Крейсера типа «Балтимор. Американские крейсеры в годы второй мировой Легкие крейсеры типа «Атланта»

Развивая свою крейсерскую линию, американские конструкторы уже в ходе начавшейся Второй Мировой войны, приступили к разработке нового тяжелого крейсера, являющегося альтернативным разрабатывавшимся в то же время легкихм крейсерам типа «Кливленд». Дело в том, что его предшественник крейсер «Уичита» имел не очень хорошую остойчивость, сказывающуюся на его боевых качествах.

В ходе ряда работ, взяв за образец «Уичиту», конструкторы увеличили длину и ширину корпуса, изменили расположение машинной установки, предусмотрев возможности расположения и усиления зенитной артиллерии.

Первый опыт морских военных сражений, разгоравшихся в Европе, выявил опасность нового оружия - магнитных мин. Защите от них тоже уделялось немалое внимание. В итоге в мае 1941 года был заложен головной корабль серии - крейсер «Балтимор». При всего 9 орудиях главного калибра его буквально усеяли зенитными орудиями разного калибра.

Не прошло и двух лет, как крейсер уже вступил в состав флота и тут же отправился в Тихий океан, где вместе со своими систершипами «Бостоном», «Канберрой» и «Куинси» вошел в состав 10-ой дивизии крейсеров. Первым боевым испытанием для «Балтимора» стала высадка десанта на остров Макин в ноябре 1943 года. Тогда крейсер своим огнем поддерживал высадившийся на остров десант морской пехоты. Дальше подобные операции пошли одна за одной:

Декабрь - удар по атоллу Кваджалейн;
- январь - участие в обстрелах береговые аэродромы Маршалловых островов при участии кораблей 58-ой оперативной группы;
- февраль - рейд на Трук, опять-таки в составе ОС 58;
- март - рейды на Палау, Улити и Яп;
- апрель - высадка десанта в Холландии, обстрел острова Сатаван, находящегося южнее Трука;
- май - артиллерийские удары по японским войскам на островах Маркус и Уэйк.

Пиком боевой активности для крейсера стал июнь, когда «Балтимор» стал участником сразу нескольких набеговых операций и сражений в Филиппинском море, когда окончательно были похоронены надежды японских военных переломить в свою пользу ход военных действий на море. Правда, в этом сражении основной упор был сделан на авиацию, а крейсер скорее играл роль эскорта для действовавших там авианосцев, но это вовсе не умаляет его заслуг.

После планового ремонта, длившегося три с лишним месяца, корабль возвратился к боевой работе в Тихом океане, принимая участие в ряде набеговых и десантных операций. К сожалению, а может быть и к счастью для корабля, он так ни разу и не встретился с равным ему по силе противником - одним из японских тяжелых крейсеров, больше выполняя функции плавучей артиллерийской батареи. Так «Балтимор» и прослужил до конца Второй Мировой войны, а вскоре после ее окончания, в июле 1946 года, был зачислен в резерв флота, фактически пробыв на службе немногим более трех лет.

Но для него это не было окончанием. В ноябре 1951 года на волне Корейского кризиса о «Балтиморе» опять вспомнили и вновь ввели в строй действующих. Правда, в самой войне корабль не участвовал, а служил в Атлантическом океане. Второй раз, и теперь уже окончательно, его вывели из состава флота в конце мая 1956 года. Его окончательно посчитали устаревшим и утратившим всякую боевую ценность.

