Гомосексуальность — биологическая особенность, не социальная. Самый полный разбор гомосексуальной половой ориентации с точки зрения науки и медицины Лгбт с научной точки зрения

Государственная Дума России 11 июня 2013 года приняла закон о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. В первую очередь под этими нетрадиционными сексуальными отношениями подразумевается гомосексуальность: в тексте документа на этапе первого чтения прямо говорилось о «пропаганде гомосексуализма» и «искаженном представлении о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных отношений». «Лента.ру», не касаясь , попыталась разобраться с тем, что о природе однополых отношений в разные времена говорила наука и почему с точки зрения психиатрии гомосексуальность перестала быть болезнью и превратилась в вариант нормы.

До цивилизации

О том, как относились к гомосексуальности в самых древних культурах, ученые могут только догадываться. От племен, живших во времена неолита, не осталось почти никаких культурных артефактов, по которым можно было бы судить о сексуальной морали, тем более о восприятии гомосексуальности. Чтобы узнать, как в доисторическом периоде люди могли относиться к различным аспектам своей сексуальности, антропологам остается только обратиться к племенам, сохранившим древний уклад до наших дней.

По наблюдениям антропологов, у австралийских племен аранда повсеместно распространены гомосексуальные игры между детьми, а также сексуальные контакты взрослых с подростками, у которых появились признаки половой зрелости. Африканским же племенам ака и нгангу, напротив, гомосексуальность практически неизвестна - в их языке еще тридцать лет назад не было таких слов. Антропологи, изучавшие их сексуальную культуру и традиции, отметили (результаты представлены в African Studies monograph ), что в обоих сообществах приняты исключительно гетеросексуальные контакты, причем направленные на продление рода.

Впрочем, главный вывод из работ антропологов XIX-XX веков: гомосексуальность встречалась повсюду или практически повсюду.

От язычества к монотеизму

Сохранилось немало свидетельств того, что в Древней Греции мужские гомосексуальные отношения были нормой. Вот, например, цитата из «Пира» Платона:

Там же, в Древней Греции, возник термин «педерастия» (παιδεραστία), описывающий гомосексуальные отношения взрослых с подростками. Антропологи в XX столетии показали, что это не было уникальным явлением, но греческая педерастия намного больше повлияла на культуру Европы, чем аранда или жители Новой Гвинеи. Первые свидетельства педерастии датируются седьмым веком до нашей эры, а в пятом веке она, как указывают археологические данные, стала традицией. Одобряемой, принятой среди свободных граждан и, насколько можно судить по сохранившимся источникам, затрагивающей подростков от 12 до 18 лет.

Таким образом, в тех государствах, где отдаваться поклонникам считается предосудительным, это мнение установилось из-за порочности тех, кто его придерживается, то есть своекорыстных правителей и малодушных подданных; а в тех, где это просто признается прекрасным, этот порядок идет от косности тех, кто его завел. Наши обычаи много лучше, хотя, как я уже сказал, разобраться в них не так-то легко. (перевод С.К. Апта)

В Древнем Риме могли осуждать однополые контакты между мужчинами там, где это противоречило принятым представлениям о мужской роли: а в желании секса с другим мужчиной ничего предосудительного не видели до тех пор, пока речь шла о проникающей позиции. Так, Нерон (умер в 68 году) заключил брак с 16-летним кастрированным юношей.

В третьем веке нашей эры ситуация, однако, начала меняться. В 240-х годах запрещена гомосексуальная проституция, в 293-м происходит раздел на Западную и Восточную империи, в 305 году гомосексуалов решением Эльвирского собора изгоняют из церковной общины, в 314-м на Анкирском соборе их приравнивают к скотоложникам и отлучают от церкви на двадцать лет, в 342-м оказываются запрещены однополые браки. К 395-му Западная Римская империя уже в значительной степени оказывается разрушена - успев в 390 году напоследок ввести смертную казнь за гомосексуальные отношения.

В конце VII столетия в списке наказаний появляется кастрация: шестнадцатый толедский собор в 693 году не только ввел специальный налог для евреев, но также постановил карать гомосексуалов кастрацией, ста ударами плетью, обриванием налысо и изгнанием с отлучением от церкви. Вплоть до Нового времени законы оставались столь же суровыми: во Франции XIII века гомосексуалам (причем это касалось как геев, так и лесбиянок) грозило сожжение на костре, а в 1432 году во Флоренции даже учредили специальный орган для расследования случаев содомии.

Фрески, обнаруженные при раскопках Помпеи, долгое время не показывали публике. Город погиб в 79 году нашей эры при извержении вулкана, и его стены сохранились под толстым слоем пепла.

В 1532 году очередной закон, карающий гомосексуальные контакты смертной казнью, принимает Священная Римская империя. В 1533-м аналогичный документ подписывает Генрих VIII в Англии, в 1543-м закон распространяется на Уэльс. Абсолютное большинство случаев применения антигомосексуальных законов относится к мужчинам, но иногда наказывают и женщин: так, в 1655 году лесбиянки оказались вне закона в Коннектикуте, британской колонии и будущем штате США.

Слово докторам

Вплоть до XVII века говорить о научном или медицинском восприятии гомосексуальности не приходилось. Медицина такими проблемами не занималась, а научный метод еще не сформировался, поэтому все фундаментальные вопросы разрешались в рамках религии и философии. Но с началом Нового времени пришла пора великих открытий: в это время появились микроскопы, в практику вошел экспериментальный метод, природные закономерности начали описывать на языке математики, а новые технологии медленно, но верно повышали производительность труда и уровень жизни. Кроме того, еще в эпоху Ренессанса возник интерес к античной культуре, а мореплавание открыло европейцам другие культуры.

Фрагмент греческой чаши из коллекции Лувра. Да, это и есть педерастия, связь молодого человека (справа) с подростком (слева). Межбедренное соитие, как гласит описание артефакта. В современном русском языке слово «педерастия» стало ругательным синонимом мужской гомосексуальности, однако это исторически неверно.

Под влиянием гуманистических идей в конце XVIII века часть самых жестоких законов, направленных на борьбу с гомосексуальностью, отменяют или заменяют на более мягкие. Одной из первых наказание отменяет революционная Франция, потом Пруссия (1794) и Нидерланды (1811). В 1830 году гомосексуалов перестают преследовать в Бразилии (в 1832-м в Российской империи принимается «Уложение о наказаниях», параграф 995 которого предусматривает за добровольный секс между мужчинами лишение всех прав и ссылку в Сибирь на срок до пяти лет). Все изменения принимают пока что без учета медицинских и научных данных, но наука и медицина уже начали активно заниматься вопросами сексуальности.

Швейцарский врач Самюэль Тиссо (1728 - 1797) написал в 1760 году медицинский трактат, который не затрагивал напрямую гомосексуальность, но оказал значительное влияние на представления врачей: «Онанизм». В этой книге, выдержавшей 63 переиздания, утверждалось, что растрата семени приводит к нарушению работы нервной системы, и на протяжении полутора столетий многие медики воспринимали секс как потенциально опасное для здоровья занятие. Причем если «Онанизм» был написан с отсылкой к анонимному источнику и сегодня не выдержал бы никакой критики, то другие работы Тиссо снискали заслуженную славу: например, «Трактат об эпилепсии» считается одним из первых серьезных исследований этого заболевания.

