Обитатели ада и преисподнии. Демоны Ада. Имена демонов Ада, их иерархия Мольбы обитателей Ада

Она у всех на слуху. Вот, скажем, демоны. Реалисты хоть и посмеются, а все же знают, что это такое. И в ночную тьму, когда ненужные мысли лезут в голову, волей-неволей тоже подумается: а может, правда, существуют? Найти список демонов ада с фото, конечно, не получится - да и не докажет это ничего, а все же поинтересоваться порой весьма полезно.

Демонология - культурное наследие народов мира

Конечно, это все лирика, а кроме того, личное дело каждого. Но подобные рассказы и мифы, легенды, передающиеся из поколения в поколения, страшные сказки, зачастую сходны в некоторых трактовках. Все они сводятся к одному названию - демонология. Мифы демонологии очень древние. Некоторые имена демонов, которые можно почерпнуть из нее, превратились в другие - дали вдохновение для персонажей литературы, изобразительного искусства и театра.

Мистика вообще всегда вдохновляла творцов. Это - огромный пласт, в котором старое можно сколько угодно показывать в новом свете и каждый раз удивлять.

Кроме того, демонологию в ее привычном смысле можно считать наследием культуры в той же мере, как и другие мифы.

Демонология, кроме всего прочего, включает в себя список демонов ада. Имена обычно расставляются в алфавитном порядке или по демонической иерархии.

Христианская демонология

Христианство представляет демонов как падших ангелов. Первый, и самый главный из них, конечно, Люцифер - бывший ангел, прекраснейший из них, посмевший возомнить себя самим Богом. Дальше христианская демонология разделяется на две ветви: первая повествует о том, что Люцифер ответственен за творение остальных злых духов, вторая отрицает возможности Дьявола творить, оставляя данный процесс только за Богом, а значит, иные демоны - также падшие ангелы, только более низкого ранга, те, которые преклонились перед Люцифером сами.

Вообще Люцифер - самый известный и самый неоднозначный образ в демонологии. Ему же приписывают имена Дьявола и Сатаны, он же является Властителем Ада, хотя в то же время указывается, что он заперт в своем королевстве, и его же слуги распаляют жар, в котором он горит. В любом случае, если рассматривать список демонов Ада, имена которых расставлены по иерархии, Люцифер будет на первом месте.

Злые духи или бездушные существа?

Интересная дилемма насчет наличия души у демонов: по христианской демонологии само название бесспорно указывает, что, разумеется, есть. Другие же источники несколько различаются по мнению в этом вопросе.

Так, например, есть теория, что падшие ангелы - это высший ранг демонов, самые главные и самые сильные из них. Остальные же - это души людей, попавших в ад и превратившиеся в злых духов. По этой теории получается, что душа у демонов все-таки есть.

Другая теория исходит из того, что демон оттого и демон, что он бездушен. Потому у них и черные глаза - ничего не отражающее зеркало души. Объяснение у теории такое, что демоны не умеют чувствовать. Вследствие всего этого человек, попавший в ад за свою греховность, страдает там веки вечные, и выбраться ему не представляется возможным даже в виде демона.

Демоны ада: список имен

Как видно, вопросов насчет демонологии существует много. Почти все из них имеют неоднозначные ответы. Есть ли что-то в этой псевдонауке определенное? Как ни странно, это имена. Так, знамениты демоны ада, список имен которых составляли демонологи: среди них есть те, которые известны из литературы даже тем, кто в общем-то далек в своей жизни от мистики, есть такие, которые напрямую связаны с библейскими событиями, а есть и те, которые могут весьма удивить своей необычайностью и в то же время подробной историей. Ниже представлен иерархический список демонов в демонологии.

  1. Люцифер (ивр. לוציפר; лат. Lucifer) (свет несущий) - Властитель Ада. После того как Люцифера низвергли с небес, его облик из прекрасного ангельского сменился на безобразный: красная кожа, рога и темные волосы. За его плечами огромные крылья, а каждый палец венчает остроконечный коготь. Сила дьявольская огромна, ему подвластно все в Аду, и все в нем ему поклоняется. С образом Люцифера связывают такие характеристики, как свобода (восстание), гордыня и познание. После падения с небес приобрел имя Сатаны. К грехам этого демона прежде всего приписывают попытку заполучить Божий престол, но также и то, что именно Люцифер подарил людям знание. В христианской демонологии его именем также является и Дьявол.
  2. Касикандриэра - жена Люцифера. Повелительница Ада. Упоминается в малом количестве источников.
  3. Астарот (лат. Astaroth; ивр. עשתרות) - первый в Аду после Дьявола. Он один из тех падших ангелов, что последовали за Люцифером и потому были низвергнуты с небес с ним же. Обладает недюжинной силой. Очень талантлив, умен и обаятелен. Он красив, и ему нетрудно вызвать любовь к себе при помощи своего очарования. Однако красоты в нем столько же, сколько и жестокости. Астарот чаще других демонов изображается в человеческом облике. В гримуарах он, напротив, уродлив, но ни в одном источнике не умаляют его силу. Популяризация образа этого демона сводится к использованию его в литературе и ином искусстве. Знаменитый Воланд, к примеру, во многом похож на Астарота. К характеристикам правой руки самого Сатаны причисляют возможность сделать человека невидимым, подарить власть над змеями, а также ответить на любой вопрос.
  4. Астарта (ивр. עשתורת) - жена Астарота. В некоторых источниках образы демонических мужа и жены сливаются в одного падшего ангела под именем Астарт. Написание обеих имен на иврите идентичны. Древние финикийцы называли войны и материнства.
  5. Вельзевул (ивр. בעל זבוב‏‎‎‎, Beelzebub) - Повелитель мух, демон Власти, командует легионами Ада. Имя Вельзевула также небезызвестно: оно иногда также называется как еще одно имя Дьявола. Этот демон чрезвычайно могуществен и считается соправителем Люцифера. Вельзевула иногда отождествляют с грехом чревоугодия, путая его с другим демоном - Бегемотом. Быть может, это потому, что облики, принимаемые Повелителем мух, разнообразны: от трехголового демона до огромной белой мухи. Данное прозвище, в свою очередь, имеет две возможные истории: считается, что Вельзевул наслал с мухами чуму на Ханаан, также причина может быть такой, что мухи ассоциируются с мертвой плотью.
  6. Буфовирт - жена Вельзевула.
  7. Лилит (ивр. ‏לילית‏‎‎‎, лат. Lamia) - первая жена Адама. Легенды о ней различны: ее называют и первой женщиной до Евы, которая была создана уже после Лилит, по ее внешности, но с нравом покорным. По этой теории, Лилит была создана из огня и потому была свободолюбивой, строптивой. Другая легенда называет первую демоницу змеей, которая также была в союзе с Адамом и, приревновав его к Еве, соблазнила ее Запретным Плодом. В Лилит величали Духом ночи, причем являться она могла то в образе ангела, то демона. В некоторых источниках эта демоница - супруга Сатаны, ее уважают и чтят многие демоны. Список имен женских начинала бы именно Лилит.
  8. Аббадон (ивр. אבאדון; лат.Abaddon) (погибель) - другое имя Аполлион. Властелин Бездны. Демон смерти и разрушения. Его имя также порой используется как еще одно имя Дьявола. Падший ангел, истребляющий все вокруг себя.

Перечислены главные демоны, занимающие высшие посты в Аду и принимающие зачастую человеческий облик. Большинство из них - падшие ангелы. Это очень могущественные демоны. Список имен на латыни дублируется русскими и древнееврейскими (на иврите) названиями.

Демоны-существа

Кроме падших ангелов, существуют еще демоны животного облика. Главные из них - Бегемот и Левиафан - огромные чудовища, созданные Богом. По легенде, в конце концов они должны сразиться в схватке и убить друг друга.