Мы уже рассказывали о том, как тяжёлые крейсера стали любимым классом для американских моряков Большие 10 000-тонные корабли как нельзя лучше подходили для действий на океанских просторах, где расстояния между базами составляли несколько тысяч миль. Поэтому на новой морской конференции, собравшейся в Лондоне в 1930 году, заокеанские адмиралы дрались за них столь же горячо, как в бою. И в конце концов преуспели: США удалось наконец одолеть «владычицу морей». Пусть хотя в одном классе кораблей, но зато наиболее (как тогда казалось) интересном. Американцы «выбили» для себя право иметь 18 тяжёлых крейсеров, тогда как англичанам разрешалось не более 15, а японцам только 12. Всё это выглядело просто замечательно, но по сути дела Лондонское соглашение зафиксировало создавшуюся в тот момент ситуацию. Соединённые Штаты уже имели в строю или на стапелях 16 единиц, попадавших в «тяжёлую» категорию, причём далеко не все из них вышли удачными и сильными. Семнадцатым стал «Винсенс», строившийся по уже готовому проекту «Нью-Орлеана». В итоге при дальнейшем развитии класса пространства для манёвра оставалось очень и очень немного - всего один корабль. Дальше пришлось бы ждать, пока свой 20-летний срок отслужат первые из «вашингтонцев» и их можно будет заменить на новые.

Понятно, что в такой ситуации конструкторам хотелось вложить в «последнюю надежду» как можно больше. Тем более, что к 1934 году в строю уже находились крейсера всех проектов и можно было подвести некоторые итоги. Перебрав сначала с облегчением корпусов, американцы постепенно добрались до 10 000-тонного лимита и теперь без особого зазрения совести двинулись дальше. На «асториях» предел превысили примерно на 140 т - в сущности, мелочь по сравнению с теми фокусами, которые проделывались в других странах. Поэтому инженерам отдали не слишком, впрочем, афишируемое распоряжение: новый проект можно «утяжелить» еще на пару сотен тонн.

В том же 1934 году состоялась закладка СА-44, названного «Уичита». Проект нового тяжёлого крейсера переработали почти полностью. Очередное приращение в весе стало лишь одним и довольно незначительным отличием от предшественников. Корпус для «Уичиты» взяли от заложенных годом ранее больших лёгких крейсеров типа «Бруклин». Конструкторская мысль совершила полный круг и вернулась к гладкопалубной схеме. Однако вместо довольно значительного изгиба на «Солт-Лейк-Сити» корпус имел теперь высокий борт по всей длине. Это не только гарантировало бесперебойную стрельбу на океанских волнах из задней башни, но и давало возможность выпускать самолёты с катапульт, установленных теперь в самой корме. Американцы сочли такое решение оптимальным, поскольку освобождалось ценное место в средней части корабля, столь необходимое для зенитной артиллерии. Заодно исчез и «домик»-ангар, занимавший немало места на палубе в центральной части корабля. Он перекочевал непосредственно в корпус в корме под катапультой. Крейсер избавился от «сарайчика», не только портившего внешний вид, но и представлявшего собой изрядную цель, угрожавшую опасными пожарами при попаданиях. В итоге общее расположение стало соответствовать законченной и весьма рациональной схеме, которую американцы активно внедряли на всех классах больших кораблей. Пожалуй, её единственным недостатком являлась невозможность вести огонь из задней башни прямо в корму. Дульные газы легко сносили за борт находящиеся прямо на линии огня хрупкие гидросамолёты. Поэтому оставалось либо тщательно прятать их под палубу в ангар и не использовать в бою, либо выпускать при первых признаках появления неприятеля, либо же изворачиваться в сражении так, чтобы противник не оказался в кормовом секторе.

На последнем «лондонском» крейсере удалось наконец полностью решить давнюю проблему слишком близкого расположения стволов восьмидюймовок. Их «растащили» на достаточно большое расстояние и разместили в отдельных люльках. Правда, возникла проблема с размером барбетов, диаметр которых увеличился настолько, что они не помещались в изящные обводы корпуса. Тогда конструкторы исхитрились и придали барбетам форму перевёрнутого конуса, сужавшегося от башни к погребу.