Спустя более чем столетие, в 1886 году, другой врач, австрийский и немецкий психиатр Рихард фон Крафт-Эбинг, публикует «Психопатологию сексуальности» - книгу, ставшую первой научной работой по сексологии, и труд, основанный на совершенно иных посылках, чем работа Тиссо. Если Тиссо во многом опирался на анонимную брошюру, напечатанную еще до его рождения в Лондоне, то Крафт-Эбинг использует материал наблюдений за больными в клинике университета Граца в Австрии. Он систематизирует множество случаев нетипичного сексуального поведения, включая и гомосексуальность.

Крафт-Эбинг, который уже располагал историческими данными, не считал гомосексуальность моральным пороком. Он видел в ней болезнь, причем плохо поддающуюся лечению, но не самую тяжелую:

На территории России гомосексуальность тоже не была исключением. В Средние века церковное наказание за гомосексуальные контакты было менее суровым, чем в Западной Европе, и составляло от одного года до семи лет покаяния вместо сожжения на костре. Упоминание однополых отношений есть в «Сказании о Борисе и Глебе ». В «Домострое» гомосексуальность осуждается, но даже в меньшей степени, чем пьянство; распространенность однополых связей у мужчин отмечают настоятели монастырей, а иностранные путешественники (например, Юрий Крижанич) отмечают невиданный в Европе того времени разгул содомии.

«У меня в общем сложилось такое убеждение, что лица с превратным половым ощущением отнюдь не представляют собою худших представителей дегенеративных типов. И насколько я мог исследовать потомство гомосексуалистов, оно не представляло вовсе особенно тяжелых проявлений невропатической конституции и наследственного отягощения» (текст можно найти в библиотеке Научного центра психического здоровья РАМН).

Перед этим врач указывал на то, что считает неправильным расхожее мнение о вреде лечения гомосексуалов (дескать, те тогда заведут потомство и передадут болезнь дальше; в то время была очень популярна евгеника, и об «улучшении человеческой породы» писали многие). По мнению Крафт-Эбинга, в обществе, где не запрещены браки ни между пьяницами, ни между «наследственными дегенератами», люди с «превратным половым ощущением» не должны лишаться медицинской помощи.

Спустя некоторое время, в 1901 году, вышло другое исследование: британский врач Хэвлок Элис собрал в Sexual Inversion ряд случаев мужчин-гомосексуалов, которые ничем - кроме своей сексуальной ориентации - не отличались от гетеросексуальных людей того же возраста и социального положения.

Работу Элиса встретили в штыки и запретили к публикации в Великобритании за непристойность (где и труд Крафт-Эбинга назвали «преданием гласности грязного и отвратительного материала перед лицом доверчивого общества»). Но в представлениях ученых и медиков наметились радикальные сдвиги: психиатры стали все чаще обсуждать роль сексуальности в целом, и наиболее известным примером может служить деятельность Зигмунда Фрейда.

Фрейд, который, как и Крафт-Эбинг, начинал с работы в клиниках, разработал теорию, согласно которой сексуальность играет центральную роль в психике человека. Фрейд не только сделал предметом исследования ранее табуированные явления и психические процессы, но и разработал концепцию, в которой все люди рождаются без четких сексуальных предпочтений. По Фрейду, все люди изначально бисексуальны, а гомосексуальность является следствием сбоя в процессе сексуального развития. Причем важно подчеркнуть, что Фрейд уделяет внимание и женской гомосексуальности, которая долгое время оставалась фактически вне поля зрения как врачей, так и философов.

В письме к матери одного из своих пациентов в 1933 году он пишет, что гомосексуальность не является ни даром, ни проклятием; более того, ее нельзя классифицировать как болезнь. Это, как считал Фрейд, следствие задержки сексуального развития, состояние нетипичное и не идеальное, но все-таки не заболевание. Отец психоанализа признавал возможность изменения сексуальной ориентации лишь с рядом оговорок: по его мнению, изменить гомосексуальность на гетеросексуальность возможно лишь в исключительных случаях.

Работы Крафт-Эбинга, Хэвлока, Фрейда и ряда других исследователей вызвали не только обсуждение в профессиональной среде. Следствием их стало еще и то, что в Европе начали действовать организации в поддержку гомосексуалов.

Одной из самых значимых таких организаций стал немецкий Научно-гуманитарный комитет. Он занимался не только сбором подписей под петициями об отмене 175 параграфа уголовного кодекса (о преследовании мужчин, вступивших в сексуальный контакт), но и исследовательской работой. С 1919 года комитет сотрудничает с Институтом сексуальных наук, частной исследовательской организацией: в 1933 году и институт, и комитет разгромлены нацистами. В марте 1933-го в концлагерь отправился администратор института Курт Хиллер, а 6 мая здание атаковал Немецкий студенческий союз. Библиотеку вытащили и сожгли. Эти события были в череде тех, которые снова вывели проблему из медицинско-научной плоскости.

Если для христиан это была не болезнь, а для Крафт-Эбинга - не грех, то национал-социалисты провозгласили гомосексуальность порочным поведением, которое при этом имеет биологическую природу. Таким образом, преследование и даже физическое уничтожение геев впервые получило не религиозное, а псевдобиологическое обоснование. С 1933 по 1937 год число осужденных по 175 параграфу возрастает в десять раз. Причем, как и в случае с христианскими законами более чем полуторатысячелетней давности, преследовались преимущественно гомосексуальные контакты среди мужчин, а не среди женщин.

К лесбиянкам относились негативно, но масштаб их преследований был все же меньше. В 1928 году немецкая полиция закрыла журнал Die Freundin и запретила всю остальную лесбийскую литературу на основе акта о защите несовершеннолетних от непристойных публикаций, однако даже при нацистах число осужденных лесбиянок было крайне невелико, а формально 175 параграф на них не распространялся. Большая часть лесбиянок, попавшая в итоге в концлагеря, была осуждена за «асоциальное поведение».

Возможно, если бы не нацисты, вопрос взаимоотношений медицины и гомосексуальности решился бы спокойнее. Но после того, как медицинско-биологические аргументы оказались использованы для оправдания массовых убийств и преследований, проблема просто не имела шансов разрешиться в тихой научной дискуссии.

Психиатрия

Мнения врачей первой половины XX столетия оставались мнением отдельных специалистов, которые систематизировали свои данные на основе своего же опыта. Строго говоря, это еще не было полноценным научным подходом - хотя бы потому, что врач неизбежно подходил к пациентам предвзято, а его восприятие обуславливалось условиями работы.

Хэвлок Элис описал в работе «Сексуальная инверсия» случаи мужчин-гомосексуалов, которые ничем не отличались от гетеросексуалов. Считал, что в общем случае гомосексуальность не связана с «дегенерацией».

Дальнейшее развитие науки было связано с внедрением двух инноваций. Это математическая статистика и слепой метод . Статистика позволяет сказать то, с какой вероятностью увиденные где-то различия могли получиться случайным образом (и, соответственно, не иметь никакой реальной значимости; падение монеты три раза «орлом» не дает права говорить об ее асимметрии), а слепой метод - избежать сознательной или неосознанной предвзятости при анализе данных.

Вывести исследования гомосексуальности на новый уровень смогла в 1957 году американская психолог Эвелин Хукер. Она взяла по 30 анкет гетеро- и гомосексуальных мужчин, после чего отдала их психиатрам для экспертизы. Врачи не смогли найти какой-либо разницы между гетеро- и гомосексуальной психикой.