  1. Бегемот (лат. Behemoth;ивр. בהמות‏‎‎) - демон животного облика, умеющий принимать формы всех крупных зверей, а также лисицы, волка, собаки, кота. В иудейских преданиях Бегемот величается Символизирует плотские грехи - чревоугодие и обжорство. Кроме них, этот демон вызывает в людях их наихудшие черты, склоняет их к животному поведению и облику. Бегемот очень жесток и невероятно силен - сама его внешность отражает этот факт, однако на человека он также может влиять и косвенно, не прямым насилием - пробуждая у него страсть к греховности. В Аду он - Сторож в Ночи. Образ демона использовался в литературе: самый известный пример - это кот Бегемот Булгакова. Любимый шут Воланда из "Мастера и Маргариты" больше содержит характеристик от автора, чем от преданий, и тем не менее носит его имя. Также булгаковский кот обладает свойством оборотня.
  2. Левиафан (ивр. לִוְיָתָן) - огромное чудище, о котором ходит много преданий. В некоторых источниках Левиафан - это демон, один из ангелов, свергнутый с небес вместе с Люцифером. В других Левиафан называется тем самым библейским змеем-искусителем, его обвиняют в том, что именно он подал Еве идею вкусить запретный плод. Третьи утверждают, что Левиафан - не ангел и не демон, а совершенно иное существо, чудовищное творение Бога, созданное раньше, чем все живое на Земле и на Небе. В одном сходятся все эти источники, называя чудовище огромной змеей. Это дает возможность подвергнуть сомнению первую теорию о падшем ангеле. Многоголовая змея, имя которой переводится как "извивающийся зверь" упоминается в Ветхом Завете. Предполагается, что Божье творение было таковым во имя персонификации всех сил зла, и что сам Творец уничтожил Левиафана еще в доисторические времена. Однако есть и другое предание, уже указанное выше: о Левиафане и Бегемоте, чья схватка и смерть еще грядет.

Бегемот и Левиафан - существа, которых чаще величают монстрами, а не демонами, и которые являются доказательством непостижимости Божьих творений.

Семь смертных грехов

Чуть ранее были представлены главные демоны: список имен и описание. Для некоторых из них были указаны ассоциации со смертными грехами. Однако существует и более подробная классификация данного явления:

  • Люцифер - Гордыня (лат. Superbia). Возгордившись собой, Люцифер попытался занять место Бога, за что и был изгнан с Небес.
  • Вельзевул - Обжорство (лат. Gula).
  • Левиафан - Зависть (лат. Invidia). Интересная параллель со змеиным обликом Левиафана и зеленым цветом Зависти.
  • Асмодей - Похоть (лат. Luxuria). Латинское название этого греха схоже с английским словом luxury - роскошь.
  • Маммон - Жадность (лат. Avaritia).
  • Бельфегор - Лень (лат. Acedia).
  • Сатана - Гнев (лат. Ira).

Разделение вызывает недюжий интерес: получается, что Люцифер и Сатана - не одно и то же. Почему так?

Дьявол, Сатана, Люцифер - разные имена одного и того же зла?

Разные ли это демоны ада? Список так же как и русских, не отвечает полностью на этот вопрос, хотя и дает небольшую предысторию. Окунемся же в нее.

Дьявол в переводе на латынь звучит как Satan и означает "враг", Сатана - Diaboli, чье значение "клеветник", следовательно, Дьявол и Сатана синонимичны относительно друг другу. Дьявольский образ противоположен Божьему. Предполагается, что Сатана - творец и владыка сил зла, что противоречит точке зрения о том, что все на свете создал Господь. Поэтому и возникает другая легенда - о Дьяволе как о Люцифере.

Предание уже описано здесь - изгнание прекрасного ангела и причина его падения с небес. Перевод имени Люцифер происходит от латинских корней lux - "свет" и fero - "несу". После заключения в Аду он взял себе другое имя. И миру явился Сатана.

На иврит Сатана переводится как Zabulus, из чего пошло мнение, что Вельзевул (Beelzebub) можно трактовать как Баал - дьявол, и это еще одно имя Владыки Ада. Но это самая непопулярная теория - так как существует множество легенд о Повелителе Мух в качестве самостоятельного персонажа. В то же время в иудейской среде этот демон имеет большую силу, чем в традиционной демонологии.

Что же насчет Люцифера и Дьявола? Несмотря на то что есть точная причинно-следственная связь и объяснение сразу двух (а то и трех) имен, до сих пор существует иная трактовка, где это разные демоны, и им причисляют разные свойства.

Самаэль - загадка демонологии

В дополнение к предыдущему вопросу стоит упомянуть и Самаэля. Когда были представлены демоны, список и описание, он не вошел в него. Это еще точно не решено, ангел Самаэль или демон.

По обычному определению Самаэль описывается как ангел смерти. Вообще-то эти существа не относятся ни к добру, ни к злу, как не относится к этим понятиям сама смерть. Это - естественный процесс, и потому шинигами, как величают их японцы, всего лишь следят за тем, чтобы все шло своим чередом. Но Самаэль - не такая однозначная личность, иначе не вызывал бы вопросов.

Имя Самаэля часто путают с главным Божьим Архангелом. Или называют в числе семи архангелов. Говорят также, что Самаэль - есть Демиург, то есть создатель всего живого, значит, Бог.

Интересно, что вместе с этим его же часто причисляют и к демонам Ада - более того, по некоторым утверждениям, Самаэль - истинное имя Дьявола, ангельское, до падения с небес. Правда, при таком раскладе непонятно, что есть такое Люцифер.

До загадки демонологии добралось и предание о змее-искусителе Евы - имеются источники, что это и был Самаэль.

Самое же популярное описание уже было приведено: Самаэль - ангел смерти, с одним только уточнением: тот самый ангел смерти, что пришел за Моисеем.

Антихрист

Ошибочно путать с Дьяволом и Антихриста. Ключ к разгадке этой персоны лежит в его имени: Антихрист - враг Христа, его антипод. Тот, в свою очередь, как известно, являлся сыном Бога, никак не его прототипом. Именем Антихриста иногда называют всякого, кто не исповедует Иисуса Христа, но на деле это не совсем верно. "Анти" значит "против". Антихрист должен быть именно врагом Иисуса, идти против него, быть равным ему по силе.

Инкубы и суккубы

Говоря о демонах, стоит упомянуть о более мелких служащих, ставших все же довольно известными в человеческих рядах. Это, конечно, демоны-искусители плотских утех, похоти и страсти.

Женская демоническая ипостась разврата - суккуб (иначе суккуба), вопреки представлениям о прекрасной дьяволице, безобразное чудовище. Низший демон, являющийся во снах известного содержания с гораздо более привлекательной внешностью, пожирает жизненные силы человека, опустошая его. Суккубы, разумеется, специализируются на мужчинах.

Столь же малоприятная сущность и мужская ипостась - инкуб, целью которого являются женщины. Действует он таким же методом, как и его "коллега". Суккубы и инкубы охотятся на грешников, их зона атаки - разум и подсознание.

В заключение

В статье приведены только самые известные и влиятельные демоны. Список, изображения в котором иллюстрируют злых духов, можно дополнить еще такими именами:

  • Аластор - демон-глашатай.
  • Азазель - демон-знаменосец, имя которого известно почитателям Булгакова.
  • Асмодей - демон разводов.
  • Барбас - демон сновидений.
  • Велизар - демон лжи.
  • Маммон - демон богатства.
  • Марбас - демон болезней.
  • Мефистофель - знаменитый демон, который служил Фаусту 24 года.
  • Оливьер - демон жестокости.

Если же вдаваться в подробности каждой мифологии и религии, то список может содержать более тысячи имен и этим не ограничиваться. Как видно из статьи, некоторые имена задают больше вопросов, чем дают ответов: разные веры трактуют их по-разному, иногда даже сложно понять, ангел это или демон, на чьей он стороне. Много неоднозначностей и с описанием самого Князя Тьмы, его именем, его владениями, его способностями.

Существуют легенды, по которым даже сами демоны не являются злыми духами, но промежуточными состояниями между людьми и богами, не добро и не зло. Демонология хранит много секретов. Хотим ли мы их раскрыть?

Ад - царство страданий и тьмы. Тьма там - густая, глубокая и как бы плотная. Она в некотором роде представляет собою основное вещество ада. Но если бы художники приняли это слишком буквально, в аду ничего нельзя было бы нарисовать. В средневековых иллюстрациях темнота и дым приносились в жертву ради ясности. Сверкания пламенных облаков и вихрей, рдеющие кучи раскаленного угля, потоки расплавленных металлов нарушают ее.Где же, собственно, находится ад?

Блаженный Августин в знаменитом трактате своем "О граде Божие" предостерегает против этого вопроса, говоря, что ни один человек не в состоянии узнать местоположение ада, если сам Бог не открыл ему этой тайны.