Серьёзному изменению подверглось зенитное вооружение. Уже в ходе постройки командованию флота удалось «продавить» установку новых 127-мм универсальных орудий с длиной ствола 38 калибров - знаменитой пушки, применявшейся с середины 30-х годов на всех кораблях США, от авианосцев до эскортных миноносцев и вспомогательных судов, и сыгравшей большую роль в войне на Тихом океане. «Флотские» хотели иметь сразу спаренные установки, но работы на «Уичите» продвинулись настолько, что пришлось ограничиться одиночными, причём часть из них не имела щитов. И так для балансировки веса пришлось загрузить в трюмы 200 т чугуна в качестве балласта. Этот совершенно бесполезный груз увеличил перегрузку по сравнению с вашингтонским лимитом до 600 т. Впрочем, другие статьи перегрузки имели куда больший смысл. Прежде всего вес пошёл на очередное усиление бронирования. Толщина пояса увеличилась до 152 мм на 16-мм обшивке, барбетов - до 178 мм, а лобовые плиты башен аж до 8 дюймов - 203 мм. Очень солидными вышли и крыши башен, прикрытые 70-мм плитами - толщина, достойная дредноутов времён Первой мировой войны. В итоге «Уичита» встала в почётный ряд наиболее защищённых крейсеров своего времени. Интересным выглядело и решение проблемы живучести механической установки. Три котельных отделения располагались спереди, за ними шли два турбинных, между которыми втиснули четвёртое котельное. Такая «полуэшелонная» схема стала разумным компромиссом между полноценным чередованием машин и котлов и традиционным последовательным.

В целом корабль оказался очень удачным и послужил основой для всех последующих проектов тяжёлых крейсеров США. Однако не обошлось и без накладок. Не удалось «вытянуть» запланированную увеличенную дальность плавания, хотя и достигнутые 8800 миль при 15-узловом ходе можно считать неплохим результатом. Но вот с низкой остойчивостью ничего разумного поделать было нельзя. В результате корабль, сильно перегруженный вооружением и оборудованием, размещёнными на высоком корпусе, имел много меньше резерва для модернизаций по сравнению со своими предшественниками. Так, не удалось заменить одиночные 127-миллиметровки на спаренные, да и традиционные автоматы ближнего боя - «бофорсы» и «эрликоны» - ставились на «Уичиту» с особыми предосторожностями.

Последний договорный тяжёлый крейсер едва успел вступить в строй, как началась Вторая мировая война. Хотя Соединённые Штаты в ней пока не участвовали, адмиралы не могли упустить прекрасную возможность получить новые «игрушки», пользуясь тем, что ограничительные морские соглашения потеряли свой смысл. Последовало решение вернуться к постройке любимого типа - тяжёлых крейсеров. Вполне естественно, что в качестве образца выбрали удачную «Уичиту»; это сберегало немало времени и при разработке, и при постройке новых кораблей. Изначально повтор предполагался почти полным, единственным изменением являлось увеличение ширины корпуса чуть более чем на полметра. Однако снятие ограничений открывало слишком соблазнительные возможности, и конструкторы приступили к перекраиванию «кафтана», который уже никак не был «тришкиным»: чего-чего, а материалов и денег у американцев хватало.