Хукер использовала стандартные для своего времени ассоциативные тесты: тематический апперцептивный тест ТАТ, тест Роршаха и задание, где по картинке требовалось придумать историю. Такие же методики успешно применялись врачами для диагностики психических заболеваний, но в случае с гомосексуальностью оказались бессильны. Если мужчина не говорил сам про то, что предпочитает мужчин, психиатрические тесты признавали его нормальным.

До этого немногочисленные научные данные о гомосексуалах были получены при обследовании осужденных в тюрьмах или пациентов психиатрических клиник; работы Хукер позволили не только получить более адекватное представление о гомосексуальности у мужчин, но и задаться вопросом о социальных последствиях диагностики. В США 1950-х годов продолжали действовать законы против содомии, а психиатрический диагноз «гомосексуализм» с 1952 года рассматривался как «социопатическое расстройство личности». Гомосексуалов фактически приравнивали к психопатам (современное название болезни - диссоциальное расстройство личности), то есть больным, которые склонны совершать асоциальные действия, неспособны формировать привязанности и предрасположены к насилию.

Первый систематизировал информацию о нетипичном (и считавшемся тогда нетипичным) сексуальном поведении. Описал как серьезные нарушения вроде некрофилии, так и гомосексуальное поведение. Определил норму как поведение, направленное на воспроизведение потомства, однако промышленная революция сделала ее применение затруднительным: большинство гетеросексуальных пар стало использовать контрацепцию.

Безусловно, использованные Хукер тесты сейчас устарели, а выборка из тридцати человек как минимум невелика. Но для 1957 года это была вполне качественная научная работа. Позже психологи и психиатры провели исследования с большим числом опрошенных, были организованы общенациональные опросы (например, National Health and Social Life Survey), на тему психического здоровья гомосексуалов опубликовали сотни работ, однако опровергнуть основной вывод Хукер никому не удалось.

Кроме исследований Хукер свою роль в пересмотре мнения психиатров сыграли и работы Альфреда Кинси, показавшего то, что сам термин «сексуальные меньшинства» не столь уж корректен. Кинси не был ни врачом, ни психологом. Зоолог по образованию, в 1938 году он был приглашен читать курс по основам семейной жизни в университете Индианы, после чего занялся изучением человеческой сексуальности. Кинси провел опросы, результаты которых были представлены в двух сенсационных книгах: Sexual Behavior in the Human Male 1947 года и Sexual Behavior in the Human Female 1953 года. Сенсационными их сделали обнародованные данные, по которым 37 процентов всех опрошенных мужчин хотя бы раз в жизни имели опыт однополых сексуальных контактов.

Следствием новых исследований стал раскол в профессиональном сообществе, усугубившийся общей напряженной атмосферой. С 1970 года заседания Американской психиатрической ассоциации (APA) начали пикетироваться геями и лесбиянками. Они выступали за исключение гомосексуализма из списка болезней, не желая попадать в категорию «психопатов». Медлить с решением вопроса о классификации гомосексуальности было уже нельзя.

9 апреля 1974 года APA провела голосование по этому вопросу со следующими результатами: из 17905 членов APA проголосовало 10555, из которых 58 процентов поддержало исключение гомосексуальности из перечня болезней (по данным, которые приводит ряд американских консерваторов, «за» исключение высказалось 5854 человека, «против» проголосовало 3810, еще 367 воздержались). Гомосексуальность в Америке была официально признана вариантом нормы.

После психиатрии

В своем решении члены APA руководствовались определением здоровья, утвержденным ВОЗ в 1948 году. Это определение звучит так: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». С этой точки зрения геев или лесбиянок действительно сложно считать больными: психиатрам практически не удалось найти указаний на то, что гомосексуальность сама по себе нарушает физическое, душевное и социальное благополучие.

Знаменитый психиатр, основатель психоанализа. Фактически снял табу с общественного обсуждения сексуальности. Считал гомосексуальность следствием задержки психосексуального развития, но не болезнью.

Нарушать благополучие может преследование человека за его сексуальную ориентацию, но сама ориентация тут ни при чем: пример людей, благополучно скрывавших свою гомосексуальность, доказал возможность полноценной самореализации и сохранения физического здоровья. В обществах, где геев и лесбиянок не преследуют, они могут жить полноценной жизнью и не скрывать своей ориентации: примером могут быть хотя бы премьер-министр Исландии или мэр Хьюстона - обе эти женщины открытые лесбиянки.

После 1991 года, когда поправка об исключении гомосексуальности из списка болезней была принята Международной ассоциацией здравоохранения, вопрос о том, является ли гомосексуальность патологией, можно считать закрытым окончательно. Однако по-прежнему остается вопрос о том, каковы особенности геев, лесбиянок и бисексуалов. Медикам важно не просто знать, здорова ли та или иная группа, но и понимать, чем она отличается: так, знания о повышенной склонности рыжеволосых к меланоме необходимы дерматологам, косметологам и онкологам. Кроме того, серьезной проблемой является гомофобия и преследование геев с лесбиянками: теме подростковых суицидов, спровоцированных травлей со стороны сверстников, посвящены уже сотни медицинских публикаций. А еще есть эпидемиологические исследования, которые обосновали единственный действующий сейчас в США и ряде других стран запрет для геев.

Эпидемиологические исследования касаются специфики распространения болезней среди гомосексуальных или бисексуальных мужчин и женщин. Геи чаще гетеросексуалов практикуют анальный секс, который сопряжен с большими рисками заражения ВИЧ и другими инфекциями, в то время как для лесбиянок риск заражения, как правило, ниже: из-за большего риска геев во многих странах не допускают до донорства крови (конечно, правильнее было бы ограничить допуск тех, кто практикует анальный секс без презерватива с несколькими партнерами, но выявить таких людей сложнее, чем, скажем, зарегистрированные однополые пары). Гей-активисты возмущаются, медики непреклонны : в целом среди мужчин, практикующих секс с мужчинами, вероятность обнаружить ВИЧ или вирус гепатита выше. По тем же причинам в США не пускают в доноры тех, кто употреблял внутривенные наркотики или занимался сексом за деньги, так что это не исключительно антигейская мера.

Социально-психологические особенности интереснее, поскольку могут быть связаны именно с сексуальной ориентацией, и их изучают с разных позиций. Например, есть такой вопрос: можно ли приписать только гомофобии большее число суицидов и психических расстройств среди геев и лесбиянок?

Ряд исследований показал, что среди гомосексуалов выше уровень потребления алкоголя и марихуаны во Франции , а у американских лесбиянок выше риск алкоголизма по сравнению с гетеросексуальными женщинами. Возможно, это обусловлено стигмой, негативным отношением со стороны окружающих, но некоторые авторы склонны связывать сексуальную ориентацию с предрасположенностью к поискам новых ощущений или формированию зависимостей.

Важно подчеркнуть, что аналогичные предрасположенности к алкоголизму выявлены у носителей определенных генов, а также носителей определенных личностных черт. Однако объявлять патологией гены или склонность идти на риск никто не спешит.