Но Средние века, пытливые насчет мистической географии, не послушались блаженного Августина, и вот целым градом пестрых мнений ад помещается то в воздушных сферах, то на Солнце, в Иосафатовой долине, под полюсами, у антиподов, внутри вулканов, в центре земли, на крайнем востоке, на далеких островах, затерянных среди неведомых океанов, - иные же отделываются от адской топографии неопределенным, но решительным указанием: "вне мира".

Однако же, наиболее распространенным, господствующим и самым естественным оставалось мнение, согласное с представлением древних, по которому ад чудится внутри Земли, как вечная угроза бездны, готовой разверзнуться под ногами грешных. Земная кора - не более как тонкий потолок ада, дрожащий и трепещущий под напором карающего пламени и воя вечных мук. Земля, красиво одетая солнцем в цветущие поля, густые леса, светлые воды, в действительности - червивый плод: кожа - румяная, а сердцевина - гнилая. Червь, источивший и испортивший великое яблоко земли, есть Сатана.Входами в подземный мир считались некоторые реальные места. Одним из таких мест было озеро Авернус, глубокое, кратер потухшего вулкана, вблизи Путеоли, в Южной Италии. Район вокруг озера Авернус, спокойный сегодня, был в древние времена известен своей вулканической активностью; миазмы сероводорода, поднимавшиеся вокруг, убивали птиц, пролетавших над озером, так что они падали мертвыми в воду.

У царства вечной скорби имеется своя топография, метеорология, флора и фауна. Адские декорации визионистов: крутые, голые скалы, загроможденные каменистые равнины, разверстые пропасти, леса странных деревьев, смоляные озера, гнилые и угрюмые болота. Ад прорезан в длину и ширину реками, то чуть ползущими, то бурно стремительными, причем названия их - Ахерон, Флегестон, Лета, Коцит, Стикс - показывают, что они, переменив русло, притекли в христианский ад из античного языческого Аверна. В нем свирепствуют буйные ветры, то леденящие, то сожигающие; льют неукротимые дожди, падают град и снег. Растения, питаемые ужасною почвою ада, покрыты шипами острее ножей, плоды их налиты ядом. Воздух отравлен нестерпимою вонью. Животные или демоны в виде животных: драконы, змеи, жабы, отвратительные насекомые...
Вход в ад традиционно представлялся, как пасть громадного и злобного животного, которое тащило грешников в свою утробу. Со временим сошлись на том, что это пасть Левиофана.

Фантастическая литература, некоторая часть которой состряпана морализирующими священниками для того, чтобы ужасать их паству, а другая часть, несомненно, получена как результат галлюцинаций или мистических переживаний, является основным источником для средневековых художников, изображавших ад.

В "Апокалипсисе" Иоанна осужденным грешникам обещаны мучения вечные, не облегчимые ни днем, ни ночью. Главным орудием адской казни был огонь. Кроме огня есть в аду и лед, яростные ветры, проливные дожди, ужасные чудовища и тысячи видов мучений, которые выдумывают дьяволы для жертв своих.

Авторы первых христианских видений были чрезвычайно искусны в определении наказания, соответствующего преступлению. Самый первый источник, "Апокалипсис Петра" (конец первого века), сообщает о богохульниках, подвешенных за свои языки, убийцах, которых едят змеи, клеветники и лжесвидетели, откусывающие свои собственные губы и языки и т.д. Встречается подвешивание, порка ремнем, сдирание кожи, разрывание, перекатывание острых камней вверх и вниз по раскаленному железному холму, погружение до гениталий в расплавленный свинец (любимое наказание для сладострастников, к которым отцы христианства были совершенно маниакально строги), или горящая сера, или обычная горячая грязь, колесование, сжатие в клещах, сажание на кол, потрошение, введение в задний проход всяких инородных тел и опасных животных и, конечно, простое поджаривание, основной метод адской кухни. "О, как ужасна судьба этих несчастных существ! Кровь бурлит и кипит в их венах, мозги плавятся в черепной коробке, сердце в груди раскалено и разрывается, кишка раскаленной массы горящей пульпы, глаза, пылающие, как расплавленные шары",- пугает иезуит Джойс.В видении Павла показан лес у ворот в ад. Деревья в огне, но они не истребляются огнем; на них подвешены грешники за различные органы - нарушители супружеской верности за их гениталии, гордецы за волосы и тому подобное. Женщины, нарушившие супружескую верность, висели на своих волосах над огнем, а немилосердные женщины, которые отказались воспитывать сирот, подвешены на деревьях, в то время как змеи, кишащие на их телах, высасывают их груди.

Есть чувство, что ад - это обычный склад, в котором художники и писатели могли черпать все свои садо-мазохистские фантазии, предохранительный клапан для психоанализа европейской культуры.

Имеется библейское утверждение, что души в аду могут видеть небо - например, богач, который взывает к Лазарю из глубин своего серного подземелья и может быть услышан. Но это просто другая психологическая пытка - умирающий с голоду нищий, прижавшийся носом к окну ресторана. В свою очередь, страдание грешников - приятное зрелище для праведных: святые радуются, что столь ужасные муки не выпали на их долю, в силу контраста их блаженство кажется еще более совершенным.

"Но все это меркнет по сравнению с наказанием быть вечно, вечно, вечно изолированным от образа Бога",- говорит Джон Донне. Таким образом, главная адская мука - существование, безвозвратно и навсегда отрезанное от Бога.Наименее вульгарные демонологи и теологи утверждают: "Ад - это состояние ума, а не место". Словами Джойса, "...каждая погибшая душа будет адом в самой себе". А демоны, курящиеся ямы, кипящие реки, котлы, вертела, раскаленные столбы, клещи, стоны, жалобы были - просто декорация этой идеи. Ее задачей было сделать ад конкретным.

Мысль о том, что боль греха есть потеря видения Бога, естественно, трудно понять. Только посредством сильного метафорического воздействия человек может принять идею, что исключительно неприятно быть лишенным переживания, которого он никогда в действительности не имел; и только небольшая часть христиан во все времена истории Церкви имела непосредственное переживание Бога.

Но каждый испытал физическую боль. Перспектива мучений поэтому много ближе к чувству возможного переживания каждого, чем гораздо более абстрактная перспектива потери видения Бога. Поскольку жизнь на земле вполне терпима без этого видения, грешники могли бы благоразумно принять, что жизнь после смерти была бы тоже терпима без этого.

По словам богословов, адские мучения вечны во времени, поскольку после смерти душе ничего не остается кроме коридора вечности, и не менее настойчивы в пространстве - в том смысле, что нет в существе грешника такой, хотя бы малейшей, частицы, которая не испытывала бы невыносимых страданий, всегда одинаково напряженных. Они заперты в тисках терзающей боли на всю вечность. Их боль бесконечна по степени, поскольку они являются душами без тел и поэтому не имеют физиологического механизма защиты путем ухода в кому или шок, которые тело применяет против боли; в аду душа совершенно обнажена.Было несколько диспутов среди отцов Церкви и богословов о том, может ли боль при всех обстоятельствах быть бесконечной по своей степени. Некоторые полагали, что мучители играли на чувствах грешника, как виртуоз на синтезаторе Вурлицера, вызывая терзающую боль в барабанных перепонках, затем зубную боль, затем в берцовой кости и так далее, во всем жалком остове, в сумме и комбинации, которые соответствуют отдельному преступлению, из-за которого он попал в ад.

Хотя христианская доктрина бесконечной и вечной боли в аду психологически бессмысленна, ее отпугивающее действие было громадным.

Один из фундаментальных вопросов в любой дискуссии об аде - за какой грех душа может быть туда послана. Ясно, что некоторые грехи хуже, чем другие, и поэтому заслуживают наказания более серьезного. Если все грехи оплачиваются бесконечным наказанием, тогда в глазах Бога никакой грех не хуже, чем другой - ситуация, которую ни Церковь, ни одно из обществ, которое основывается на законе согласно церковной морали, не готово принять.

Таким образом, проблемы, возникающие из идеи бесконечного наказания, привели к провозглашению разницы между смертным и простительным грехом и изобретению таких местечек, как Чистилище и Лимб.Существование чистилища было признано католичеством в 1254 году на основании текста Нового Завета: "Поэтому говорю вам: всякий грех и хула простятся людям; а хула на Духа не простится людям. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в этом веке, ни в будущем". (Матф. 12:31-32) Подразумевается, что имеются грехи, которые не заслуживают вечных мук, и они простительны. Однако и они будут наказаны.