Первым делом усилению подверглось зенитное вооружение. Крейсера получили по двенадцать 127-мм зениток в спаренных установках - вполне линкорная норма. Внушительное число подкреплялось отличным расположением: две башни разместились по диаметральной плоскости и могли стрелять над носовой и кормовой группами артиллерии главного калибра. Впервые проект с самого начала предусматривал размещение многоствольных автоматов - четырёх четырёхствольных 28-мм установок, прозванных в США «чикагскими пианино» (так в годы расцвета бандитского «бизнеса», своеобразной столицей которого стал Чикаго, называли любимое оружие гангстеров - пистолеты-пулемёты Томпсона, способные в несколько секунд нашпиговать свинцом конкурента или не к месту подвернувшегося полицейского). Однако разработка оказалась не слишком удачной, плюс к тому непростой в производстве, и американцы перешли на более мощные и технологичные 40-мм шведские «бофорсы». Против столь своевременных новшеств трудно возразить, однако они вызвали вполне естественный рост водоизмещения, достигшего 13 600 т «стандарта» без топлива и других грузов. «Балтиморы» оказались длиннее «Уичиты» на 20 м и шире почти на два, и это при том, что главный калибр не изменился совсем, а бронирование улучшилось непринципиально. (Главной изюминкой защиты стала действительно толстая 65-миллиметровая палуба.) Размеры и водоизмещение могли бы стать ещё больше, если бы не использование новой котельной установки с очень высокими параметрами пара Турбины мощностью 120 тыс. л.с. питали паром всего четыре сверхмощных котла. Хотя силовая установка оказалась вполне работоспособной и позволяла без особых проблем превысить проектную мощность на 10%, проектных 34 узлов достичь не удалось - из-за непрерывного «распухания» нагрузки. Число 40-мм автоматов росло не по дням, а по часам, их установки занимали все свободные удобные (и не очень) места, утяжеляя корабли. Впрочем, и достигнутые 33 узла выглядели вполне достойно и солидно, как внушительными оказались и сами крейсера. Эшелонное расположение котлов (каждый из четырёх имел собственную «отдельную квартиру») и турбин обеспечивало хорошую живучесть.

184.Тяжёлый крейсер «Балтимор» (США, 1943 г.)

Строился фирмой «Бетлехем Стил Корпорейшн» на верфи в Куинси. Стандартное водоизмещение - 14 470 т, полное - 17 030 т, максимальная длина - 205,26 м, ширина - 21,59 м, осадка - 7,32 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки 120 000 л.с., скорость 33 узла. Бронирование: борт 165 - 114 мм, палуба 57 мм, башни 203-51 мм, барбеты 178 мм. Вооружение: девять 203/55-мм орудий, двенадцать 127/38-мм зенитных пушек, сорок восемь 40-мм автоматов, 4 гидросамолёта. Всего в 1943 - 1946 гг. построено 14 единиц: «Балтимор», «Бостон», «Канберра», «Куинси», «Питсбург», «Сент-Пол», «Колумбус», «Хелена», «Бремертон», «Фолл-Ривер», «Мейкон», «Толидо», «Лос-Анжелес» и «Чикаго». Реально принимали не более двух гидросамолётов. При вступлении в строй несли дополнительно от двадцати до двадцати восьми 20-мм автоматов. Первыми (в 1969 и 1971 гг. соответственно) исключены из списков «Мейкон», «Фолл-Ривер» и «Балтимор», остальные сданы на слом до конца 70-х годов XX века, за исключением «Чикаго» и «Олбани».

185.Тяжёлый крейсер «Уичита» (США, 1939 г.)

Строился на верфи ВМС в Филадельфии. Стандартное водоизмещение - 10 590 т, полное - 13 015т, максимальная длина - 185,42 м, ширина - 18,82 м, осадка - 7,24 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки 100 ООО л.с., скорость 33 узла. Бронирование: борт 165 - 114 мм, палуба 57 мм, башни 203-37 мм, барбеты 178 мм. Вооружение: девять 203/55-мм орудий, восемь 127/38-мм зенитных пушек, восемь 12,7-мм пулемётов, 4 гидросамолёта. Во время войны установлено двадцать четыре 40-мм зенитных автомата «бофорс» и восемнадцать 20-мм «эрликонов». Сдан на слом в 1959 году.

186.Тяжёлый крейсер «Орегон Сити» (США, 1946 г.)