Исследования показали, что геев и лесбиянок в целом нельзя отличить от гетеросексуальных мужчин и женщин. С точки зрения психиатров, разницы нет, и говорить о патологии можно в той же степени, в какой уместно рассуждение о патологичности повышенного любопытства или обостренного обоняния: в ряде случаев это может приводить к проблемам, но не заслуживает определения «болезни». Исследования механизмов сексуальной ориентации, особенностей психологии геев и лесбиянок, проблем гомофобии, связи сексуальных предпочтений с мужественностью или женственностью продолжаются, но уже за пределами категорий болезни.

С эволюционной точки зрения гомосексуализм является признаком, который не способен сохраняться и развиваться в ходе естественного отбора. Тем не менее, гомосексуализм встречается среди мужчин и женщин абсолютно всех культур, и даже среди животных.

Уже давно в научной среде ведутся споры, считать ли гомосексуализм вариантом нормы, или же выделить как патологию.

Нужно отметить, что в Международной классификации болезней Всемирной Организации Здравоохранения до ее 9 редакции (МКБ-9) включительно гомосексуальность характеризовалась как заболевание, относящееся к психосексуальным расстройствам. Лечили от этого состояния в нашей стране адренокортикотропным гормоном гипофиза в сочетании с кортизолом, либо половыми гормонами одноименного пола, что особого эффекта не давало.

За рубежом пошли дальше и использовали электрошоковую терапию, а то и вовсе, коразоловые шоки, методы, призванные купировать острые приступы шизофрении. Эти методы редко помогали, за исключением тех случаев, когда человека все-таки удавалось превратить в овощ.

В 1990 году гомосексуальность была исключена из списка заболеваний.

Интересно то, что это было одно из немногих решений, принятых в науке путем голосования на сессии . В наше время, в МКБ-10 существует диагноз «эгодистоническая гомосексуальность», то есть, гомосексуал считается больным лишь в том случае, когда он сам себя считает больным.

Предыдущие исследования показали, что в нашем организме нет какого-то универсального гена, который нёс бы ответственность за однополое влечение.

В исследовании, опубликованном в журнале The Quarterly Review of Biology , специалисты по внутригеномным конфликтам из американского Национального института математического и биологического синтеза (NIMBioS) совместили эволюционную теорию и последние достижения в области молекулярной регуляции экспрессии генов и андроген-зависимого полового развития.

Эпигенетические марки (или эпи-марки) — это молекулы, представляющие собой дополнительный слой информации, прилагаемый к генам.

Если гены представляют собой инструкции, то эпи-марки указывают, как этим инструкциям выполняться: когда, где и насколько выраженной будет экспрессия гена.

Эпи-марки, как правило, производятся заново в каждом поколении, однако последние данные указывают на то, что они могут передаваться из поколения в поколение, тем самым способствуя сходству родственников, напоминающему эффект общих генов.

Специфичные для пола эпи-марки вырабатываются в раннем эмбриональном периоде и защищают организм от значительных естественных вариаций выработки тестостерона, происходящих на более поздних этапах развития плода. Так, эпи-марки предотвращают маскулинизацию у девочек, вызываемую чрезмерной выработкой тестостерона, и имеют обратный эффект у мальчиков. Различные эпи-марки влияют на разные половые признаки, так, некоторые отвечают за развитие гениталий, другие — за половую идентификацию, а третьи — за выбор полового партнера.

Тем не менее, поскольку эпи-марки могут передаваться от отцов к дочерям, а от матерей — к сыновьям, они могут вызвать обратный эффект, когда мальчики приобретают женские черты, а девочки — мужские.

Математическое моделирование, проведенное в исследовании, показывает, что гены, кодирующие эпи-марки и ответственные за гомосексуализм, легко распространяются в популяции, так как они всегда увеличивают приспособленность родителей, но достаточно редко снижают приспособленность детей. И именно по этому, согласно эволюционной теории Дарвина, данный признак устойчив и будет сохранен в популяции.

Будет ли, со временем, количество гомосексуалистов расти (в относительных величинах) или же нет, сейчас сказать трудно.

С одной стороны, так как ген, кодирующий эпи-марки гомосексуализма, увеличивает приспособленность, следует ожидать увеличения числа таких генотипов в популяции. Однако против этого может сыграть, как ни странно, всемирная тенденция к либерализации и разрешению однополых браков. Раньше гомосексуалистам приходилось жить в разнополых семьях, а значит и иметь детей, у которых был повышенный шанс получить гомосексуализм «по наследству», ведь и у отца, и у матери в таких семьях эпи-марки, ответственные за выбор полового партнера были женскими. Живя в однополых семьях, люди зачастую берут детей из детдомов, что существенно снижает риск передачи «неправильных» эпи-марок в следующее поколение.

«Передача антагонистических половых эпи-марок является наиболее правдоподобным эволюционным механизмом появления человеческого гомосексуализма», — подытожил один из авторов исследования Сергей Гаврилец, заместитель директора NIMBioS по научной работе, профессор Университета штата Теннеси, Ноксвилл.

В 1973 году правление Американской психиатрической ассоциации проголосовало за исключение гомосексуальности из списка психических болезней (DSM-II). Это решение было подтверждено в 1974 году голосованием всех членов АПА.

Данное решение обозначало начало официального признания существования различных форм сексуальной ориентации и вызвало повышение толерантности к сексуальным меньшинствам в западном обществе.

Многие другие ассоциации психиатров и психологов в мире вскоре последовали примеру американской ассоциации. В 1992 году гомосексуальность перестала считать болезнью и Всемирная организация здравоохранения, в 1994 году — правительство Великобритании, в 1999 году — Минздрав РФ, а в 2001 году — Общество психиатров Китая.

Одновременно с этим в последние годы начали озвучиваться предложения о включении гомофобии и особенно гомофобии, сопряжённой с насилием, в число психических расстройств, так как физические нападения гомофобов на лиц гомосексуальной ориентации нередко сопряжены с жестокостью, которую авторы подобных теорий считают невозможным объяснить одной лишь неприязнью к сексуальным меньшинствам, а относят к области патологии.

"... Отмена диагноза. В 1973 г. ... Американская психиатрическая ассоциация небольшим большинством голосов исключила гомосексуальность из своего перечня психических болезней . ...

В 1993 г. в том же направлении пересмотрела свою классификацию болезней Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Международная классификация болезней (10-й пересмотр) (МБК-10, 1994) в примечании к разделу F66 "Психологические и поведенческие расстройства, связанные с половым развитием и ориентацией" , подчеркивает, что "сама по себе сексуальная ориентация не рассматривается как расстройство " . В 1995 г. эту позицию приняла Япония . В 2001 г. Китайская психиатрическая ассоциация также исключила гомосексуальность из перечня психических заболеваний. ...

"Депатологизация" гомосексуальности отнюдь не является изолированным актом, продиктованным политическими мотивами или давлением гомосексуального лобби. За ней стоят глубокие изменения в понимании природы сексуальности и сексуального здоровья и в самой философии науки . ...

Всемирная Сексологическая Ассоциация на своем конгрессе в Валенсии (1997) приняла специальную "Декларацию сексуальных прав" , где говорится, что "сексуальность - органическая часть личности любого человеческого существа. Ее полное развитие зависит от удовлетворения базовых человеческих потребностей, таких как желание контакта, интимности, выражения эмоций, удовольствия, нежности и любви... Сексуальная свобода включает возможность для индивидов полностью выразить их сексуальный потенциал. Однако это исключает все формы сексуального принуждения, эксплуатации и злоупотребления в любое время и в любых жизненных ситуациях" . Ни пол, ни гендер, ни репродукция тут не упоминаются. Валенсийская декларация - обязательный руководящий документ для всех сексологов мира, которые ясно понимают, что сексуальные права и сексуальное здоровье - две стороны одной и той же медали (Lottes and Kontula, 2000, p.14-15). ...