Лимб, с другой стороны, прибережен для душ тех, кто не заслужил ни неба, ни ада (с предварительным пребыванием в чистилище или без него). Туда шли добродетельные люди, которые, будучи рожденными до Христа, никогда не получали благословения от крещения. Обычная средневековая практика представляла преддверие ада его частью.

Все церковные писатели утверждают единогласно, что Бог совершенно покидает осужденных и забывает о них. Если душа, попав однажды в ад, не может выйти обратно и должна оставаться там вечно, наказание адом автоматически карательное. Он не предназначался для исправления, так как в этом не было смысла: душа уже не была в состоянии развивать способность нравственного выбора, без которой истинная добродетель невозможна. В аду нет никакого выбора. Еще меньше можно подразумевать устрашение им для предупреждения нового греха, так как, согласно Фоме Аквинскому, души в аду не могут грешить: они отказались от свободы воли (или их отлучили от этого).

Традиционно Церковь учит, что душа неспособна к моральному изменению после того, как она покинула тело. Она останется навсегда в том состоянии, в котором она была, когда предстала перед судом - если только она, конечно, не находится в состоянии простительного греха, который может быть выжжен во время краткого пребывания в чистилище. В аду душа становится абсолютно злой; все ее способности аннулированы; когда души на небе вливаются в существование Бога и таким образом становятся абсолютно добрыми, души в аду пропитаны и поглощены присутствием Сатаны. У них нет выбора. У них не больше выбора возможности быть злыми, чем у меня - выбрать форму грудной клетки. В аду нет ни милосердия, ни возможности покаяния.

Суд над душами иногда представлялся в виде прохождения по мосту. Впервые подобный сюжет появляется в древней персидской мифологии как Кинвад-мост, который протянут над пропастью между землей и небом. Неимоверно далеко внизу под его хрупкой аркой находятся вонючие болота и горящие ямы ада. Каждая душа должна пересечь его, и мост судит их всех. Для святого он расширяется и становится гладким, так что у того нет проблем перейти по нему. Для плохого человека он становится невозможно узким.

В начале восьмого века Св.Бонифаций описал, как в его видении путешественник - известный как монах из Венлока - видел реку дегтя с перекинутой шаткой деревянной доской. Некоторые души проходили по ней без труда. Другие же падали в кипящую жижу, где одни торчали по шею, другие до пояса или до колен и так далее в пропорции к тяжести их грехов. В конце концов все они выходили, вина сжигалась, и они вступали в небесный город на другой стороне реки. Смоляная река в этом случае - это чистилище. Но в более поздних образах она всегда твердо ассоциировалась с адом.Сходный образ представляла собой лестница. Лестницы обычно использовались в искусстве как символ морального совершенствования. "Видение Перпетуи" третьего века рассказывает о золотой лестнице, протянутой к небу от земли, каждая из тысячи ступенек которой защищена крюками и острыми ножами. Если нехороший человек ступает на ступеньку, крючья и ножи вступают в работу над ним и он падает в лапы громадного дракона, который лежит, свернутый кольцом, вокруг основания лестницы. Это представление повторялось в более поздних видениях, примечательно среди них "Видение Альберика" (двенадцатый век). На своем пути через ад Альберик видит длинную железную лестницу с десятью зубцами на ее перекладинах. Пламя и искры вырываются из зубцов, и железо нагрето докрасна; чтобы сделать подъем еще более трудным, под лестницей находится котел с кипящими маслом и смолой, и его жар поднимается, чтобы обжигать карабкающихся,- некоторые из них падают в котел.

Из всех описаний Ада, оставленных нам средними веками, самою возвышенною поэзией ужаса дышит и наибольшею изобретательностью сверкает "Видение" Тундала. Избежав лап бесчисленных демонов, душа Тундала, сопровождаемая светлым ангелом, достигла сквозь густейший мрак ужасной долины, усеянной пылающим углем и покрытой небом из раскаленного железа толщиною в шесть локтей. На эту ужасную крышу непрерывным дождем падают души грешников, чтобы растаять в ее жару, подобно жиру на сковороде; сделавшись жидкими, они протекают сквозь металл, как воск через сукно, и капают на горящие внизу угли, после чего принимают свой первичный вид, обновляясь для вечного страдания.

Далее, на озере, покрытом льдом, сидит зверь, совершенно непохожий на других: у него две ноги, два крыла, длиннейшая шея и железный клюв, извергающий неугасимое пламя. Этот зверь пожирает все души, которые к нему приближаются, и, переварив, выбрасывает их калом на лед озера, где каждая душа принимает свой первоначальный вид и - тотчас же каждая становится беременною, все равно, душа ли то женщины или мужчины. Беременность души протекает в обычном порядке, причем они все время остаются на льду и изнывают от боли во внутренностях, раздираемых носимым ими потомством. В назначенный срок они разрешаются от бремени, - мужчины, как и женщины! - чудовищными зверями, имеющими головы из раскаленного железа, острейшие клювы и хвосты, усаженные острыми крючками. Эти звери выходят из какой угодно части тела и при этом разрывают и тащат за собою внутренности, грызут тело, царапаются, ревут. Это, по преимуществу, казнь сладострастников...

Самое популярное и пространное описание ада содержится в "Божественной комедии" Данте Алигьери. Дантову схему ада можно изложить достаточно кратко, так как большинство картин адов, написанных художниками четырнадцатого и пятнадцатого веков, исходят из нее.

Ад располагается в центре земли. Он похож на коническую полость в виде фурункула в плоти. Преисподняя делится на девять кругов, четко уравновешивающих сферы неба, и расположенных в таком же порядке, то есть наименьшие грехи получают наказание на верхних, наружных кольцах ада, а низость греха приводит к более низкому кругу, также как на небе самая высшая сущность предназначается для Эмпирея, а грубая материя - для земли. Средневековая вселенная была, в действительности, сконцентрирована вокруг ада. Верхний ад состоял из пяти кругов. Первый круг - это Лимб, содержащий души некрещеных и добродетельных язычников. Второй круг предназначен для похотливых (сладострастных); третий - для обжор. В четвертом наказываются скупые и моты (расточители), в то время как пятый круг полон душ, проклятых за грех гнева, сцепившихся и вопящих друг на друга в болотах Стикса. Внутри этого круга находятся стены города Дита, в котором располагается весь нижний ад. В нижнем аду наказываются грехи против Бога (грехи похоти, обжорства, скупости и ярости Данте считает слабостями, а не умышленными проступками).

Круг шестой лежит сразу же внутри прочных стен Дита и содержит горящие могилы еретиков. Из него отвесная скала спускается в другую реку, Флегетон, которая течет из круга седьмого, в нем наказываются "насильники над природой и собой": самоубийцы и вечно бегущие по кольцу горящего песка гомосексуалисты. С края этого круга еще более крутая скала погружается в восьмой круг, который делится на десять концентрических рвов: дымовая труба из камня, содержащая мошенников, души, проклятые за извращение языка, закона, общественного порядка и любви. Наконец, Данте попадает в круг девятый, замерзшее озеро Коцитус, дно ада, в котором по самое горло во льду находятся души предателей, над ними восседает сам Сатана.

В Библии нигде нет никакого упоминания, что ад разделен таким образом, и известные эсхатологи, начиная с шестнадцатого века и далее, имели склонность рассматривать ад как сдавленный паштет из душ, всех одинаково поджаренных, как в ужасной проповеди, которую Иисус прочел Стивену Дедалу в "Портрете художника":"Ад - это тесная, темная и вонючая тюрьма, местопребывание демонов и потерянных душ, заполненное огнем и дымом. Теснота этого узилища создана Богом специально для наказания тех, кто отказался быть связанным Его законами. В земных тюрьмах бедный узник имеет, по крайней мере, свободу движения... Но не так в аду. Там, по причине большого числа проклятых, узники собраны в своей ужасной тюрьме, стены которой, говорят, имеют тысячу миль в толщину: и проклятые так сильно стеснены и беспомощны, что, как пишет блаженный Св. Ансельм в своей книге по образам, они даже не в состоянии сбросить со своего глаза червяка, грызущего его".