Строился фирмой «Бетлехем Стил Корпорейшн» на верфи в Куинси. Водоизмещение, размерения, механизмы, бронирование и вооружение - как у «Балтимора» В 1946 г. построено 3 единицы: «Орегон Сити», «Олбани» и «Рочестер». Четвёртая и последняя единица серии, «Нортхэмптон», достроен в 1951 г. как корабль управления. «Орегон Сити» исключён из списков в 1970 г., «Рочестер» - в 1974-м, «Нортхэмптон» - в 1977-м. 30.6.1958 «Олбани» поставили на переоборудование в крейсер УРО. 1.11.1958 получил новый бортовой номер СО-10. Введён в строй 3.11.1962. С 1.3.1967 встал на очередную модернизацию, которая продлилась 20 месяцев. 9.11.1968 вновь введён в строй. В 1973 г. выведен в резерв. В мае 1974 г. введён в состав действующего флота и стал флагманом 2-го Флота. С 1976 по 1980 г. флагманский корабль 6-го Флота США. 29.8.1980 исключён из списков флота и вскоре разобран на металл.

Разрастались не только сами корабли, но и заказы на них. Первоначально в июле 1940 года предполагалось заказать 4 единицы, но всего через 2 месяца их число удвоилось. А через 2 года, в августе 1942 года последовал заказ сразу на 16 штук! С учётом гибели многих тяжёлых крейсеров из числа противников в годы войны «парк» американских «тяжеловесов» грозил заполонить собой все океаны. Немного смягчило эту довольно-таки устрашающую картину окончание военных действий: два заложенных в последние дни 1944 года крейсера, «Норфолк» и «Скрэнтон», решили не достраивать.

Однако к тому времени уже развернулась постройка тяжёлых крейсеров усовершенствованного типа. «Орегон Сити» внешне отличался от предшественников одной широкой трубой вместо двух «балтиморовских». Внутри же изменения сводились к минимуму. Хотя водоизмещение в очередной раз подросло, дополнительные тонны на сей раз пошли на увеличение остойчивости и мореходности. Более просторный корпус и изначальная ориентация на усиленное зенитное вооружение немало поспособствовали дальнейшим улучшениям и модернизациям. В то время как представители довоенных типов к концу войны всё глубже и глубже оседали в воду, потяжелев на несколько сотен (где-то даже и тысяч) тонн, последняя серия ограничилась перегрузкой - как минимум вдвое меньшей, чем у всех остальных.

Первый из «орегонов» заложили в марте 1944 года, и к моменту спуска его на воду стало понятно, что ни один из них не успеет повоевать. Так и случилось: головной крейсер вошёл в строй только в феврале 1946 года, за ним последовали ещё два, а четвёртый, «Нортгемптон», достраивали уже совсем не спеша. Флаг на нём подняли в марте 1953 года, уже в условиях новых реальностей следующей войны - «холодной». Две последние единицы разобрали на стапелях, установив тем самым своеобразную справедливость по отношению к «прародителям» - «балтиморам», серию которых также урезали на два корабля.

Любопытно, что львиная доля заказов на «американские тяжеловесы» досталась верфи, принадлежавшей металлургическому гиганту - «Вифлеемской сталелитейной компании» («Бетлехем стил корпорейшн»). Только 4 единицы заказали известной специализированной судостроительной фирме из Нью-Йорка, а государственный арсенал в Филадельфии ограничился постройкой всего лишь пары кораблей.

