Анализируя основную тенденцию современной политики. Конституционные основы государственной национальной политики российской федерации. Современная демографическая ситуация

«Холодный ад» для шведского короля Карла XII, место гибели великой армады Наполеона, «ангел смерти» для нацистской Германии — все это эпитеты, которые принято ассоциировать с Россией. Достаточно задуматься о них, и станет понятно, какую большую роль сыграла эта страна в мировой истории. Россия продолжает занимать видное место в международной политике и сейчас, когда ее противоречия с западными странами из-за Сирии и, что самое важное, ввиду событий на Украине в очередной раз достигли своего апогея, а все мы стали свидетелями создания двух политических блоков — Восточного и Западного. В связи с этим большой интерес, особенно для экспертов и тех, кто активно следит за развитием международной ситуации, представляет анализ особенностей России, которые позволяют ей занимать столь видную позицию. Вместе с тем при анализе российской уникальности нельзя отойти от обсуждения существующих в стране политических процессов и властной структуры, которые и задают рамки для принятия государственных решений. В связи с этим анализ своеобразной внутриполитической ситуации, сложившейся в России, может оказаться весьма актуальным.

Политическая структура России и влияющие на нее факторы

Население России, занимающей площадь более 17 миллионов квадратных километров, составляет по меньшей мере 150 миллионов человек. По официальным данным, в России говорят на почти 30 языках, а всего в этой стране проживает 160 народов. У каждого из них есть своя непростая история, отголоски которой до сих пор слышны в российском обществе. Все это создает условия для весьма непростой внутриполитической ситуации.

На бумаге политическая структура России выглядит вполне просто: в стране существует президентская политическая структура, в которой глава государства выбирается большинством голосов граждан и принимает все важнейшие решения. Однако так просто все только в теории, а фактически ситуация в России обстоит куда сложнее. Существует масса факторов, которые реально влияют на внутриполитическую ситуацию в этой стране. Рассмотрим их подробнее.

1. Недавнее прошлое и связанный с ним национализм

Последствия краха «Красной империи» (Советского Союза) до сих пор ощущаются в российском обществе. Надо учитывать, что в России народ не такой, как в Иране, Турции, Италии, Греции и других странах, граждане которых могут прочитать об имперском величии своих стран только в книгах по истории или узнать о нем по сохранившимся памятникам культуры. Всего лишь 23 года тому назад русские господствовали над обширнейшей территорией, которая простиралась с берегов Японии на востоке до Берлинской стены на западе, с Северного полюса на севере до границ Ирана на юге. Не так давно из осколков этой огромной империи образовалось 15 независимых государств, но русские до сих пор помнят о своем былом величии и с болью в сердце вспоминают речь Горбачева о гибели Советского Союза, а также то, с какой легкостью Ельцин раздаривал доставшееся ему наследство. Воспоминания об этом накладывают сильный отпечаток на политические процессы в современной России. Возможно, в какой-то момент времени осознание того, чего действительно лишилась Россия, стало основанием для развития сильной депрессии в российском обществе. Однако уже сейчас оно ощущает себя совершенно по-новому: возрождение прошлого стало для значительной части российского населения священной целью. Эта цель стала надежным механизмом пропаганды для российских политиков, и следует признать, что в реальности некоторые из них считают эту цель для себя совсем не чуждой.

На сегодняшний день внутри российского общества любое решение оценивается с точки зрения того, «что было раньше», а уверенные суждения на этот счет выносятся на основании того, что Россия видела в прошлом. Именно на этой основе российские политики и все политическое сообщество выстраивают свою тактику — все для того, чтобы избежать обвинений в слабости и предательстве. Если же российские политики желают заручиться поддержкой электората, они, как правило, апеллируют к чувству ностальгии по прошлому, при этом объясняя событиями давно прошедших дней все существующие в стране трудности и тем самым ослабляя внимание к ним. Наверное, нашим читателям будет небезынтересно узнать, что на вопрос о том, действительно ли Крым стоил того, что из-за него произошел обвал курса рубля, один университетский преподаватель из России ответил: «Доллар — это всего лишь бумажка, а если потребуется, мы проживем и на одной картошке».

2. Национальный вопрос

Несмотря на то, что в российском обществе принято гордиться своим прошлым, на российскую политическую структуру серьезно влияет угроза национализма. Особо остро эта проблема проявляется, когда речь заходит о национальных меньшинствах, таких как чеченцы и прочие народы Кавказа. В общем можно утверждать, что часть национальных меньшинств в России не только не желают сливаться с российским обществом и становится объектом славянизации, но активно отмежевываются от славянского этноса. Даже в Москве как одном из крупнейших поликультурных центров ясно ощущается, что переселенцы из этих областей всяческим образом пытаются демонстрировать свою национальную уникальность, что находит отражение даже в их внешнем облике.