Другие описывали ад огромною кухнею или трапезною, в которой дьяволы - повара и едоки, а души осужденных - кушанья разного приготовления. Скатерти были сделаны из кожи ростовщиков, а салфетки из кожи старых потаскушек. Сервировка и кушанья не оставляли желать ничего лучшего. Жирные шпигованные ростовщики, воры и убийцы в соусе, публичные девки с зеленой подливкой, еретики на вертеле, жареные языки адвокатов и много лакомых блюд из лицемеров, монахов, монахинь, содомитов и другой славной дичины. Вина не было. Кто хотел пить, тому подавали морс из ругательств.

Попасть в Ад на вечное жительство было очень легко. Напротив, чрезвычайно трудно было сойти в ад в качестве простого посетителя, так сказать, на положении любопытствующего туриста.

Вопреки внушениям церкви, у некоторых возникала мысль, что не все, попадая в Ад, терпят мучения. Достойным Дьявол дает "стальную душу", и те вступает в Ад "на правах гражданина".«Демон» обозначает «исполненный мудрости». Добрых демонов называют зудемонами, а зллых - какодемонами. Слово демон происходит от греческого термина даймон (Diamon), то есть «божественная власть», «рок», «Бог». Даймоны посредничали между богами и людьми. Добрый даймон мог быть духом-хранителем. Человек считался удачливым, если имел рядом демона, помогающего ему. Духи-хранители нашептывали советы и верные решения своим подопечным. Злые демоны, наобород, вводили людей в заблуждение.

На протяжении всей истории маги и чародеи имели власть над демонами. Демоны часто признавались виновниками болезней, несчастий и одержимости. В древнем Египте существовало поверье, что если чародей изгнал какого-то демона, то он автоматически получал над ним власть.

Иудейская демонология -делит всех демонов на классы. Согласно КАББАЛЕ, власть тьмы исходит из левого ствола Древа Жизни и особенно из Гебура - сефиры божественного гнева. По другой версии демоны родились из ночных кошмаров. Некоторые источники считают, что демоны заполняют пространство между Землей и Луной.

Существуют демоны, которые, подобно ангелам, действую в ночные часы, или злые духи, являющиеся причиной болезней. Некоторые демоны имеют печать, которая может быть использована человеком, взывающим к темным силам.

В старославянских языческих религиозно-мифологических представления злые духи, демоны назывались бесами.

С развитием христианской демонологии демоны стали ассоциироваться исключительно со злом, уже по своему происхождению являясь доверенными лицами дьявола. По христианскоу учению светлые духи - это ангелы. Согласно Библии демоны - падшие ангелы, последовавшие за Люцифером, когда он был низвержен Богом с небес. К концу раннехристианского периода все демоны стали отождествляться с падшими ангелами. Их верховным правителем был Сатана. Единственное предназначение демонов - подбивать людей на безнравственные поступки и становиться между людьми и Богом.

В средние века и в период Ренесанса демоны, как посредники дьявола стали ассоциироваться с ведьмами и колдунами.

Систематизация и классификация демонов появилась по крайней мере в 100-400 годах н. э. Христианские специалисты по демонологии XVI и XVII веков давали перечни демонов по их иерархии в аду, приписывая им различные обязанности и атрибуты. Так, например, каждый демон представлял определенную народность мира. Йоганн Вейер, составитель наиболее полной иерархии, подсчитал, что общее количество демонов составляет 7405926 рядовых духов, состоящих под командование семидесяти двух князей тьмы. Книги церимониальной магии также дают свою собственную иерархию Аббадон (Аббадона, библ. Аваддон; Аполлион, Апполион) - Ангел Бездны, могущественный демон смерти и разрушения, военный советник Ада. Его имя происходит от евр. "погибель". Неоднократно упоминается в Библии в одном ряду с преисподней и смертью. В Откровении Иоанна Аваддон (греч. Аполлион - "губитель") ведет против человечества в конце времен карающую рать чудовищной саранчи, под коей поздние комментаторы понимали особый вид демонов: «По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее - как лица человеческие; и волосы у ней - как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов; на ней были брони железные, а шум от крыльев ее - как стук от колесниц, когда множество коней бегут на войну; у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была - вредить людям пять месяцев. Царем над собою имела она ангела бездны; имя ему по-Еврейски Аваддон, а по-Гречески Аполлион» . Аббадон - властитель 6-го раздела преисподней, носящего то же имя, и князь 7-го чина демонов - "фурий (furiae), сеятелей бед, раздоров, войн и опустошений" (Р.Бертон "The Anatomy of Melancholy", 1621). Его относят к чину Серафимов. Имя «Аббадон» неоднократно употреблялось в средние века как одно из обозначений Сатаны, хотя некоторые источники по-прежнему относят его к святым ангелам, послушным Божьей воле. В магической практике упоминается довольно редко (напр. «Черный Ворон», 16 в.). Цербер или Кербер (Κέρβερος), в греческом мифотворчестве сторожевой пес царства мертвых, охраняющий вход в мир Аида. Гомеру такой пес уже известен, но с именем Цербер он упоминается впервые у Гесиода.

При пропуске теней в подземное царство Цербер на берегу Стикса ласково виляет хвостом, но тех, которые пытаются выбраться оттуда, он пожирает (Гесиод, Теогония, 769-774). Позднее возникло представление о том, что он пугает и всех входящих в загробную обитель; в имени Цербер древние греки видели синоним слова опасность (Гезихий, Хроники, 21). Наряду с Лернейской гидрой и Немейским львом Цербер относился к самому ужасному потомству Ехидны и Тифона (Гесиод, Теогония, 306-313). Однако Орфей, спустившийся в царство мертвых за Эвридикой, сумел очаровать Цербера своей пленительной музыкой.

Согласно народному представлению, для умилостивления чудовища входившие в подземное царство предлагали ему медовые лепешки. Так, помогая Энею проникнуть в потусторонний мир, Сибилла бросила Церберу лепешку, пропитанную настоянным на снотворной траве вином (Вергилий, Энеида, VI 417-423). На вазовых рисунках и других произведениях античного искусства Цербер изображался в виде громадного злого пса; в более древнюю пору Цербера изображали по обыкновению с двумя головами и змеиным хвостом (как Герионова пса Орфра, который первоначально был тождествен с Цербером), иногда - с одною головой, но со змеями на спине, шее и животе; позднее установилось представление о Цербере как о трехголовом псе, причем средняя его голова иногда изображалась львиной.
Велиал, Белиал, Белиар, Велиар - в библии демоническое существо, дух небытия, разврата, лжи и разрушения. Название происходит от ивритского «בלייעל» - «блияаль» («бли» - без + «оль» - ярмо (заповедей) - человек, не подчиняющийся Богу, злодей). Очевидно, при переводе это прилагательное было воспринято как имя собственное. Выступает в роли обольстителя человека, совращающего к преступлению. Этот демон обычно является в прекрасном облике, он свиреп и вероломен, но его юный, прекрасный, чарующий облик заставляет в этом усомниться. Он стимулирует эротический инстинкт, но также инстинкт к разрушению, и слывет самым извращенным демоном из всего ада, а также самым могущественным.

