ему порассуждать вслух, Продолжал задавать ему вопросы по содержанию картины. _Вот видишь- говорит отец- ты правильно все подметил и правильно ответил на вопросы. Теперь тебе не трудно придумать рассказ по картине. Подумай, с чего ты начнешь, и рассказывай. Мальчик улыбнулся и начал. Интересный рассказ получился! Так что и слушатель и сам рассказчик были довольны. Вопросы: В чем педагогическая ценность описанного разговора отца с ребенком? Оцените приемы взрослого, активизирующие мыслительную деятельность ребенка. Что помогло ребенку справиться с заданием? (Примерный ответ: в описанном примере мы видим, как благодаря правильно сформулированным вопросам взрослый помогает ребенку всматриваться в изображение, видеть картину в деталях и в целом, логически мыслить. Ценно то, что взрослый наводящими вопросами тактично направляет детскую мысль, побуждая ребенка к правильным суждениям).

3.Вечер. В комнате горит настольный свет. Дети думают! Трудное и интересное задание предстоит им выполнить- придумать конец рассказа, который предложила мама: «Пошел мальчик ловить рыбу. Сидит на берегу озера с удочкой, да только рыба не клюет и не клюет. Хоть бы одну поймать- думает юный рыболов, охота ли возвращаться домой с пустым ведерком! Наверное, надо место переменить… И вдруг увидел неподалеку – лодка! Отвязал её и на самую середину озера заплыл. Не успел закинуть удочку, как тут же поплавок запрыгал: клюет! Вот удача, так удача! Только успевай вытаскивай. Уже полведра наловил. «Вот удивлю всех!»- размышляет рыболов. … Подул ветерок. Потянуло прохладой, солнце опустилось над самым лесом, близился вечер. «Ну, пожалуй, хватит. Пора идти домой!»-решил мальчик. Глядь, а весел нет; уплыли… Покричать, позвать кого-нибудь на помощь? А вокруг никого. Что делать? Как добраться до берега? Не ночевать же ночью в лодке? –А что дальше?- разом любопытствуют ребята, увидев, что мама не собирается продолжать. – А вы подумайте сами, какой конец можно придумать к этому рассказу, - предлагает мама, - только не торопитесь, пусть каждый из вас придумает конец по- своему. А мы посмотрим, у кого получится интереснее. Вопрос: В чем ценность задания «Придумай конец к рассказу»? (Примерный ответ: задание детям придумывать конец рассказа опирается на детский интерес и потому является эффективным средством заставить ребенка думать, фантазировать, логически мыслить. Оно побуждает дошкольника к активности. Даже молчуны стараются высказаться. Успех задания во многом зависит от того, насколько взрослый сможет заинтересовать слушателя рассказом, здесь должно быть доступное содержание с острой ситуацией, умение вовремя оборвать рассказ на самом интересном месте.)

Приложение №3.

Роль сказки в развитии речи детей.

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи. Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотой и связной речью. Сказка- интегративная деятельность, в которой действие воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Игра в сказку- способствует активизации разных сторон речи детей: словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи, совершенствование звуковой стороны речи. Несмотря на технический прогресс, дети все- таки тянутся к таинственному миру сказок. Ведь сказка не только будит воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями. Дети растут и им все интереснее принимать участие в театральных играх.

Приложение № 4.

Сказка «Непослушный Ваня»

Жили- были в одной деревне матушка, сыночек Ванечка да корова Буренка. Каждый раз матушка говорила6 «Не ложись спать на травушку- муравушку, а то потеряется наша коровушка». Ваня не слушал матушку.

Как- то раз выгнал он Буренку в чисто поле, а сам лег спать на травушку- муравушку и заснул сладким сном. Откуда ни возьмись серый волк бежит. Видит – корова гуляет. Решил он в темный лес Буренку заманить да съесть. Подкрался волк и говорит: «Идем Буренка, покажу тебе. Где травка вкусная растет». «Нет. Не пойду,»- отвечает Буренка. Волк опять за свое: «Идем Буренка, покажу тебе, где ручей с чистой водицей течет». «Нет, не пойду,»- отвечает Буренка. Призадумался серый, как буренку в лес заманить. Взял хлебушка душистого, отломил кусочек. Зовет Буренку да приговаривает: «Идем. Буренка, угощу тебя хлебушком».