На самом деле любой человек, проживающий в Москве, может отчетливо своими глазами наблюдать за тем культурным противостоянием, которое происходит в городе. Достаточно зайти в кафе, окунуться в университетскую среду, побывать в общежитиях или прогуляться по парку и сразу же чувствуешь, что оказываешься среди людей, которые любят собираться вместе, курить сигареты или кальян, столь полюбившийся русским. Моментально понимаешь, как сильно влияет на них этническая принадлежность. Почти в каждой компании людей прослеживается их национальная самобытность. Конечно, этот вовсе не означает, что абсолютно все народы, проживающие в России, стараются выделиться из общего числа. В качестве примера можно привести татар, которые прекрасно вошли в российское общество и поддерживают конструктивные отношения со славянским большинством. То же самое можно сказать и в отношении армян, в значительной мере сблизившихся с населением центральных районов страны. Вместе с тем иногда в простонародье в их отношении используют расистский термин «хачи». Признаться, так называют не только армян. По словам исследователей социальной жизни в России, в последние годы такое название все чаще употребляется в адрес казахов, чеченцев, узбеков и представителей других национальностей.

Такой ярко выраженный националистический подход имеет под собой веские основания и тесно связан с недавним прошлым этой страны. Когда «Красная империя» прекратила свое существование и некоторые национальные меньшинства внутри российской структуры, такие как чеченцы, тоже захотели пойти по пути других бывших советских республик, Путин решительно воспротивился этому и в 1999 году инициировал вторую волну Чеченской войны. В ответ на это последовал ряд террористических атак, в том числе и на театральный центр на Дубровке в 2002 году. Тогда все поняли, что эта история еще далека от своей развязки. О потенциальных угрозах в этом отношении напомнила и серия спецопераций в Чечне в декабре прошлого года.

Все это означает, что национальный вопрос в России продолжает оставаться весьма острой темой и подчас ставит политиков этой страны в крайне сложное положение. Власти обязаны пресекать деятельность террористических группировок, но, с другой стороны, если они будут действовать неразумно, то, возможно, это создаст предпосылки для волны протестов по всей России.

3. Партии

Касаясь вопроса партий в России, необходимо иметь в виду, что российское общество и внутриполитическая структура в этой стране близки не столько к Европе, сколько к Азии. По сути внутренняя политика России в гораздо меньшей степени основывается на тех или иных партиях и по большей части ориентирована на конкретные личности. Это означает, что в России авторитет партий строится на конкретных политиках, а не наоборот.

Для тех, кто сейчас поддерживает правительство и его внутреннюю политику, личность Путина и его курс имеют огромное значение. В действительности для них неважно, является ли президент членом «Единой России» или нет. Те же, кто выступают против существующей ситуации в стране, обвиняют Путина в установлении диктатуры, а его окружение — в кумовстве и попытках установить собственную власть в России. Такую партию, как «Единая Россия», они фактически всерьез не воспринимают.

В целом можно говорить о том, что партии в России либо неполноценны, либо подчиняются определенным российским традициям. Вместо того, чтобы быть политическим игроком или местом, где набираются опыта будущие политики, российские партии являются объединениями, где находят «своих» и куют кадры.

4. Экономика

Действительно, уже сейчас российское общество или, по крайней мере, значительная часть граждан России считают, что, выбирая между достоинством свой страны и экономическим благополучием, следует выбрать первое. Вместе с тем не следует забывать о том, что нынешняя эмоциональная ситуация в стране — это временное явление, а экономика в качестве жизненно важной структуры общества представляет собой безусловную реальность. На практике именно экономическая политика и материальное процветание стали залогом большой популярности действующей политической структуры в России. Более того, до начала украинского кризиса и присоединения Крыма существующая в стране политическая структура находила широкую поддержку в обществе — даже когда Путин допускал возможность о вхождении России в НАТО. Именно экономика и экономический рост создали условия для большой популярности нынешних российских властей у себя на родине.

5. Путин

Современную Россию можно назвать Россией Путина. Эта страна развивается в рамках политики нынешнего президента, его идеологии и по его плану. Фактически бразды правления Россией находятся в руках президента, а не какого-либо политического или интеллектуального движения. Путин выносит окончательное решение по всем вопросам внутренней политики страны, и регулируется она в соответствии с его решениями. Когда-то российский президент считал, что покончить с чеченским кризисом можно только силой, и выступил автором стратегии, запустившей вторую военную кампанию, однако спустя некоторое время он же стал говорить о всеобщем братстве и помог бывшему ополченцу возглавить автономное правительство.

В настоящий момент Путин считается в России харизматической фигурой. Чтобы оценить, насколько сильно его влияние в обществе, достаточно просмотреть полюбившуюся россиянам социальную сеть «ВКонтакте», в которой можно найти множество пропагандистских баннеров, героизирующих нынешнего российского президента.

6. Оппозиция

Одной из особенностей России можно считать ситуацию с оппозицией. В России, как и в других странах мира, существуют оппозиционные политические партии, которые занимаются внедрением своих идей в массы. Однако важный нюанс заключается в том, что значительная часть российской оппозиции или, выражаясь точнее, ее лидеров начала свою деятельность ввиду специфических отношений лично с Путиным. В недалеком прошлом многие оппозиционеры стояли у власти, сегодня же они стали ее оппонентами.

В качестве примера приведем Михаила Касьянова, одного из известнейших политических лидеров, противостоящих Путину. В 2008 году он выставил свою кандидатуру на президентские выборы и стал конкурентом путинской партии, хотя еще в 2000 — 2004 годах занимал при Путине пост премьер-министра. Можно также вспомнить олигарха Бориса Березовского — еще одного известного противника Путина, которого убили в 2013 году в Лондоне. Когда-то он тоже был одним из убежденных сторонников Кремля.