В Библии имя Белиал (в синодальном переводе Библии чаще всего передаётся описательно) связано с такими понятиями как «суета», «ничто» и «не-бог». Считается самым сильным демоном, превосходящим даже Люцифера.Ваал (Баал, Бел; Баэль, Ваэль) - Могущественный демон, известный в древности как финикийское и западносемитское божество. Его имя переводится с общесемитского как «хозяин», «владыка», «господин» – этим прозвищем называли многих богов отдельных местностей (зачастую прибавляя к титулу и название местности – напр., Ваал-Гал, Ваал-Пеор – или сферу его «владения»: Ваал-Хаддад – бог бури, Ваал-Шамем – бог солнца и др.). Ваала почитали в Сирии, Палестине, Угарите, Финикие, Ханаане, Карфагене, Вавилоне и др. Он считался сыном Дагона и мужем Астарты. Известны его изображения в облике быка (символ плодородия) или воина, поражающего землю копьем. Священное дерево Ваала – кедр. Местом его обитания считалась гора Цафон (совр. Джебель ал-Акра), фактически Ваала рассматривали как властелина вселенной. В Египте он отождествлялся с Сетом, в эпоху эллинизма – с Зевсом. Сохранились свидетельства о распространении культа Ваала не только на Северную Африку, но в более поздние времена даже на всю Европу, включая Скандинавию и Британские острова. До нашего времени в Ирландии и Уэльсе сохранились обряды, напоминающие древнее поклонение Ваалу. Он отождествляется с кельтским богом солнца Веленом или Велином (Belus, Belenus, Belinus), а также с Вельтаном – кельтским праздником поклонения огню 1 мая.
Идолослужение Ваалу было главным и притом обычным грехом древних евреев. Ваалу, как и Молоху, приносились человеческие жертвы («И устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу», Иерем. 19, 5). Служение ему сопровождалось большой пышностью и торжественностью. Пророк Илия, а вслед за ним и другие пророки, горячо выступали против приверженцев этого идола (3 Цар. 18).
В адской иерархии из «De Praestigius Daemonum» И.Виера Ваал числится среди министров преисподней, он – Главнокомандующий Адских армий, Главный Крест Ордена Мухи.
Подавляющее большинство демонологов отождествляет Ваала с Баэлем – первым духом списка «Lemegeton» и «Pseudomomarchia Daemonum» И.Виера. Согласно «Lemegeton», Баэль – «первый главный дух - король, правящий на Востоке… Он появляется в различных формах, иногда подобно коту, иногда подобно жабе, иногда подобно человеку, а иногда во всех этих формах сразу» (И.Виер, считает что Баэль появляется с тремя головами – кота, жабы [вариант - краба] и человека в короне; в более поздних описаниях к этому добавилось плоское жирное тело и множество паучьих ног, растущих во все стороны). Разговаривает хриплым голосом. Наделяет людей невидимостью (и мудростью, согласно И.Виеру). Управляет 66 легионами адских духов. Его символ, приведенный в трактате, должен быть надет в виде металлической пластины (Lamen) на том, кто вызывает его, иначе он не проявит должного уважения.
Согласно «Grand Grimoire», Баэль – один из трех главных духов, находящихся в услужении у премьер-министра Ада Люцифуга Рофокаля.
В поздней каббале (напр., у МакГрегора Маттерса, Папюса и др.) Ваал (Ваал Ханан – Baal Chanan) – 7-й из 10-ти архидемонов (злых элементалов), дух вероломства, безжалостный и коварный. Современные оккультисты связывают его с силами разрушения, ненависти, мести, войны. В «Заклинании семи» (д-р Папюс) одна из строк гласит: «In nomine Adonai per Gabriel vade retro Baal!» («Во имя Адонаи, через Гавриила, изыди Ваал!»).
Бегемот - Демон плотских желаний (в особенности обжорства и чревоугодия). В Библии описан как одно из двух чудовищ (наряду с Левиафаном), которых Бог демонстрирует праведнику Иову в доказательство Своего могущества. "Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол. Вот его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его. Поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены. Ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; это - верх путей Божиих: только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой. Горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют. Он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах. Тенистые дерева покрывают его своей тенью; ивы при ручьях окружают его. Вот он пьет из реки не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его. Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром?" (Иов 40, 10-19). Имя "Бегемот" на древнееврейском означает "животные" (во мн. числе), что свидетельствует о непомерной величине и могуществе этого существа. В иудейских преданиях Бегемот считается царем зверей; в конце времен Бегемот и Левиафан должны убить друг друга в последней схватке, их мясо будет служить пищей праведников на пиру Мессии. По Пьеру де Ланкру (1553-1631) Бегемот - демон, который может принимать формы любых крупных животных, а также кота, слона, собаки, лисицы и волка. Ж.Боден считал его адской параллелью египетского фараона, преследовавшего евреев ("Daemonomania", 1580). Бегемот - демон, дающий людям "звериные наклонности" ("Молот ведьм"), он нападает на людей, используя "обольщение сладострастия, которое ощущается в области чресел и пупа" (И.Виер "De Praestigiis Daemonum", 1563). Он может даже сам принимать женский образ, чтобы ввести человека в соблазн. Бегемот также побуждает людей богохульствовать и сквернословить. При дворе Сатаны он занимает должность Главного Хранителя Кубка (И.Виер), руководит пирами, а также является ночным сторожем Ада. Современные сатанисты почитают его как Великого Виночерпия. По средневековым свидетельствам, Бегемот - один из самых жестоких палачей Ада и грешники трепещут, еще издали заслышав его трубу. Бегемот также известен своим пением. Он происходит из чина Престолов (отец Сюрен). Бегемот - один из демонов, участвовавших в эпидемии одержимости в Лудунском монастыре (Франция, 17 в.), вместе с шестью другими дьяволами он владел настоятельницей монастыря Жанной дез Анж. Обычно его изображают чудовищем с головой слона, огромным круглым животом и когтистыми руками, ковыляющим на двух слоновьих ногах. На миниатюре из французского апокалипсиса 15 в. Бегемот изображен едущим на Левиафане; дополнительное лицо, которое он имеет на груди, объясняется легендой из средневековых бестиариев о том, что Бегемот произошел от расы существ, обитавших в Индии, которые имели голову на груди, но не имели ее на плечах. Его имя упоминается в "Сатанинской Библии" Ла Вея. Асмодей-Считалось, что это демон разврата, мстительности, ревности, злобы. Который всегда стремился вносить раздор между супругами. Он разрушал молодые семейные пары, склонял мужчин к измене. Асмодей входит в число демонов, часто овладевающих людьми. Считается, что он один из самых злобных демонов сатаны. Внешний вид суди из описаний, представляет, что Асмодей имеет три головы: барана, человека-людоеда, быка. Вместо ног, петушиные лапы и крылья. Ездит верхом на огнедышащем драконе. Этот образ уходит очень далеко во времена Персии. Образ ассоциировался с демоном Айшма. В древности еврее считали родителями Асмодея - Наама и Шамдон. Об Асмодеи немного сведений. Считалось, что Асмодей был одним из серафимов. Приближенных в господу Богу. И после попавшим под немилость. Из других источник, считалось, что Асмодей был мужем Лилит, демона похоти. В Легендах сказано, что Асмодей отпрыск Лилит и Адама. В средних веках говорили, что все ведьмы были в подчинении Асмодея, а маги всегда призывали его на помощь. В советах чернокнижников было сказано, что обращаться необходимо к Асмодею с непокрытой головой, в знак уважения его могущества. Вейер считал Асмодея управляющим игорными домами.Астарот-Он же Аштарот. Демон обладает мужскими свойствами. Эволюционировал из богини плодородия Астарты. Он покровительствует ученым. Знает секреты прошлого, настоящего и будущего. К демону Асторату взывают во время некромантических ритуалов, предсказывая будущее. Асторат появляется в виде Ангела с человеческим обликом. Из разных источников говорится разное. Будто он уродлив или наоборот. Но все равно он вестник зла. Вейер говорил, что Асторат - великий князь ада, под началом которого 40 легионов демонов. По другим источникам. Асторат - один из верховных демонов ада.Вельзевул-Считался повелителем мух. Был князем демонов исходя из древнерусских верованиях. Имел огромную власть, которую приписывали ему в средние века. Чародеи, которые взывали его, рисковали умереть от удушья или апоплексии. После того как он появился, Его было очень трудно прогнать. Вельзевул всегда появлялся в образе гигантской уродливой мухи. Вельзевул управлял шабашами ведьм. Которые воспевали его во время ритуальных плясок. Антихрист-Антихрист - Главный противник Христа, искуситель рода человеческого, одно из лиц "дьявольской троицы" (дьявол-антихрист-лжепророк). Антихрист явится на землю в конце времен и возглавит борьбу против Христа, но будет Им побежден. Антихрист - не дьявол, но человек, принявший всю силу сатаны, его посланник, и, по некоторым версиям, сын. Считается, что он будет иудеем из колена Данова и родится в Вавилоне от кровосмесительной связи, либо от совокупления дьявола и блудницы. Антихрист завоюет славу мнимыми добродетелями и чудесами, захватит мировое господство и сделает себя объектом поклонения. Христиане и все, кто откажется поклониться ему, будут подвержены жесточайшим гонениямЦарство Антихриста станет царством зла и нечестия; продлится оно 3,5 года, после чего Антихрист будет убит "духом уст Христовых". История Антихриста аллегорически описана в Откровении Св.Иоанна, где он изображен как "зверь из бездны": "И стал я на песке морском и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадем, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него как у медведя, а пасть у него - как пасть льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. …И даны были ему уста, говорящие гордо и бог

Обитатели Ада. Одежда обитателей Ада

(49). И увидишь ты грешников в тот день, связанных цепями.