Так кусочек за кусочком, шаг за шагом и пришла она к лесу. Тут рыжая и поняла. Что волк обмануть её хочет. Замычала громко: «Му-му-му!» Волк так испугался, что насилу ноги унес. Услышал это Ванечка, побежал, воротил корову. А дома признался маменьке да покаялся: «Прости, меня, маменька, прости непослушного». Улыбнулась маменька, обняла сына и говорит: «Вот тебе дудочка, бери её в чистое поле. Будет она играть да спать не давать» Теперь, если услышите, что вы поле дудочка играет, так это Ваня Буренку пасет.

Приложение №5.

Памятка.

«Что придумать, чтобы дорога не была в тягость».

Поиграйте с ребенком в игры, когда вы едите в машине или идете домой пешком из детского сада:

  1. «Кто первый увидит»(зеленую машину, птиц на проводах и т.д.)
  2. Игра «Отгадай». Нужно угадать слово, задавая вопросы, чем меньше вопросов, тем больше очков.
  3. «Составь самое длинное предложение». Вы называете слово (предмет, который видите), ребенок добавляет 2 слово, игрок придумывает третье. Например, дерево- растет дерево, растет большое дерево…
  4. «Отвечай наоборот». Смысл игры- ответить наоборот. Небо голубое?- Нет. «Собака- птичка?»-да. Кто собьется становится ведущим.

Цель данного мероприятия - помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания ребенка; вовлечь родителей в решение проблемы детского чтения. А такая проблема существует. Когда-то мы считались самой читающей страной. В чем же причина снижения интереса к чтению?

  • Нет времени.
  • Телевидение вышло на первое место.
  • Компьютерные игры и Интернет вытесняют книгу.

Конечно, дома полезно использовать и телевидение, и аудиозаписи, и Интернет, но при этом следует помнить, что заменить чтение отца и матери они не могут. Ведь процесс чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности - без которых немыслимо воспитание. К тому же, переставая быть активным читателем, человек отстает в развитии, страдает нравственность.

Из опыта работы знаю, что многие родители жалуются: " Ребенок овладел грамотой, а читать не хочет. Что делать?" На страницах Устного журнала мы постарались показать важность детского чтения и рассказать, как можно стимулировать детское чтение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Устный педагогический журнал.

«Роль книги в семейном воспитании».

Цель: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания ребенка; вовлечь родителей в решение проблемы детского чтения.

Участники встречи:

  1. Дети логопедической группы.
  2. Родители.
  3. Музыкальный руководитель.
  4. Педагоги ДОУ.

В нашем журнале:

Страница №1 – « Детское чтение в семье»(как вызвать у ребенка желание читать?)

Воспитатель Морозова Л.С.

Страница №2- « Ребенок и книга»

Выступление гостя журнала.

Заведующая Детской библиотеки.

Страница №3 –«Развлекательная». Знаете ли вы сказки? (юмористическая викторина).

Страница №4 – «Роль детской литературы в развитии речи».

Выступление логопеда.

Страница №5 – «Мы любим книги».

Родители делятся опытом.

Страница №6 – «Детская» (инсценировка сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».

Подготовила воспитатель ГБДОУ№20 Пушкинского района Морозова Л.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического педагогического собрания В форме устного журнала «Пернатая карусель»

Цель: презентация методического сборника «Пернатая карусель», в который вошел материал о птицах.Формировать у педагогов потребность и желание сотрудничать с родителями по вопросам экологич...

педагогический совет в форме устного журнала "Организация работы ДОУ по внедрению новых форм физического воспитания, привитию навыков ЗОЖ"

"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С с...