Эпилог

В целом следует учитывать тот момент, что на политику России, особенно внутреннюю, с одной стороны, влияет извечная проблема национальностей, а с другой — факторы случайности и даже события, происходящие за пределами самой страны. Так, украинский кризис вызвал в России всплеск национализма и привел к появлению целого ряда националистических лозунгов в политических кругах, а присоединение Крыма стало новой политической мотивацией для российского правительства.

Помимо этого, приходится констатировать, что Россия живет в эпоху Путина, ведь именно он определяет политику страны, в том числе и внутреннюю. Таким образом, можно сделать вывод, что во внутренней политике России определяющую роль играют три типа факторов, на основе которых и формируются тактика ее властей, а именно: естественные (такой, как национальный вопрос), преходящие (например, внешние события и рост исламского фундаментализма) и президентские (то есть личная позиция самого Путина). Если разобраться в сути первого фактора еще представляется возможным, то со вторым это сделать уже гораздо труднее, а третий вообще не поддается никакому анализу.

Что вы понимаете под термином ≪национальная политика≫?

Какими факторами она определяется?

В основе демократической национальной политики лежат:

Принцип уважительного отношения к людям, представляющим любую этническую общность;

Установка на сотрудничество и сближение народов.

Фундаментом национальной политики Российской Федерации является Конституция РФ.

Работая с текстом Конституции, ответьте на следующие вопросы:

1. Какие две установки политики в сфере межэтнических отношений содержит преамбула Конституции?

2. Проанализировав статьи 2,13,19,26,29,68, определите, как

Основной закон гарантирует права и свободы независимо от национальности?

3. Какой язык общения, воспитания и творчества зафиксирован для граждан РФ?

4. Какой язык считается государственным языком на территории РФ?

5. Существуют ли ограничительные статьи в области национальных отношений? Какие?

Работая с материалом учебника на с. 93, изучите «Концепцию государственной национальной политики российской Федерации» (1996) и проанализируйте принципы этой политики. Выскажите свое отношение к данному документу. Мнение аргументируйте.

Итог

В документах ООН указывается, что толерантность является моральным долгом, правовой и политической потребностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направлена на уважение и понимание многообразия культур; означает активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека. Опираясь на личный опыт, факты истории и современности, покажите, как принципы толерантности могут быть реализованы в межэтнических отношениях.

Объясните, почему ныне особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности.

Ученые полагают, что человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этнокультурного разнообразия.

Если вы согласны с этой точкой зрения, то подтвердите ее правильность фактами общественного развития XX в.; если не согласны - аргументируйте свои взгляды.

Анализируя основную тенденцию современной политики РФ в области межэтнических отношений, ученые полагают, что она состоит в переключении с национально-территориального направления на культурно-образовательное и культурно-просветительное.

Как вы понимаете этот вывод ученых, разделяете ли вы эту точку зрения?

Домашнее задание: Выучите § 9, выполните задание. Подготовьте ответ на вопрос: как профессиональная деятельность историка, правоведа, экономиста может способствовать межэтническому сотрудничеству, предупреждению конфликтов?

НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Национальная политика - составная часть политической деятельности государства, регулирующая межэтнические от­ношения в различных сферах жизни общества. Ее сущность зависит от общей направленности политики государства. В основе демократической национальной политики - уважи­тельное отношение к людям, представляющим любую этни­ческую общность, установка на сотрудничество и сближение народов.

Фундаментом этнополитики РФ является Конституция. В ее преамбуле можно выделить две установки политики в сфере межэтнических отношений:

Пронизанное патриотическими чувствами уважение к
памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству; забо­
та о сохранении исторически сложившегося государственно­
го единства народов, объединенных общей судьбой на своей
земле;

Политико-правовая направленность на утверждение
прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, рав­
ноправия народов, на обеспечение суверенной государствен­
ности России, незыблемости ее демократической основы.


Конституция гарантирует права и свободы человека неза­висимо от национальности, их равенство, понимание, соблю­дение и защиту (ст. 2, 19). Каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспита­ния, обучения, творчества (ст. 26). На всей территории РФ государственный язык - русский; республики вправе уста­навливать свои государственные языки, употребляемые на­ряду с русским (ст. 68). Запрещаются действия, направлен­ные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства (ст. 13, 29).



В «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» (1996 г.) принципы этой политики формулируются так:

Равенство прав и свобод человека и гражданина незави­
симо от его расы, национальности, языка;

Запрещение любых форм ограничения прав граждан по
признакам социальной, расовой, национальной, языковой
или религиозной принадлежности;

Сохранение исторически сложившейся целостности Рос­
сийской Федерации;

Равноправие всех субъектов Российской Федерации во
взаимоотношениях с федеральными органами государствен­
ной власти;

Гарантия прав коренных малочисленных народов;

Право каждого гражданина определять и указывать
свою национальную принадлежность без всякого принужде­
ния;

Содействие развитию национальных культур и языков
народов Российской Федерации;

Своевременное и мирное разрешение противоречий и
конфликтов;

Запрещение деятельности, направленной на подрыв
безопасности государства, возбуждение социальной, расовой,
национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

Защита прав и интересов граждан Российской Федера­
ции за ее пределами, поддержка соотечественников, прожи­
вающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии
родного языка, культуры и национальных традиций, в ук­
реплении их связей с Родиной в соответствии с нормами
международного права.