(50). Одеяние их из смолы, лица их покрывает огонь. (14:4950)

Вторая ткань:

(19). Вот - два врага, которые враждовали об их господе; тем, которые не веровали, выкроены одежды из огня, проливается на их головы кипяток.

(20). Растапливается от этого то, что у них в утробах, и (их) кожи.

(21). Для них есть железные крючья.

(22). Всякий раз, как они захотят выйти оттуда из страданий, их вернут туда и... вкусите мучения огня! (22:19-22)

Еда обитателей Ада

Аллах Субханаху ва Тагаля после рассказа об обитателях Рая рассказал об Аде:
(62). Это лучше, как угощение, или дерево заккум?

(63). Мы ведь сделали его соблазном для обидчиков.

(64). Это ведь дерево, которое выходит из корня геенны.

(65). Плоды его точно головы дьяволов.

(66). И они едят его и наполняют им животы.

(67). А потом есть вода для них, горячее питье из кипятка.

Грешники будут глотать эти плоды, а он будет застревать и рвать их внутренности. Неверующие попросят воду, чтобы запить заккум, но им дают кипяток, который обжигает их лицо.

Другая пища:

(36). и нет пищи, кроме помоев.

(37). Не ест ее никто, кроме грешников. (69:36-37)

Помои - это то, что остается от тел самих обитателей Ада.

Питье обитателей Ада

5). Их будут поить из источника кипящего
(6). и кормить только ядовитыми колючками, (88:5-6)

(15).Они молили о победе, и каждый упорный притеснитель оказывался в убытке.

(16). А впереди его ожидает Геенна, и поить его будут гнойной

(17). Он будет пить ее глотками, но едва ли сможет проглотить ее. Смерть будет подступать к нему со всех сторон, однако он не умрет, ибо перед ним будут тяжкие мучения. (14:15-17)

Когда Аллах Субханаху ва Тагаля рассказывал об Аде, он сказал: (90) ... Он увещает вас: может быть, вы опомнитесь! (16:90)

Самое слабое наказание в Аду

Мухаммад,(да благославит его Аллах и да приветствует), сказал: «Поистине, самому легкому наказанию в Аду подвергается тот человек из числа обитателей огня, на ступни которого будут положены два тлеющих уголька, из-за чего его мозг станет кипеть, и ему покажется, что никто не испытывает более сильных мук, чем он, тогда как он подвергается наиболее легкому наказанию среди обитателей Ада». В другом хадисе говорится, что это наказание будет для дяди пророка Мухаммада,(да благославит его Аллах и да приветствует), Абу Талиба, который защищал нашего пророка, но умер неверующим.
И есть люди, которые говорят, что надо только жить, совершая добро. Нет, надо и верить, и творить благое. Абу Талиб был уважаемым господином и защищал своего племянника. При его жизни неверующие не могли и пальцем дотронуться до Мухаммада,(да благославит его Аллах и да приветствует),

Когда Абу Талиб находился при смерти, пришел пророк Аллаха:

Скажи «Ля иляха илля-ллах», я смогу за тебя заступиться в Судный День.

Но Абу Джахль и Абу Ляхаб, сидевшие в этот момент, сказали:

Не говори! Не забывай наших предков!

И Абу Талиб выбрал религию своих предков, хотя и признал, что религия Мухаммада,(да благославит его Аллах и да приветствует), правильная.

Два органа, из-за которых люди попадают в Ад

Чаще всего люди попадают в Ад из-за их языка и из-за их половых органов.
Когда Мухаммаду,(да благословит его Аллах и приветствует), задали вопрос: «Из-за чего люди

больше всего попадают в Рай?» Он сказал: «Из-за двух: из-за богобоязненности и благонравия». И его спросили: «Из-за чего люди больше всего попадают в Ад?» Он ответил: «Из-за двух: из-за языка и из-за половых органов».

Иногда мы не замечаем, о чем говорим. Нужно удерживать свой язык. Как говорят ученые, Аллах Субханаху ва Тагаля поставил одну преграду перед глазами (веки), оставил без преград наши уши (хотим или не хотим, но мы слышим многое), и поставил две преграды перед языком: губы и зубы. Язык нужно держать во рту, а не высовывать какими-то словами.

Дай Аллах Субханаху ва Тагаля, чтобы мы удерживали себя и спаслись от Ада!

Последний мусульманин, вышедший из Ада

В Ад попадают многобожники, неверующие и некоторые из верующих, которые не просили прощения своим грехам или которым Всевышний Аллах не простил их грехи.
Но в конце концов Аллах Субханаху ва Тагаля прикажет выйти из Ада любому человеку, у которого в сердце веры весом с горчичное зерно.

Мухаммад,(да благословит его Аллах и приветствует),рассказал нам о человеке, который выйдет из Ада самым последним. Пророк Аллаха сказал: «Поистине, я знаю, кто из оказавшихся в огне выйдет из него последним и кто из обитателей Рая последним войдет в Рай. Один человек выберется из огня ползком (в другом хадисе сказано, что пока он будет ползти, его будет охватывать пламя), пока не выйдет». Потом он скажет, вырываясь оттуда:

Клянусь Аллахом, Аллах дал мне то, что никому не давал!

И Аллах Субханаху ва Тагаля велит ему войти в Рай. И он подойдет к Раю, но ему покажется, что Рай полон. Тогда он вернется к Аллаху:

Я нашел его заполненным.

Аллах велит ему пойти к Раю и войти в него, и так несколько раз. Потом Аллах Тагаля скажет:

Ступай в Рай, и поистине, тебе подобное всему миру от богатства и еще в десять раз больше.

Этот раб скажет:

Смеешься надо мной? А Ты - Великий царь!

Мухаммад,(да благославит его Аллах и да приветствует), засмеялся, рассказывая об этом, так что показались его коренные зубы.

В другом хадисе рассказывается: «Когда Аллах завершит Суд над Своими рабами, останется меж Раем и Адом только один человек, и он будет последним из побывавших в огне, который войдет в Рай. Лицо его будет обращено в сторону огня, и он скажет:

Господь мой, отврати мое лицо от огня, ибо ветер его отравил меня, а пламя сожгло меня!

Аллах скажет:

А если это будет сделано для тебя, будешь ли ты просить о чем-нибудь еще?

Он скажет:

Нет, клянусь славой Твоей! - и станет давать (в этом) Аллаху клятвы и обещания, какие Ему будет угодно.

И Аллах отвратит его лицо от огня, когда же этот человек повернется лицом к Раю и увидит его великолепие, он умолкнет и будет молчать, сколько пожелает Аллах, а потом скажет:

О Господь мой, приблизь меня к вратам Рая! Тогда Аллах скажет ему:

Разве не давал ты клятв и обещаний, что не станешь просить ни о чем, кроме того, чего ты уже попросил?

(На это человек) скажет:

О Господь мой, да не окажусь я самым злосчастным из созданий Твоих!

Аллах спросит:

А не будешь ли ты просить еще о чем-нибудь, если это будет сделано для тебя?

Человек скажет:

Нет, клянусь славой Твоей, больше я не попрошу ни о чем! - и станет давать (в этом) своему Господу клятвы и обещания, какие Ему будет угодно. И Он приведет его к вратам Рая, когда же человек достигнет их и увидит красоту Рая, его блеск и его радости, он умолкнет и будет молчать, сколько пожелает Аллах, а потом скажет:

Господь мой, введи меня в Рай! Тогда Аллах скажет:

Горе тебе, о сын Адама, сколь же ты вероломен! Разве не давал ты клятвы и обещания не просить ни о чем, кроме того, что было даровано тебе?

На это человек скажет:

О Господь мой, не делай меня несчастнейшим из Твоих созданий! И тогда Всемогущий и Великий Аллах засмеется, а потом позволит ему войти в Рай и скажет:

Пожелай чего-нибудь, - и человек станет (высказывать свои) желания, а когда желаний у него больше не останется, Всемогущий и Великий Аллах скажет: «Добавь еще то-то и то-то», и Господь его Сам станет напоминать ему, а когда желаний у него больше не останется, Аллах Всевышний скажет: «Вот тебе то, чего ты пожелал, и еще столько же!»

Это будет самый последний человек, который выйдет из Ада.