Впрочем, вне зависимости от ухищрений конструкторов и мощи судостроительной промышленности прекрасные качества американских тяжёлых крейсеров военной постройки оказались не слишком востребованными. В соревновании со временем победило, конечно же, время. В боевых действиях приняли участие всего 7 единиц, причём пострелять по противнику главным калибром им практически не удалось. «Балтимор», «Бостон» и «Канберра» вошли в состав авианосных соединений, и им пришлось отражать отчаянные атаки японских самолётов, как камикадзе, так и традиционных пикировщиков и торпедоносцев. Один из последних в октябре 1944 года около Тайваня сумел всадить торпеду в самую середину корпуса «Канберры». Несмотря на все ухищрения конструкторов, крейсер принял 4,5 тыс. т. воды и потерял ход. Только полное господство на море позволило американцам отбуксировать его через пол-океана. Его собрат «Куинси» оказался на европейском театре военных действий, став там единственным представителем самых современных американских крейсеров. Его снаряды громили немецкие позиции и при высадке в Нормандии, и в операциях в Южной Франции. Несколько конфузной оказалась карьера «Питтсбурга», проплававшего всего 4 месяца до того, как в июне 1945 года он вместе со своим соединением попал в сильнейший тайфун. Хвалёная прочная конструкция не выдержала ударов стихии: из урагана корабль вышел без носовой оконечности, оторванной по переднюю башню. Надо сказать, что такая внешне впечатляющая потеря не помешала крейсеру дойти до базы своим ходом, а восстановление статус-кво заняло в три раза меньше времени, чем ремонт «Канберры».

Все «вояки» сразу после войны, в 1946 - 1947 годах отправились в резерв. Обидно, но всё же им хотя бы удалось пострелять и прослужить три года. Куда как обиднее было становиться к стенке в законсервированном виде их коллегам, только что вошедшим в строй. Правда, вскоре разгорелась «забытая война» в Корее, когда американцы пустили в дело большинство «хорошо выстоянных» единиц. Ввиду полного отсутствия противника на море, им пришлось в основном стрелять по береговым целям. Остальная служба «балтиморов» и «орегонов» протекала в годы бескровной «холодной войны», и после положенных 20 лет, с середины 70-х годов прошлого века они один за другим чинно последовали на разделку.

К тому времени их прародитель, «Уичита», уже полтора десятилетия как прекратил своё существование. Крейсер прошёл через всю войну, с 1941 года по 1945-й, и побывал во всех уголках Европы, от арктических норвежских вод, где он сопровождал конвои с поставками по ленд-лизу, до побережья Марокко, поучаствовав в высадке союзников в Касабланке. Посланный затем на Тихий океан, «Уичита» и там «обследовал» все уголки огромного морского театра. На севере его снаряды перепахивали остров Кыска, с которого был благополучно эвакуирован японский гарнизон ещё до того, как им занялись американские линкоры и крейсера. На юге его восьмидюймовки поддерживали почти бескровные высадки в Голландской Ост-Индии 13 октября 1944 года «предок» оказал существенную помощь своему «потомку», взяв на буксир тяжело повреждённую «Канберру». А в конце октября в сражении в заливе Лейте артиллерию удалось применить и против неприятельских кораблей, хотя цели представляли собой совершенно «хромых уток». В компании с коллегами «Уичита» прикончил тяжело повреждённый лёгкий авианосец «Тиёда» и пытавшийся прикрыть его эсминец «Хацуюки». Однако предшествующее упражнение по трёхдневной буксировке отяжелевшей «Канберры» неблаготворно сказалось на турбинах, и хорошо повоевавший крейсер отправился на ремонт в США. Впрочем, он успел вернуться к захвату Окинавы и другим операциям заключительного периода войны, получив 13 «звездочек» - боевых отличий - и отправился на заслуженный отдых вместе с остальными, в 1947 году. Окончательно же судьба ветерана решилась в конце 50-х, когда его предполагалось переоборудовать в ракетный корабль. Но после обследования много проплававшего корпуса специалисты решили, что игра не стоит свеч, благо «в простое» находилось немало куда как более новых крейсеров, и в августе 1959 года «Уичита» проследовала на завод для разборки на металл.