В декабре 1998 года Попечительский совет АПА сделал программное заявление , что АПА возражает против любого психиатрического лечения (например, "восстановительной" или конверсионной терапии), основанного на предпосылке, что гомосексуальность сама по себе является душевной болезнью, или на априорной презумпции желания пациента изменить его (ее) гомосексуальную ориентацию. ... Нижеследующее Программное Заявление расширяет и углубляет заявление, сделанное ранее Попечительским советом... Оно дополняет, а не заменяет заявление 1998 года.

Программное Заявление

В прошлом определение гомосексуальности как заболевания опиралось на общественное моральное порицание однополых связей. В современном обществе объявление гомосексуальности душевной болезнью тесно связано с попытками дискредитации растущего общественного признания гомосексуальности как нормального варианта человеческой сексуальности. Вследствие этого, вопрос об изменении сексуальной ориентации приобрел сильную политическую окраску. Интеграция геев и лесбиянок в основную часть американского общества вызывает противодействие со стороны тех, кто опасается аморального и вредоносного воздействия такой интеграции на социум. Политические и моральные аспекты этого вопроса возобладали над научными данными, причем в качестве аргументов стали использоваться мотивы и даже личные качества отдельных участников противоборства. Настоящий документ имеет целью разъяснение спорного вопроса.

Подлинность, действенность и этичность клинических попыток изменения сексуальной ориентации индивидуума неоднократно оспаривались. До настоящего времени не существует каких-либо научно достоверных исследований, подтверждающих эффективность либо вредность "восстановительных" методов лечения. Научные данные о критериях отбора, рисках и преимуществах лечения и долгосрочных его результатах ничтожно малы. Литература по этому вопросу состоит из рассказов отдельных индивидуумов, которые якобы изменили свою ориентацию, которым изменение якобы причинило вред и которые якобы изменили ориентацию, но потом взяли свои слова обратно.

Располагая некоторыми данными о пациентах, можно дать оценку теориям, обосновывающим проведение "восстановительной" или конверсионной терапии. Во-первых, они противоречат научной позиции Американской психиатрической ассоциации, которая с 1973 года установила, что гомосексуальность сама по себе не является душевной болезнью. Теории "восстановительной" терапии трактуют гомосексуальность либо как задержку в развитии, либо как серьезную психопатологию, либо как комбинацию того и другого. В последнее время известные практики "восстановительной терапии" открыто связали устаревшие психоаналитические теории, патологизирующие гомосексуальность, с традиционными религиозными догмами, осуждающими гомосексуальность.

Сексологи первыми выступили с научной критикой таких теорий и религиозных воззрений, составляющих основу "восстановительной" или конверсионной терапии. Позднее критика последовала и со стороны психоаналитиков. Растет и число богословских трудов, оспаривающих традиционное библейское толкование осуждения гомосексуальности, лежащее в основе религиозного аспекта "восстановительной" терапии.

I. АПА подтверждает выраженную в 1973 году позицию и не считает гомосексуальность саму по себе диагностируемым психическим расстройством. Попытки последнего времени патологизировать гомосексуальность путем утверждения ее излечимости основаны не на строго научном или психиатрическом исследовании, а зачастую на влиянии религиозных и политических сил, противящихся предоставлению полных гражданских прав геям и лесбиянкам. В качестве научной организации АПА считает необходимым незамедлительно и надлежащим образом отвечать на заявления политических и религиозных групп о гомосексуальности как излечимом заболевании.

II. В качестве общего принципа, терапевт не должен определять цель лечения ни насильственным путем, ни при помощи косвенного воздействия. Психотерапевтические модальности конверсии либо "исправления" гомосексуальности основаны на теориях развития, научная ценность которых весьма спорна. Далее, отдельные случаи "излечения" уравновешиваются отдельными случаями нанесения моральной травмы. За последние сорок лет "восстановительные" терапевты не провели ни одного научного исследования, подтверждающего возможность излечения. Пока такого исследования не будет проведено, АПА рекомендует этичным терапевтам воздерживаться от попыток изменения сексуальной ориентации индивидуума и не забывать о первой заповеди врача - "не навреди".

III. Используемые в литературе по "восстановительной" терапии теории делают невозможным формулирование научных критериев выбора модальности лечения. В этой литературе не только игнорируется влияние социальной стигматизации на мотивацию усилий по излечению гомосексуальности, но сама эта литература активно стигматизирует гомосексуальность. Литература по "восстановительной" терапии также имеет тенденцию преувеличивать успехи лечения, забывая о возможных рисках для пациентов. АПА поощряет и поддерживает исследования Национальной медицинской академии и академического сообщества по оценке соотношения рисков и успехов "восстановительной" терапии" (American Psychiatric Association, 2000) . ..."

Гомосексуальное и бисексуальное поведение широко распространены в животном мире . Обзор исследователя Брюса Бэйджмила показал, что гомосексуальное поведение наблюдается в примерно 1500 видах , в диапазоне от приматов до колючеголовых червей, и хорошо документировано в 500 из них. Согласно Бэйджмилу, «животный мир делает это с намного большим сексуальным разнообразием — включая гомосексуальность, бисексуальность и нерепродуктивный секс — чем научное сообщество и общество в целом ранее хотели признавать», «не всё сексуальное поведение животных вращается вокруг размножения и произведения потомства» . Более новый обзор существующих исследований 2009 года констатирует, что однополые отношения являются почти универсальным явлением в мире животных, обычным во многих видах от червей до лягушек и птиц .

Подобные однополые отношения животных включает в себя: секс, ухаживание, привязанность (как форма любви, ласковое поведение, нежность), супружеские (моногамные) связи (англ.)русск. и совместную заботу о детёнышах.

Открытие гомосексуального поведения среди животных имело существенные последствия для защиты прав сексуальных меньшинств . В прошлом гомосексуальные половые акты рассматривались как «противоестественные» — peccatum contra naturam — «преступление (или грех) против природы» . На этом основывалась как идеология гомофобии в целом, так и юридические «законы против содомии» в частности. Теперь, когда оказалась доказана широкая распространённость однополых отношений в животном мире, обнаружилось, что гомосексуальность не противоречит природе (не «противоестественна» ). Этот аргумент был использован в деле Лоуренс против Техаса в Верховном суде США и указан в его решении, отменяющем преследования за гомосексуальность в 14 штатах. Аргумент и сейчас продолжает использоваться в общественных дебатах по многим вопросам защиты прав сексуальных меньшинств .

«Жители Тральфамадора были пятиполые, и каждый пол вносил свою лепту в создание новой особи. Для Билли они все выглядели одинаково, потому что каждый пол отличался от другого только в четвертом измерении.»
(Курт Ваннегут, Бойня номер пять, или крестовый поход детей)


Законы, запрещающие «пропаганду» гомосексуализма, уже введены в ряде городов Российской Федерации. В Москве планируется аналогичные законы ввести. Но что такое «гомосексуализм» с точки зрения биологии? Почему некоторые люди предпочитают однополые отношения? Возможна ли пропаганда гомосексуализма в принципе?