Последовательная реализация этих принципов отвечает всему многообразию интересов народов России.

НИШ Основные понятия: межэтнические отношения, межэтни­ческие конфликты, национальная политика.

ШШ Термины: этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерант­ность.


Проверьте себя

1) Назовите уровни межэтнических отношений, покажи­те общее и различное в этих уровнях. 2) Какова сущность двух тенденций в развитии межэтнических отношений? Приведите примеры проявлений этих тенденций. 3) В чем заключается сущность межнационального сотрудничества? 4) Что такое межэтнические конфликты? Назовите их ос­новные причины. 5) Каковы пути предупреждения и преодо­ления межэтнических конфликтов? 6) Охарактеризуйте принципы национальной политики РФ.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В документах ООН указывается, что толерантность яв­
ляется моральным долгом, правовой и политической потреб­
ностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направ­
лена на уважение и понимание многообразия культур;
означает активное отношение к действительности, формиру­
емое на основе признания универсальных прав и свобод че­
ловека. Опираясь на личный опыт, факты истории и совре­
менности, покажите, как принципы толерантности могут
быть реализованы в межэтнических отношениях.

2. Объясните, почему ныне особенно важно следовать
принципам терпимости и уважения народов друг к другу,
совместно преодолевать общие трудности.

3. Ученые полагают, что человечество, становясь все бо­
лее взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этно­
культурного разнообразия. Если вы согласны с этой точкой
зрения, то подтвердите ее правильность фактами из общест­
венного развития XX в.; если не согласны - аргументируй­
те свои взгляды.

4. Продумайте ответ на вопрос: как профессиональная де­
ятельность историка, правоведа, экономиста может способ­
ствовать межэтническому сотрудничеству, предупреждению
конфликтов?

5. Анализируя основную тенденцию современной полити­
ки РФ в области межэтнических отношений, ученые пола­
гают, что она состоит в переключении с национально-терри­
ториального направления на культурно-образовательное и
культурно-просветительное. Как вы понимаете этот вывод
ученых, разделяете ли вы эту точку зрения?

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент труда ученого-этнолога В. А. Тишкова.

Этнонационализм в постсоветских государствах

Наиболее серьезным вызовом для России и ряда других постсоветских государств является этнонационализм в его радикальных и нетерпимых проявлениях. Так называемые


Национальные движения в мирных политических и куль­турных формах среди народов бывшего СССР сыграли и про­должают играть важную роль в утверждении децентрализо­ванных форм государственного устройства и управления, в сохранении и развитии культурной целостности и отличи­тельности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан. Но этнический фактор в ряде случаев стал основой для формирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, кото­рые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и на­силие.

Национализм малых народов, будучи реакцией на пере­несенные в прошлом травмы и приниженный статус нерус­ских культур, в условиях социального кризиса, политичес­кой дестабилизации и слабой модернизации населения часто обретает агрессивные формы. Это проявляется в попытках узурпировать власть и престижные позиции в пользу пред­ставителей одной этнической группы, изменить демографи­ческий состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков», изменить административные или межгосударственные границы, осуществить явочную сецес-сию (выход из состава государства. - Ред.), в том числе силой оружия. Вместо улучшения правления и социально-культурных условий жизни крайний национализм предлага­ет внешне простые, но по сути нереальные решения, попыт­ки осуществить которые вызывают межгражданскую напряженность и конфликты...

Не меньшую угрозу демократическим преобразованиям и социальному миру представляет и растущий национализм гегемонистического типа, формируемый от имени численно доминирующих народов. В России русский национализм пытается обрести статус общегосударственной идеологии, присвоить идею общероссийского патриотизма и подменить формирование общегражданской идентичности все тем же нереализуемым лозунгом самоопределения русской этнона-ции. Экстремистские группы и лица все чаще пропаганди­руют идеи фашистского толка, антисемитизма и пренебре­жения к меньшинствам.

Тишков В. А, Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной синтропологии. - М., 2003.-С. 319-320.

НИ Вопросы и задания к источнику. 1) Что такое этнонациона-лизм? 2) В чем различие между радикальным этнонационализмом и мирными формами национальных движений? 3) Проиллюстри­руйте примерами из истории и современности положение о том, что радикальный этнонационализм является большой опасностью для народов и государств постсоветского пространства. 4) Чем вызван и в чем проявляется национализм малых народов? 5) В чем состо-


Ит сущность и опасность этнонационализма гегемонистического ти­па? 6) Нередко высказывается мнение о том, что развитие демокра­тии, гражданской культуры, стабилизация социально-экономиче­ского положения положительно скажутся на преодолении этнонаци­онализма. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте ответ.

Об этом спорят

Нерусское население составляет 20% всего населения РФ. Это дает некоторым авторам повод считать Россию мононациональным государством. Эта точка зрения встреча­ет возражения, ибо она не учитывает исторических условий развития России и приверженности многих народов к сво­им языкам, культуре и образу жизни. Каково ваше мнение?

В чем заключается влияние этнического многообразия на современную об­становку в стране и в мире? В чем заключается сущ­ность социального конфликта?

Межэтнические (межнациональные) отношения - отно­шения между этносами (народами), охватывающие все сфе­ры общественной жизни.