Построенные в большом количестве американские тяжёлые крейсера повторили судьбу ещё более многочисленных «гладкопалубных» эсминцев, вступивших в строй после Первой мировой войны, затем существовавших мирно и без особой пользы. Но если на долю доживших «флэш декеров» всё же выпало участие в другой мировой войне, то «балтиморы» обошлись без этого - на общее счастье. Поскольку основным противником для них вполне могли бы стать наши крейсера: Советский Союз быстро занял второе место в мире среди морских держав и первое - среди потенциальных врагов заокеанской супердержавы. И угроза эта (во многом выдуманная в самих США) подхлестнула продолжить гонку вооружений, приведя к созданию ещё более совершенного типа артиллерийских кораблей крейсерского класса. Но об этом - в следующих выпусках.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Тяжелые крейсера типа Baltimore

Водоизмещение: 136001,17070 t

Размеры: 205,26 (СА-68 - 71: 204,74) х 21,59 х 7,32 м

Машины: 4-вальный ТЗА Дженерал Электрик, 4 котла Бабкок-Уилкокс, 120000 shp = 32,5 узл; 2735 тонн нефти = 10000 миль @ 15 узл.

Броня: пояс 102 - 152 мм; палуба 65 мм; барбеты 160 мм; башни лоб 203 мм, крыша 76 мм, борта 95 мм; погреба 76 мм стенки, 65 мм крыша

Вооружение: 9 - 203/55 мм (3 х 3); 12 - 127/38 мм (6 х 2); 48 - 40 мм (11 х 4 + 2 х 2) СА-68 - СА-71: 48 – 40 (12 х 4), СА-68 - СА-71: 22 - 20 (22 х 1), СА-68 - СА-71: 24 - 20 (24 х 1), СА-68 - СА-71: 28 - 20 (28 х 1); 20 - 20 мм (10 х 2); 2 катапульты, 4 самолета

Экипаж : 1142 человека (1969 военный)

СА-68 Baltimore

Bethlehem, Quincy

26.5.41

28.7.42

15.4.43

Выведен в резерв 8.7.46

СА-69 Boston

Bethlehem, Quincy

31.6.41

26.8.42

30.6.43

Выведен в резерв 12.3.46

СА-70 Canberra (ex-Pittsburgh)

Bethlehem, Quincy

3.9.41

19.4.43

14.10.43

Выведен в резерв 7.3.47

СА -71 Quincy (ex-St. Paul)

Bethlehem, Quincy

9.9.41

23.6.43

15.12.43

Выведен в резерв 19.10.46

CA-72 Pittsburgh (ex-Albany)

Bethlehem, Quincy

3.2.43

22.2.44

10.10.44

Выведен в резерв 12.3.46

CA-73 St. Paul (ex-Rochester)

Bethlehem, Quincy

3.2.43

16.9.44

17.2.45

Выведен в резерв 30.4.70

CA-74 Columbus

Bethlehem, Quincy

28.6.43

30.11.44

8.6.45

Выведен из состава флота 31.5.71.

CA-75 Helena (ex-Des Moines)