Когда говорят о пропаганде гомосексуализма, предполагают, что сексуальная ориентация может быть навязана человеку, что у него есть выбор, на который можно повлиять. Но исследования на близнецах показывают, что при формировании сексуальной ориентации существенную роль играет наследственность. Генетически идентичные однояйцовые близнецы намного чаще имеют одинаковую сексуальную ориентацию, чем генетически не идентичные двуяйцовые близнецы одного пола . Это касается как мужчин, так и женщин. Родственники гомосексуалистов чаще оказываются гомосексуалистами . По-видимому, нет единственного «гена гомосексуализма», но имеется множество генетических факторов, влияющих на сексуальную ориентацию .

Наряду с генетическими факторами на сексуальной ориентации могут сказаться факторы внутриутробного развития. В ряде исследований было показано, что мужчины чаще гомосексуальны, если у них есть родные старшие братья , причем с каждым старшим братом шансы младшего брата оказаться гомосексуалистом увеличиваются примерно на треть . «Эффект старших братьев», по некоторым оценкам, является причиной каждого седьмого случая мужского гомосексуализма . Наличие приемных братьев, родных или приемных сестер не влияет на сексуальную ориентацию, поэтому предполагают, что вынашивание сыновей сказывается на определенных физиологических особенностях матери, влияет на протекание последующих беременностей . По отношению к женскому гомосексуализму подобных эффектов не наблюдают .

Ключевую роль для определения пола человека и других плацентарных млекопитающих играет ген SRY, расположенный на Y хромосоме . Этот ген является «кнопкой», которая запускает каскад механизмов, приводящих к тому, что рождается мальчик, а не девочка. В частности, в зародыше мужского пола производится большое количество мужских половых гормонов, андрогенов, таких как тестостерон. Высокое содержание тестостерона стимулирует развитие мужских признаков: простаты, мужских гениталий, влияет на интенсивность волосяного покрова, плотность ткани костей и так далее. При этом степень выраженности некоторых признаков, связанных с полом, может варьировать.

Половые гормоны и другие факторы, действующие во время внутриутробного развития, могут влиять не только на степень выраженности половых признаков, заметных невооруженным глазом, но и на развитие мозга, а, следовательно, сказываться на особенностях мышления человека, в том числе на его сексуальной ориентации и даже на ощущении принадлежности к одному из полов . Недаром мозг женщины и мозг мужчины имеют некоторые отличия на анатомическом, химическом и функциональных уровнях . Аналогично в ряде авторитетных научных журналов, таких как PNAS и Brain research, опубликованы исследования, в которых найдены отличия между строением мозга гомосексуальных и гетеросексуальных людей одного пола , в частности в размерах супрахиазматического ядра - одной из областей мозга, участвующей в регуляции суточных ритмов . Содержание гормонов на определенных этапах внутриутробного развития сказывается на поведении с детства. Например, при выборе между игровым поведением, типичным для мальчиков, и поведением, типичным для девочек . До недавнего времени ошибочно считалось, что игровые предпочтения детей должны определяться исключительно социальными нормами и традициями.

Как уже говорилось, однояйцовые близнецы чаще совпадают в сексуальной ориентации, чем двуяйцовые близнецы. Но бывает так, что один из однояйцовых близнецов гомосексуален, а другой - нет. Это может быть связано с тем, что условия внутриутробного развития иногда различаются даже для однояйцовых близнецов . Кроме того, была предложена гипотеза о роли случайных факторов при формировании сексуальной ориентации , предполагающая существование механизма, аналогичного механизму возникновения транспозиции органов, врожденной черты, при которой органы расположены зеркально (сердце не слева, а справа и так далее). Здесь мутантный генотип приводит не к заведомо зеркальному расположению органов, а к невозможности определить левую и правую стороны зародыша . Поэтому примерно в половине случаев возникает зеркальное расположения органов, а в половине - нормальное.

Сексуальное влечение к особям своего пола наблюдалось у представителей сотен видов, в том числе у наших самых близких родственников - шимпанзе. Оно представлено у дельфинов, пингвинов и даже у насекомых . Плодовая мушка дрозофила - один из наиболее хорошо изученных биологических объектов с точки зрения генетики. У мушек известны мутации, напрямую ведущие к бисексуализму. Например, одна из мутаций в гене, необходимом для распознавания пола других мушек . У Лайсанских альбатросов около трети пар являются парами между двумя самками . Партнерши живут вместе на протяжении многих лет, проявляя форму социальной моногамии, и помогают друг другу высиживать яйца и выращивать птенцов. К слову, совсем все запутано у некоторых грибов, у которых не два возможных пола, а тысячи и возникает огромное количество сочетаний пар, большая часть из которых может давать потомство.

Если гомосексуализм в значительной степени определяется наследственностью, не должны ли «гены гомосексуализма» исчезнуть в соответствии с теорией эволюции? Ведь от однополых сексуальных контактов дети не рождаются. Было предложено объяснение, что гомосексуалисты, возможно, помогают детям своих братьев и сестер, способствуя их выживанию, передавая часть своих генов в следующие поколения через племянников и племянниц. Но, по-видимому, гетеросексуальные мужчины вносят не меньший вклад в материальную поддержку своих родственников . Как же тогда разрешить кажущийся парадокс?

Эволюционная гипотеза поддержания гомосексуализма в популяции заключается в том, что множественные генетические варианты, польза которых напрямую не связана с изменением сексуальной ориентации, в определенном сочетании приводят к гомосексуализму или бисексуализму, как к побочному эффекту. Примерно также как генетические варианты, защищающие от малярии, в определенном сочетании приводят к серповидноклеточной анемии. Гетеросексуальные носители отдельных «генов гомосексуализма» могут оказаться более хорошими отцами, более привлекательными партнерами.

То, что «гены гомосексуализма», действительно, могут давать эволюционное преимущество своим гетеросексуальным носителям подтверждается рядом исследований. Например, гетеросексуальные братья близнецы гомосексуальных мужчин имеют в среднем больше сексуальных партнеров, чем гетеросексуальные братья близнецы гетеросексуальных мужчин . Возможно, это связано с тем, что женщины находят многие качества типичные для гомосексуальных мужчин привлекательными . Маскулинизированные гетеросексуальные женщины тоже в среднем имеют больше сексуальных партнеров .

Другое объяснение может заключаться в том, что те генетические варианты, которые способствуют развитию гомосексуализма у представителей одного пола, могут быть полезными для представителей другого пола. Действительно, женщины по материнской линии гомосексуальных мужчин более плодовиты, а семьи гомосексуалистов, как правило, более крупные . Первая закономерность сохранятся если рассматривать только материй, у которых гомосексуален первый сын, то есть с учетом возможного «эффекта старших братьев».

Не менее интересна природа гомофобии. Известный американский религиозный деятель креационист Тед Хаггард, проповедовавший греховность гомосексуализма, ушел в отставку после скандала, вскрывшего его сексуальную связь с мужчиной проституткой. «Я думаю, что я был столь яростен из-за своей собственной войны», - впоследствии извинялся за свои гомофобные выступления пастор. Примеров, когда убежденный гомофоб оказывался человеком с влечением к представителям своего пола известно достаточно много.