Основная научная проблема - определить исходя из идей гуманизма, анализа исторического опыта оптимальные пути регулирования межэтнических отношений. Проблема много­аспектна, включает вопросы истории и современной повсе­дневной жизни, духовного мира личности, культуры, обра­зования, социологии, психологии, экономических, полити­ческих, правовых отношений; поэтому ученые используют методы ряда гуманитарных наук. С середины XIX в. всесто­ронне исследует проблему этнология - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самооргани­зации, их коллективного поведения, взаимодействия лично­сти и социальной среды.

Этнология выделяет два уровня межэтнических отноше­ний. Один уровень - взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре, производ­стве, науке, искусстве и т. п. Другой уровень - межлично­стные отношения людей различной этнической принад­лежности в разных формах общения - трудовом, семейно-бытовом, образовательном, неформальных видах взаимоот­ношений.

Межнациональные отношения находят свое выражение в человеческих действиях и во многом зависят от индивиду­ального поведения и его мотивации, которая базируется на личном опыте, овладении культурными нормами, влиянии семьи, ближайшего окружения.

Для этнических процессов современности характерны две тенденции: интеграции - сотрудничества, объединения раз­ных этногосударственных общностей, сближения всех сто­рон жизни народов; дифференциации - стремления народов к национальной самостоятельности.

Межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными либо, наоборот, конфликтными, враждебными.

МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Стихийно складывавшееся сотрудничество многие века известно человечеству, состоящему из огромного количества общностей, представляющих в совокупности этнически сме­шанную среду, где часто действует продуктивное сотрудни­чество в производстве материальных благ , в повседневной жизни; создание и сбережение национальных культурных ценностей сочетается с познанием других культур.

В XX в. отмечается возрастание интеграционных тен денций двоякой направленности:


  • экономическая, политическая интеграция, ведущая к
    образованию союзов государств;

  • интеграция национальных образований в пределах мно­
    гонациональной страны. Это может отвечать интересам на­
    родов, живущих в едином государстве, способствовать ук­
    реплению этого единства.
Значителен отечественный опыт межнационального со­трудничества. Во всех отраслях хозяйства и культуры СССР плодотворно трудились многонациональные коллективы. Сплоченность народов ярко проявилась в боях, труде, по­вседневной жизни в годы Великой Отечественной войны, в послевоенном возрождении страны.

Сотрудничество в культурной сфере обеспечило ликвида­цию неграмотности, создание письменности 50 этносов, рас­цвет яркого, самобытного искусства малочисленных наро­дов. Ученые отмечают, что в Советском Союзе в XX в. не исчезла ни одна малая культура и фактически сохранилась вся этническая мозаика огромного государства, в то время как в других регионах мира исчезли сотни малых культур. В то же время ошибки и преступления органов тоталитар­ной власти привели к тяжелым трагедиям многих людей и целых народов. Многовековые национальные связи были на­рушены из-за непродуманного административно-территори­ального деления, ухудшилась экологическая обстановка в регионах проживания коренных малочисленных этносов. Насильственное переселение народов, незаслуженно обви­ненных в пособничестве немецким оккупантам , нанесло большой урон достоинству сотен тысяч людей, тяжело отра­зилось на их судьбах. Потребовалось длительное время для восстановления нарушенных прав народов нашей страны.

В Европе, других частях света в последней трети XX в. широкое развитие получила интеграция в сфере экономики, а затем и политики. Это связано с процессом глобализации, складыванием постиндустриального, информационного об­щества, а также с необходимостью единства в борьбе с меж­дународным терроризмом.

Один из примеров интеграции - деятельность Европей­ского союза (ЕС), объединяющего (2005 г.) 25 государств с

населением 450 млн человек, говорящих на 40 языках. В ЕС введены единое гражданство, единая валюта - евро. Созданы наднациональные органы власти: Европарламент, Совет ЕС, Европейский суд. Разработана Конституция ЕС. Однако она мо­жет вступить в силу лишь после ее одобрения всеми странами ЕС (решением парламента или всенародным референдумом). Россия не остается в стороне от интеграционных процес­сов XXI в. Это, в частности, проявляется:


  • в заботе о формировании общего экономического, гума­
    нитарного правового пространства с несколькими странами,
    входящими в созданное после распада СССР Содружество
    Независимых Государств;

  • в переговорах с Евросоюзом о взаимодействии в сферах
    экономики, правосудия, безопасности, науки, образования,
    культуры. Большое место в документах о партнерстве уде­
    лено совместным действиям по соблюдению принципа не­
    дискриминации, включая противодействие любым формам
    нетерпимости и расизма, уважению прав человека.
Наряду с тенденцией к международной интеграции суще­ствует и тенденция к дифференциации. Она проявляется в разных формах. В основном в мирной форме прошло обра­зование независимых постсоветских государств, разделение Чехословакии на два государства - Чехию и Словакию. Вооруженные действия сопровождали распад Югославии.

I «Чем государства просвещеннее, тем больше они сооб-

i щают друг другу идей и тем больше увеличивается си- .

I л а и деятельность всемирного ума». 1

\: К. Гельвеции i

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Понятие «социальный конфликт» вам известно. К числу значимых для индивида и человечества относятся конфлик­ты между этническими общностями. В научных трудах эт­нический конфликт часто определяется как любая форма гражданского, политического или вооруженного противобор­ства, в котором стороны (или одна из них) мобилизуются, действуют и страдают, исходя из этнических различий.