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Сура "Толпы":

«И потащат не веровавших к Аду толпами, пока не прибудут они к нему и тогда отворятся врата, и вопросят хранители его: «Неужели не приходили к вам посланники из народа вашего, не читали вам Писание Господа вашего и не предвещали вам встречу дня вашего сегодняшнего?». Ответят они: «Несомненно, но воплотилось предначертанное наказание над неверующими». Будет сказано: «Войдите во врата Ада на веки вечные и скверно пристанище гордецов».

«И потащат не веровавших к Аду толпами...» ... небольшими группами, одни вслед за другими соразмерно их заблуждениям и грехам.

«... пока не прибудут они к нему и отворятся врата...» ... дабы вошли они.

«... и вопросят хранители его: ...» ... упрекая и порицая.

«Неужели не приходили к вам посланники из народа вашего, не читали вам Писание Господа вашего и не предвещали вам встречу дня вашего сегодняшнего?» ... время вашего вхождения в Ад.

Они ответят: «Несомненно, но воплотилось предначертанное наказание над неверующими» ... предопределение Аллахом нашего наказания, а именно предначертание того, что они будут обитателями Ада. Сказано, что это Слово Аллаха: «Воистину, Я заполню Ад всеми грешными джиннами и людьми». Сура «Земной поклон», 13 аят.

«... и скверно пристанище гордецов». Пристанище их в Аду за гордыню их отвергающую истину и наказание это было предначертано им, а гордыня и другие прегрешения являются причиной этого предопределения, как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Воистину, Аллах создавая раба для Рая, предопределяет ему деяния обитателей Рая и до самой своей смерти, раб совершает благодеяния и попадает в Рай по причине их. Воистину, Аллах создавая раба для Ада, предопределяет ему деяния обитателей Ада и до самой своей смерти раб совершает прегрешения, и попадает в Ад по причине их». Из тафсира «Кади Байдави», 71 аят.

Приводится, что врагов Всевышнего Аллаха будут вести в Ад с чёрными лицами, синими глазами и запечатанными ртами. Когда подведут их к вратам Ада, встретят их ангелы Ада с цепями и кандалами. Цепи будут просовывать им во рты и вытаскивать сзади, правая рука будет прикована к шее, а левую через грудь вытащат между лопаток и прикуют цепями. Каждый неверующий будет прикован одной цепью к своему спутнику - шайтану, и поволокут его вниз головой, а ангелы будут бить его железными палицами. Каждый раз, когда захотят они выбраться из Ада, их будут вновь туда возвращать, как сказал Всевышний Аллах: «Каждый раз, когда захотят они выбраться из него, их будут вновь туда возвращать и будет сказано им: «Вкусите наказание Ада, который считали вы обманом». Сура «Хадж», 22 аят. Из книги «Точные сведения».

Доводится, что у Абу Язида непрестанно лились слёзы из глаз и он непрестанно рыдал, а когда его спросили об этом, он ответил: «Воистину, если бы Всевышний Аллах обещал мне, что если я буду грешить навечно оставить меня в бане, то я обязан был бы непрестанно проливать слёзы. Как не плакать, когда Аллах обещал мне оставить меня в Аду, который Он разжигал три тысячи лет». Из книги «Ниша».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Прибыл ко мне Джабраиль и я спросил его: «О, Джабраиль! Опиши мне Ад». Он ответил: «Воистину, Всевышний Аллах сотворил Ад и разжигал его тысячу лет, пока он не покраснел, затем разжигал его ещё тысячу лет пока он не побелел, затем разжигал его ещё тысячу лет пока он не почернел. Ад чернее самой тёмной ночи, не затухает пламя его и не гаснут искры».

Мухаммад бин Ка"б сказал: «Воистину, обитатели Ада будут обращаться к Аллаху пять раз, четыре раза Он ответит им, а после пятого раза больше никогда с ними не заговорит. Они взмолят: «Господь наш! Ты умертвил нас двукратно и воскресил нас двукратно, и признали мы грехи наши, есть ли путь для освобождения?». Сура «Прощающий», 11 аят. Всевышний Аллах ответит им: «Это потому, что, когда призывали к Единому Аллаху - вы не веровали, а когда призывали к многобожию - вы уверовали, но суд принадлежит только Аллаху, Всевышнему, Великому». Сура «Прощающий», 12 аят. Взмолятся они во второй раз: «Господь наш! Мы увидели и услышали, а теперь верни нас и будем мы творить благое, ибо воистину, мы убедились». Сура «Земной поклон», 12 аят. Всевышний Аллах ответит им: «Неужели не клялись вы прежде, что не будете воскрешены». Сура «Ибрахим», 44 аят. Взмолятся они третий раз: «Господь наш! Выведи нас и станем мы творить благое, не то, что вершили мы прежде». Сура «Творец», 37 аят. Всевышний Аллах ответит им: «Неужели не даровали вам жизни достаточной дабы уверовал тот, кто уверовал, ведь ниспосылался вам увещеватель. Так вкусите же наказание и нет заступника грешникам». Сура «Творец», 37 аят. Взмолятся они в четвёртый раз: «Господь наш! Истерзало нас наше предопределение лютое, и были мы людьми заблудшими. Господь наш! Выведи нас отсюда и если мы вновь вернёмся к неверию, то мы несправедливые к себе». Сура «Верующие», 106 аят. Всевышний Аллах ответит им: «Пребывайте в нём униженными и больше не взывайте ко мне». Они никогда больше не заговорят, принимая это ужасное наказание. «Не вкусят они в Аду ни прохлады, ни питья. А лишь кипяток и гной». Сура «Весть», 24-25 аяты. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если одно ведро этого гноя выплеснут в этом мире, то всё сущее сгорит от него».

Всевышний Аллах изрёк: «Всякий раз, как сгорает их шкура, даём Мы им взамен новую, дабы вкусили они наказание». Сура «Женщины», 56 аят.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поедает их адский огонь ежедневно семьдесят тысяч раз и всякий раз им говорят: «Вернитесь в прежнее состояние», и они становятся как прежде, и не умирают они в Аду».

Всевышний Аллах сказал: «И приходит к нему смерть со всех сторон, но он не умирает». Сура «Ибрахим», 17 аят. Из книги «Ниша светочей».

Приводится со слов Ибн Аббаса (да будет доволен ими Всевышний Аллах): «Приведут Ад из-под седьмой земли, а вокруг Него будет семьдесят тысяч рядов из ангелов, каждый из рядов численностью превосходит численность людей и джинов в семьдесят тысяч раз, и будут ангелы тащить Ад за уздечки его. Ад имеет четыре ноги, между ногами расстояние в миллион лет пути, также у Него тридцать тысяч голов и в каждой по тридцать тысяч ртов, подобных пастям, а в каждой пасти по тридцать тысяч клыков, каждый из которых больше горы Ухуд в тридцать тысяч раз. У каждой пасти по две губы и каждая из них размерами подобна всем уровням этого мира вместе взятых. На каждой губе цепь из железа и каждая цепь из семидесяти тысяч звеньев, к каждому звену приставлено огромное число ангелов. Приведут ангелы Ад, и установят слева от Престола» Из книги «Точные сведения».

Огонь Ада

Приводится в хадисе как Аллах отправил Джибриля к Малику – ангелу хранителю Ада, дабы попросил Он у него адского огня для Адама, сварить пищу на нём. И спросил Малик Джибриля: «О, Джибриль! Сколько ты хочешь взять огня адского?». Ответил Джибриль: «Хочу взять огня адского величиной с финик». Молвил Малик: «Если я дам тебе огня адского величиной с финик, то расплавятся все семь небес и семь земель от жара его». Джабраиль сказал: «Дай с половину финика». Молвил Малик: «О, Джибриль! Если я дам Тебе то, что хочешь ты, то не упадёт ни одна капля дождя с неба и не прорастёт ни одна травинка из земли». И вопросил тогда Джибриль: «Господь мой! Сколько же мне взять огня адского?». Ответит Ему Всевышний Аллах: «Величиной с пылинку». Взял Джибриль огня адского величиной с пылинку одну и промыл его в семидесяти реках семьдесят раз. Затем принёс его Адаму и возложил на гору высокую, но расплавилась она от жара его и вернулся огонь сей на место своё. Остался дым в камнях гор и железе до дней наших и огонь этот – лишь дым от пылинки той. Так одумайтесь же, о, верующие!