Представьте, что с вами хотят хорошо провести время роскошная девушка и шикарный мачо. С кем из них вы предпочтете вступить в связь? Для гетеросексуального человека выбор настолько очевиден, что, кажется, выбора вовсе нет. Но многие противники гомосексуализма уверены, что выбор есть. Может ли это объясняться тем, что среди них много бисексуалов? Ведь только с такой сексуальной ориентацией выбор не очевиден!

Чтобы проверить эту гипотезу ученые Адамс, Врайт и Лор взяли предположительно гетеросексуальных мужчин, которые негативно относятся к гомосексуализму, и тех, кто относится к гомосексуализму нейтрально. Испытуемым показывали фильмы, содержащие эротические сцены: пары мужчина-женщина, мужчина-мужчина или женщина-женщина. Оказалось, что в обеих группах возникала эрекция во время просмотра сцен с участием женщин. Но среди «гомофобов» значительно чаще возникало сексуально возбуждение при просмотре сцен с участием двух мужчин . Теория о скрытом сексуальном влечении к представителям своего пола как одной из причин гомофобии заинтересовала психологов. Было показано, что мужчины с таким влечением, воспитанные в семье, где гомосексуализм табуирован, например, при наличии нетерпимого к гомосексуализму отца, особенно мотивированы скрывать свое влечение, в том числе при помощи негативных высказываний о гомосексуализме .

Не секрет, что широкий круг противников гомосексуализма - глубоко религиозные люди. Лозунги о «защите психики детей» и «борьбе с демографическим кризисом» зачастую служат прикрытием попыток провести в светское законодательство религиозные нормы. Что дальше? Введем закидывание камнями непослушных детей, как предлагает Второзаконие (21:18-21)? Фразу «это противоестественное половое поведение, которое не приводит к деторождению» легче перенести на поведение монахов и других лиц, практикующих целибат.

Нет научных оснований полагать, что законы, запрещающие «пропаганду гомосексуализма», смогут уменьшить количество гомосексуалистов, или, что подобные законы пойдут на благо обществу. Но подобные законопроекты могут привести к росту нетерпимости в обществе, разжиганию розни на почве сексуальной ориентации, и, как следствие, росту и без того высокого количества самоубийств среди представителей сексуальных меньшинств, которые подверглись дискриминации.

Исследования гомосексуализма свидетельствуют о том, что это широко распространенное биологическое явление. Сексуальная ориентация в значительной степени является врожденным свойством человека. Не существует ни одного известного науке эффективного способа изменить сексуальную ориентацию родившегося человека. По всей видимости, пропаганда гомосексуализма невозможна, также как невозможна пропаганда гетеросексуализма. Возможна только пропаганда доброжелательного отношения к сексуальным меньшинствам и, похоже, что именно против этого нацелены происходящие реформы законодательства: против пропаганды симпатии, терпимости, равенства.

1. Kendler KS, Thornton LM, Gilman SE, Kessler RC: Sexual orientation in a U.S. national sample of twin and nontwin sibling pairs. Am J Psychiatry 2000, 157(11):1843-1846.
2. Whitam FL, Diamond M, Martin J: Homosexual orientation in twins: a report on 61 pairs and three triplet sets. Arch Sex Behav 1993, 22(3):187-206.
3. Bailey JM, Bell AP: Familiality of female and male homosexuality. Behav Genet 1993, 23(4):313-322.
4. Bailey JM, Benishay DS: Familial aggregation of female sexual orientation. Am J Psychiatry 1993, 150(2):272-277.
5. Bailey JM, Dunne MP, Martin NG: Genetic and environmental influences on sexual orientation and its correlates in an Australian twin sample. J Pers Soc Psychol 2000, 78(3):524-536.
6. Camperio-Ciani A, Corna F, Capiluppi C: Evidence for maternally inherited factors favouring male homosexuality and promoting female fecundity. Proc Biol Sci 2004, 271(1554):2217-2221.
7. Pillard RC, Weinrich JD: Evidence of familial nature of male homosexuality. Arch Gen Psychiatry 1986, 43(8):808-812.
8. Gavrilets S, Rice WR: Genetic models of homosexuality: generating testable predictions. Proc Biol Sci 2006, 273(1605):3031-3038.
9. Blanchard R: Birth order and sibling sex ratio in homosexual versus heterosexual males and females. Annu Rev Sex Res 1997, 8:27-67.
10. Blanchard R, Klassen P: H-Y antigen and homosexuality in men. J Theor Biol 1997, 185(3):373-378.
11. Cantor JM, Blanchard R, Paterson AD, Bogaert AF: How many gay men owe their sexual orientation to fraternal birth order? Arch Sex Behav 2002, 31(1):63-71.
12. Bogaert AF: Sibling sex ratio and sexual orientation in men and women: new tests in two national probability samples. Arch Sex Behav 2005, 34(1):111-116.
13. Goodfellow PN, Lovell-Badge R: SRY and sex determination in mammals. Annu Rev Genet 1993, 27:71-92.
14. Hines M: Sex-related variation in human behavior and the brain. Trends Cogn Sci 2010, 14(10):448-456.
15. Cahill L: Why sex matters for neuroscience. Nat Rev Neurosci 2006, 7(6):477-484.
16. Swaab DF, Hofman MA: An enlarged suprachiasmatic nucleus in homosexual men. Brain Res 1990, 537(1-2):141-148.
17. Allen LS, Gorski RA: Sexual orientation and the size of the anterior commissure in the human brain. Proc Natl Acad Sci U S A 1992, 89(15):7199-7202.
18. Auyeung B, Baron-Cohen S, Ashwin E, Knickmeyer R, Taylor K, Hackett G, Hines M: Fetal testosterone predicts sexually differentiated childhood behavior in girls and in boys. Psychol Sci 2009, 20(2):144-148.
19. Habli M, Lim FY, Crombleholme T: Twin-to-twin transfusion syndrome: a comprehensive update. Clin Perinatol 2009, 36(2):391-416, x.
20. Afzelius BA: Inheritance of randomness. Med Hypotheses 1996, 47(1):23-26.
21. Noone PG, Bali D, Carson JL, Sannuti A, Gipson CL, Ostrowski LE, Bromberg PA, Boucher RC, Knowles MR: Discordant organ laterality in monozygotic twins with primary ciliary dyskinesia. Am J Med Genet 1999, 82(2):155-160.
22. Bailey NW, Zuk M: Same-sex sexual behavior and evolution. Trends Ecol Evol 2009, 24(8):439-446.
23. Grosjean Y, Grillet M, Augustin H, Ferveur JF, Featherstone DE: A glial amino-acid transporter controls synapse strength and courtship in Drosophila. Nat Neurosci 2008, 11(1):54-61.
24. Young LC, Zaun BJ, Vanderwerf EA: Successful same-sex pairing in Laysan albatross. Biol Lett 2008, 4(4):323-325.
25. Koltin Y, Raper JR, Simchen G: The genetic structure of the incompatibility factors of Schizophyllum commune: the B factor. Proc Natl Acad Sci U S A 1967, 57(1):55-62.
26. Bobrow D, Bailey J: Is male homosexuality maintained via kin selection? Evolution and Human Behavior 2001, 22(5):8.
27. Allison AC: Protection afforded by sickle-cell trait against subtertian malareal infection. Br Med J 1954, 1(4857):290-294.
28. Miller EM: Homosexuality, birth order, and evolution: toward an equilibrium reproductive economics of homosexuality. Arch Sex Behav 2000, 29(1):1-34.
29. Zietscha B, Morleya K, Shekara S, Verweija K, Kellerb M, Macgregora S, Wrighta M, Baileyc JM, Martina N: Genetic factors predisposing to homosexuality may increase mating success in heterosexuals. Evolution and Human Behavior 2008, 29(6):10.
30. Boothroyd L, Jones B, Burt D, Perret D: Partner characteristics associated with masculinity, health and maturity in male faces. Journal of Personality and Individual Differences 2007, 43:13.
31. Mikach S, Bailey J: What distinguishes women with unusually high numbers of sex partners? Evolution and Human Behavior 1999, 20:10.
32. King M, Green J, Osborn DP, Arkell J, Hetherton J, Pereira E: Family size in white gay and heterosexual men. Arch Sex Behav 2005, 34(1):117-122.
33. Adams HE, Wright LW, Jr., Lohr BA: Is homophobia associated with homosexual arousal? J Abnorm Psychol 1996, 105(3):440-445.
34. Weinstein N, Ryan WS, Dehaan CR, Przybylski AK, Legate N, Ryan RM: Parental autonomy support and discrepancies between implicit and explicit sexual identities: dynamics of self-acceptance and defense. J Pers Soc Psychol 2012, 102(4):815-832.
35. Marshal MP, Dietz LJ, Friedman MS, Stall R, Smith HA, McGinley J, Thoma BC, Murray PJ, D"Augelli AR, Brent DA: Suicidality and depression disparities between sexual minority and heterosexual youth: a meta-analytic review. J Adolesc Health 2011, 49(2):115-123.