Это определение вызвало возражение, ибо оно рассматри­вает конфликт как стадию крайнего обострения противоре­чий. Была предложена более широкая трактовка: этничес­кий конфликт - это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограничен­ными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точ­ки зрения этнической принадлежности ее членов.

Межэтнические конфликты порождаются не существова­нием этносов, а политическими, социальными условиями, в

которых они живут и развиваются. Нередко созданию «об­раза врага» способствует и обращение к тем страницам ис­торической памяти, где запечатлены прежние обиды и фак­ты (иногда извращенные) далекого прошлого.

Рассмотрим основные причины конфликтов, ярко выра­жающихся в целях и действиях противоборствующих сто­рон.

Территориальные причины - борьба за изменение гра­ниц, за присоединение к другому («родственному» с куль­турно-исторической точки зрения) государству, за создание нового независимого государства. Эти требования смыка­ются с политическими целями движений, стремящихся к образованию «собственного» суверенного государства. Требо­вания сепаратистского 1 характера особенно опасны, ибо они непосредственно затрагивают большие массы людей, связа­ны с вопросами о разделе или упразднении государства. «Речь идет о том, - пишет один из российских этноло­гов, - в каком государстве жить , кому подчиняться, на ка­ком языке говорить, кому молиться, как перемещаться, кто будет защищать жизнь и собственность людей, наконец, ка­кой гимн петь и каких героев и какие могилы почитать».

Экономические причины - борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами, среди которых большую ценность, в частности, имеют земля, недра.

Социальные причины - требования гражданского равно­правия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенства при приеме на работу, особенно на престижные места в органах власти.

Культурно-языковые причины - требования сохранения или возрождения, развития языка, культурной общности. Умаление роли родного языка, сплачивающего этническую общность в единое целое, особенно остро воспринимается и нередко служит причиной конфликта.

В мире существуют сотни национальных культур, каж­дый этнос обладает самобытной культурой, относится к ней бережно. Попытки принизить ее значение в угоду культуре другого, более крупного этноса вызывают протест, могут служить причиной конфликта. Есть и другая опасность: иногда этнос исходит из того, что его культура призвана до­минировать по отношению к другим культурам.

Источником межэтнической напряженности служит на­ционализм - идеология, психология, политика групп лю­дей, утверждающих приоритет национальных ценностей пе­ред всеми другими, верховенство интересов своего этноса,

1 Сепаратизм (здесь) - это требования суверенитета и независимости для этнически обозначенной территории, направленные против государст­венной власти страны проживания.

противопоставляемых интересам других этносов. Идея наци­ональной исключительности часто принимает форму ксено­фобии 1 , ведущей к истреблению так называемых «неполно­ценных» рас и народов.

В памяти человечества навсегда остались кровавые результаты шовинизма. Это геноцид армянского народа в 1915 г., когда действия Османской империи привели к смер­ти 1,5 млн человек. Это организованная гитлеровцами вели­чайшая трагедия - Холокост (всеуничтожение через сожже­ние), приведший к гибели 6 млн человек - более половины еврейского населения Европы. Это действия гитлеровцев по уничтожению славянского населения «восточного простран­ства» и превращению оставшихся в рабочую силу для «выс­шей расы».

РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Возникает вопрос: можно ли исключить появление кон­фликтов с этнической составляющей ? Пока положительный ответ невозможен из-за того, что многие этнические группы живут в предконфликтных условиях, испытывают значи­тельные социальные трудности, ощущают (в том числе и в повседневной жизни) пренебрежение к своей культуре, язы­ку, традициям, обычаям. Все это вызывает массовые проте-стные настроения, нередко ведущие к социально опасному, разрушительному поведению (особенно в толпе).

Потребуется долгое время для того, чтобы большинство людей стало способно проявлять терпимость. Но уже сейчас возможно смягчение и предотвращение конфликтных ситу­ аций путем регулирования межэтнических отношений. На­помним: регулировать означает упорядочивать, налаживать.

Гуманистический подход - главный ориентир в реализа­ции морального, политического, правового регулирования межэтнических отношений. Основные черты этого подхода:


  • признание и уважение многообразия культур, привер­
    женность идеям мира, согласия, неприятие насилия в отно­
    шениях между народами;

  • развитие и постоянное функционирование демократии,
    обеспечение реализации прав и свобод личности, этнических
    сообществ, независимо от их национальной принадлежнос­
    ти;

  • нацеленность государственных органов, средств массо­
    вой информации, образования, спорта, всех форм литерату­
    ры и искусства на формирование у граждан, особенно моло­
    дежи, культуры межэтнического общения. Необходимо
1 Ксенофобия - нетерпимость, неприятие, ненависть к кому-либо, чему-либо чужому, чужеродному.

воспитание толерантности - уважения, доверия, готовно­сти к сотрудничеству, компромиссу с людьми, их сообщест­вами любой национальной принадлежности, стремления по­нимать и принимать их культурные ценности, образ жизни, характер поведения. Толерантность во многом определяет сознание и поведение личности, групп населения, предста­вителей властных органов, способствует выработке личной ответственности за благоразумное решение этнических проблем.

Ученые выделяют несколько пересекающихся друг с дру­гом путей урегулирования конфликтов. Первый - примене ние правовых механизмов, прежде всего изменение законо­дательства в полиэтнических государствах, ликвидация этнических привилегий. Второй путь - переговоры между конфликтующими сторонами, как прямые (между делегаци­ями сторон), так и через посредников (представителей меж­дународных организаций, общественных деятелей). К сожа­лению, нередко стороны (или одна из них) вместо политики переговоров, имеющих целью сотрудничество, ограничения доступа к оружию, делают ставку на бескомпромиссный диктат, на вооруженное насилие. Это ведет к ужесточению конфликта, устрашению общества, массовым жертвам и раз­рушениям. Переговоры бывают трудными, длительными. Но в ряде случаев они способствуют если не преодолению кон­фликта, то его смягчению.

Третий путь - информационный. Он предполагает, преж­де всего, обмен сведениями между сторонами о возможных мерах по преодолению конфликтных ситуаций. Уместен об­щественный диалог (в печати, на телевидении) представите­лей всех этнических групп, имеющий целью совместную разработку предложений, отвечающих общим интересам.

Действенны, особенно если конфликты носят религиоз­ный оттенок, совместные миротворческие выступления представителей разных конфессий. Деятель православного духовенства Александр Мень говорил: «Понимание, терпи­мость- плоды высшей культуры... Оставаясь христианами и мусульманами, не оскорбляя друг друга, подать ру­ку- вот наш путь».

Психологическое влияние СМИ (особенно электронных) требует осторожного подхода к способам подачи информа­ции. Информация, даже нейтральная, о фактах экстремиз­ма может вызвать новую волну конфликта. Необходимо от­казаться от иногда свойственной репортерам драматизации событий, ибо это может закрепиться в исторической памя­ти и через некоторое время возродить дух конфликта. Нель­зя допускать героизации террористов, экстремистов во избе­жание превращения их в героев, лидеров. Надо помнить, что непродуманные слова могут стрелять сильнее пули.

К информационному пути примыкает государственная поддержка политики многокультурности, что особенно су­щественно в связи с ростом миграции населения. Например, в Канаде эта политика имеет целью содействовать развитию и сохранению собственной культуры всех этнических групп, контактам и взаимодействию членов различных групп в ин­тересах национального единства. Иммигрантам оказывается помощь в овладении хотя бы одним из официальных язы­ков, чтобы они могли стать полноценными членами канад­ского общества.

Одна из причин конфликтов - жизненная неустроен­ность этносов, проявляющаяся в нищете, безработице, низ­ких заработках и пенсиях, плохом жилье, трудностях полу­чения образования. Непременным условием преодоления конфликтов является улучшение жизни гражданина, созда­ние и закрепление у этносов психологического чувства удов­летворенности благоприятной стабильностью жизни. Это требует регулирования общественных процессов, включаю­щего договоренности между противоборствующими сторона­ми о справедливом распределении ресурсов, об увеличении рабочих мест, улучшении жилищных условий, о равенстве в трудоустройстве, образовании, в доступе к властным структурам.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Национальная политика - составная часть политической деятельности государства, регулирующая межэтнические от­ношения в различных сферах жизни общества. Ее сущность зависит от общей направленности политики государства. В основе демократической национальной политики - уважи­тельное отношение к людям, представляющим любую этни­ ческую общность, установка на сотрудничество и сближение народов.

Фундаментом этнополитики РФ является Конституция. В ее преамбуле можно выделить две установки политики в сфере межэтнических отношений:


  • пронизанное патриотическими чувствами уважение к
    памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству; забо­
    та о сохранении исторически сложившегося государственно­
    го единства народов, объединенных общей судьбой на своей
    земле;

  • политико-правовая направленность на утверждение
    прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, рав­
    ноправия народов, на обеспечение суверенной государствен­
    ности России, незыблемости ее демократической основы.
Конституция гарантирует права и свободы человека неза­висимо от национальности, их равенство, понимание, соблю­дение и защиту (ст. 2, 19). Каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспита­ния, обучения, творчества (ст. 26). На всей территории РФ государственный язык - русский; республики вправе уста­навливать свои государственные языки, употребляемые на­ряду с русским (ст. 68). Запрещаются действия, направлен­ные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства (ст. 13, 29).

В «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» (1996 г.) принципы этой политики формулируются так:


  • равенство прав и свобод человека и гражданина незави­
    симо от его расы, национальности, языка;

  • запрещение любых форм ограничения прав граждан по
    признакам социальной, расовой, национальной, языковой
    или религиозной принадлежности;

  • сохранение исторически сложившейся целостности Рос­
    сийской Федерации;

  • равноправие всех субъектов Российской Федерации во
    взаимоотношениях с федеральными органами государствен­
    ной власти;

  • гарантия прав коренных малочисленных народов;

  • право каждого гражданина определять и указывать
    свою национальную принадлежность без всякого принужде­
    ния;

  • содействие развитию национальных культур и языков
    народов Российской Федерации;

  • своевременное и мирное разрешение противоречий и
    конфликтов;

  • запрещение деятельности, направленной на подрыв
    безопасности государства, возбуждение социальной, расовой,
    национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

  • защита прав и интересов граждан Российской Федера­
    ции за ее пределами, поддержка соотечественников, прожи­
    вающих в зарубежных странах , в сохранении и развитии
    родного языка, культуры и национальных традиций, в ук­
    реплении их связей с Родиной в соответствии с нормами
    международного права.
Последовательная реализация этих принципов отвечает всему многообразию интересов народов России.