Гомофобию оправдывают рядом типичных утверждений, таких как «гомосексуальность — это ненормально». Мы знаем примеры множества подобных мифов, таких как и ядовитость ГМО.

Аргумент неестественности гомосексуализма, который так часто используют гомофобы в спорах, дабы доказать всем свою правоту, мы и разберем в сегодняшней статье. Насколько же это утверждение достоверно и обоснованно?

Примеры гомосексуальности в природе

На самом деле гомосексуальность в природе встречается достаточно часто и является совершенной нормой. Этим промышляют такие животные, как: лейсанские альбатросы, бонобо, африканские львы, чайки, жирафы, пингвины и многие другие. Самки лейсанских альбатросов, например, ведут себя как полноценные гетеросексуальные пары, порой их союзы длятся очень долгое время.

А вот у жирафов иная причина, по которой самцы вступают в однополые контакты. Состоит она в том, жирафы так улучшают свои навыки в сексе, отрабатывая их на других самцах, и только после этого могут вступать в разнополые сексуальные связи.

Что касается слонов, так у них вообще половина сексуальных контактов носит гомосексуальный характер. И это далеко не все примеры однополых связей среди животных, гомосексуальность наблюдается у полутора тысяч видов. Сюда входят животные, птицы и даже насекомые.

Кстати, у мушек дрозофил даже был выявлен ген бисексуальности. Уж природа точно знает толк в естественности и неестественности.

Греческая гомосексуальность

Человеческая цивилизация тоже не отстает. На разных этапах ее существования, в разных исторических эпохах гомосексуализм являлся неотъемлемой частью человека. Свидетельств огромное множество. Это и древнегреческие амфоры, памятники литературы и живописи из Древнего Рима.

Многие народы практиковали гомосексуальность как часть религиозного культа, а многие традиционные, в том числе и нынешние, общества не только допускают гомосексуальную связь, но и делают их обязательной частью обрядов инициации.

Например, древние кельты с их гомосексуальной ритуалистикой и военными культами, ориентированными на гомосексуальную близость, или Хаммурапи-царь Вавилона, имевший наложников мужчин. В мифологии древних греков также имела место нетрадиционная любовь: Зевс вознес своего любовника Ганимеда на Олимп. И судя по греческим мифам, у Зевса был не один любовник.

В достоверности приведенных выше исторических фактов ученые не сомневаются. Удивительно, что вся эта информация дошла до наших дней, ведь преодолеть огромное количество лет и гомофобные предрассудки людей — настоящее чудо.

Существует ли «ген гомосексуализма»?

Так, мы выяснили, что гомосексуальность – совершенно естественное явление, повально встречающееся в природе и даже обусловленное генетически. Но тогда возникает очень важный вопрос. Почему гомосексуальность остается в течение эволюционного времени, если такие особи не оставляют потомства?

Здесь стоит сказать, что, по-видимому, никакого «гена гомосексуальности» не существует. Есть определенные аллели генов, то есть разные варианты одного и того же гена, которые могут встречаться в популяции. И среди разных аллелей могут встречаться и те, наличие которых повышает вероятность развития гомосексуальных предпочтений.

Аллелей, влияющих на сексуальную ориентацию, может быть больше сотни, и для их раскрытия могут потребоваться десятки лет. Важно запомнить, что фраза «ген гомосексуальности» очень плохо отражает суть.

Теории гомосексуального поведения

Существует немало теорий, объясняющих, почему в любой популяции раздельнополых животных гомосексуальные особи, несмотря на давление естественного отбора, остаются. Например, если некая аллель дает женщине репродуктивное преимущество (она оставляет больше потомства), но та же аллель, при наличии ее у мужчины, повышает тягу к особям своего пола, то такая аллель все равно останется в популяции, ведь она дает репродуктивное преимущество женщинам.

Исследования показывают, что женщины-родственницы гомосексуалов значительно более плодовиты, чем родственницы гетеросексуалов, да и семьи у гомосексуалов как правило больше.

Есть и другое объяснение, согласно которому гены, повышающие тягу к лицам своего же пола, дают репродуктивное преимущество своим носителям. Так, согласно исследованиям, множество женщин находит типичные качества гомосексуальных мужчин (таких как меньшая мускулинность, большая женственность в чертах лиц) более привлекательными для построения отношений.

Возможно, это связано с лучшей способностью к воспитанию детей и большее проявление эмпатии. Это подтверждается и тем, что пары близнецов, где один брат гомосексуален, а второй гетеросексуален, натурал имеет больше контактов с женщинами, чем в парах, где оба брата традиционной ориентации.

Есть еще одна теория (Paul Vasey), согласно которой гомосексуальные особи компенсируют отсутствие собственных детей содействием репродуктивному успеху своих братьев и сестер. Вкратце суть таких в том, что поведение особей обеспечивает преимущество генам, а не отдельным индивидуумам.

Так, исследования мужчин-геев в Самоа, где они, кстати, не используют такие слова, как «гей», а идентифицируют себя как люди третьего пола и совершенно интегрированы в местную культуру, показали, что такие мужчины тратят больше сил и средств на своих племянников и племянниц в сравнении с мужчинами-натуралами.

Возможно, что гомосексуальное поведение в человека приобрело адаптивную значимость, обеспечивая прочные союзы между однополыми особями и напрямую повышая их вероятность выживания.

Так, на основании вышеизложенного ясно одно: гомосексуализм — общепринятая, широкораспространенная норма, а гомофобия, напротив, противоестественное извращение. А в следующих статьях мы поговорим о других мифах вроде того, что , о проблемах, с которыми сталкиваются представители ЛГБТ-сообщества и о гомофобии в России.