НИШ Основные понятия: межэтнические отношения, межэтни­ческие конфликты, национальная политика.

ШШ Термины: этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерант­ность.

Проверьте себя

1) Назовите уровни межэтнических отношений, покажи­те общее и различное в этих уровнях. 2) Какова сущность двух тенденций в развитии межэтнических отношений? Приведите примеры проявлений этих тенденций. 3) В чем заключается сущность межнационального сотрудничества? 4) Что такое межэтнические конфликты? Назовите их ос­новные причины. 5) Каковы пути предупреждения и преодо­ления межэтнических конфликтов? 6) Охарактеризуйте принципы национальной политики РФ.

Подумайте, обсудите, сделайте


  1. В документах ООН указывается, что толерантность яв­
    ляется моральным долгом, правовой и политической потреб­
    ностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направ­
    лена на уважение и понимание многообразия культур;
    означает активное отношение к действительности, формиру­
    емое на основе признания универсальных прав и свобод че­
    ловека. Опираясь на личный опыт, факты истории и совре­
    менности, покажите, как принципы толерантности могут
    быть реализованы в межэтнических отношениях.

  2. Объясните, почему ныне особенно важно следовать
    принципам терпимости и уважения народов друг к другу,
    совместно преодолевать общие трудности.

  3. Ученые полагают, что человечество, становясь все бо­
    лее взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этно­
    культурного разнообразия. Если вы согласны с этой точкой
    зрения, то подтвердите ее правильность фактами из общест­
    венного развития XX в.; если не согласны - аргументируй­
    те свои взгляды.

  4. Продумайте ответ на вопрос: как профессиональная де­
    ятельность историка, правоведа, экономиста может способ­
    ствовать межэтническому сотрудничеству, предупреждению
    конфликтов?

  5. Анализируя основную тенденцию современной полити­
    ки РФ в области межэтнических отношений, ученые пола­
    гают, что она состоит в переключении с национально-терри­
    ториального направления на культурно-образовательное и
    культурно-просветительное. Как вы понимаете этот вывод
    ученых, разделяете ли вы эту точку зрения?
Поработайте с источником

Прочтите фрагмент труда ученого-этнолога В. А. Тишкова.

Наиболее серьезным вызовом для России и ряда других постсоветских государств является этнонационализм в его радикальных и нетерпимых проявлениях. Так называемые

национальные движения в мирных политических и куль­турных формах среди народов бывшего СССР сыграли и про­должают играть важную роль в утверждении децентрализо­ванных форм государственного устройства и управления, в сохранении и развитии культурной целостности и отличи­тельности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан. Но этнический фактор в ряде случаев стал основой для формирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, кото­рые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и на­силие.

Национализм малых народов, будучи реакцией на пере­несенные в прошлом травмы и приниженный статус нерус­ских культур, в условиях социального кризиса, политичес­кой дестабилизации и слабой модернизации населения часто обретает агрессивные формы. Это проявляется в попытках узурпировать власть и престижные позиции в пользу пред­ставителей одной этнической группы, изменить демографи­ческий состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков», изменить административные или межгосударственные границы, осуществить явочную сецес-сию (выход из состава государства. - Ред.), в том числе силой оружия. Вместо улучшения правления и социально-культурных условий жизни крайний национализм предлага­ет внешне простые, но по сути нереальные решения, попыт­ки осуществить которые вызывают межгражданскую напряженность и конфликты...

Не меньшую угрозу демократическим преобразованиям и социальному миру представляет и растущий национализм гегемонистического типа, формируемый от имени численно доминирующих народов. В России русский национализм пытается обрести статус общегосударственной идеологии, присвоить идею общероссийского патриотизма и подменить формирование общегражданской идентичности все тем же нереализуемым лозунгом самоопределения русской этнона-ции. Экстремистские группы и лица все чаще пропаганди­руют идеи фашистского толка, антисемитизма и пренебре­жения к меньшинствам.

Тишков В. А, Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной синтропологии. - М., 2003.-С. 319-320.

НИ Вопросы и задания к источнику. 1) Что такое этнонациона-лизм ? 2) В чем различие между радикальным этнонационализмом и мирными формами национальных движений? 3) Проиллюстри­руйте примерами из истории и современности положение о том, что радикальный этнонационализм является большой опасностью для народов и государств постсоветского пространства. 4) Чем вызван и в чем проявляется национализм малых народов? 5) В чем состо-

ит сущность и опасность этнонационализма гегемонистического ти­па? 6) Нередко высказывается мнение о том, что развитие демокра­тии, гражданской культуры, стабилизация социально-экономиче­ского положения положительно скажутся на преодолении этнонаци­онализма. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте ответ.

Об этом спорят

Нерусское население составляет 20% всего населения РФ. Это дает некоторым авторам повод считать Россию мононациональным государством. Эта точка зрения встреча­ет возражения, ибо она не учитывает исторических условий развития России и приверженности многих народов к сво­им языкам, культуре и образу жизни. Каково ваше мнение?