Bethlehem, Quincy

9.9.43

28.4.45

4.9.45

Выведен в резерв 29.6.63

CA -130 Bremerton

New York SB

1.2.43

2.6.44

29.4.45

Выведен в резерв 9.4.48

CA -131 Fall River

New York SB

12.4.43

13.3.44

1.6.45

Выведен в резерв 31,10.47

CA-132 Macon

New York SB

14.6.43

15.10.44

26.8.45

Выведен в резерв 12.4.50

CA-133 Toledo

New York SB

13.9.43

5.5.45

27.10.46

Выведен в резерв 21.10.60

CA-135 Los Angeles

Philadelphia NY

28.6.43

20.8.44

22.7.45

Выведен в резерв 9.4.48

CA-136 Chicago

Philadelphia NY

28.7.43

20.8.44

10.1.45

Выведен в резерв 6.6.47

CA-137 Norfolk

Philadelphia NY

27.12.44

CA-138 Scranton

Philadelphia NY

27.12.44

Первые работы над проектом нового тяжелого крейсера нача­лись в сентябре 1939 в качестве альтернативы проекту 8000-тонно­го легкого крейсера CL -55. Последний тяжелый крейсер «Уичита» страдал от недостаточной остойчивости, и главное внимание было уделено ликвидации этого недостатка. Новый проект представлял собой «Уичиту» с увеличенной на 2 фт шириной корпуса. Однако, Генеральный Совет ВМФ решил, что этого недостаточно. Было выс­казано пожелание разместить все 127-мм орудия в двухорудийных башнях и изменить расположение машинной установки, как то было сделано на «Кливленде». Следовало также увеличить длину бро­невого пояса, но в остальном проект повторял «Уичиту». Опыт вой­ны в европейских водах показал опасность магнитных мин, что при­вело к новым изменениям в проекте. Требования военного време­ни привели к увеличению запланированного числа кораблей. 1 июля 1940 был размещен заказ на строительство первых 4 крейсеров. 9 сентября 1940 были заказаны еще 4 корабля - СА-72 - СА-75. Последняя серия из 16 единиц СА-122 - СА-138 была заказана 7 августа 1943 в рамках 1943 финансового года.

Размеры корпуса были значительно увеличены, длина стала боль­ше на 65 фт, а ширина - на 9 фт. Это значительно улучшило остойчивость. Схема бронирования напоминала примененную на «Уичите», но значительная часть тоннажа была использована для уси­ления конструкций корпуса, а не для увеличения толщины брони. Для повышения живучести были полностью ликвидированы все иллюми­наторы в корпусе. Главный пояс имел толщину 152 мм, на нижней кромка - 102 мм, и прикрывал машинные отделения. В носовой и кормовой части его толщина уменьшалась до 76 - 52 мм соответ­ственно. Начиная с СА-72, главный пояс начинался с 52 шпангоута, чтобы прикрыть радиостанцию, а не с 57. Главная броневая палуба имела толщину 65 мм, поперечные траверзы - 127 и 152 мм. В про­екте значилась боевая рубка с толщиной брони 152 мм, но на первых 6 кораблях ее не устанавливали. Последние корабли имели толщину брони боевой рубки 165 мм. Общий вес брони составил 1790 тонн или 12,9% стандартного водоизмещения. Зона неуязвимости для 203-мм снарядов 118 кг для крейсера типа «Балтимор» простиралась от 77,5 каб до 120 каб. Когда Бюро вооружения создало новый сверх­тяжелый снаряд весом 152 кг, зона неуязвимости сократилась до 98 - 105,5 каб. После некоторых колебаний предложение восстановить прежнюю зону неуязвимости было отвергнуто, так как это требова­ло значительного увеличения водоизмещения.

Мощность машинной установки была увеличена, так как по срав­нению с «Уичитой» резко возросло водоизмещение корабля. Ее мощность повысилась на 20%, что позволило бы кораблям разви­вать скорость 34 узла. Имелись и другие принципиальные измене­ния. На этих крейсерах были установленные новые котлы высокого давления, хотя его величина была немного снижена по сравнению с легкими крейсерами. Каждый котел располагался в изолирован­ном отсеке. Между передней и задней парами котельных отделений находилось носовое машинное отделение. Была резко увеличена мощность электрогенераторов. На испытаниях «Бостон» показал следующие результаты: 118536 shp = 32,85 узл при водоизмеще­нии 16570 тонн.

203/55 мм орудия моделей Mk 12 или Mk 15 располагались в трехорудийных башнях и имели угол возвышения 41°. Схема расположе­ния 127 мм универсальных орудий тоже повторяла «Кливленд». В ка­честве легкого зенитного вооружения предполагалось установить 4 х 4 - 28-мм автоматов, но их сразу решили заменить на 4 х 4 - 40-мм Бофорсов. Торпедные аппараты не предусматривались. Крейсера име­ли 2 катапульты и могли нести по 4 самолета, хотя в ангаре можно было разместить только 2 машины.

Так как первый корабль вошел в строй только весной 1943, по­явилась возможность учесть военный опыт. Поэтому в ходе войны крейсера не подвергались серьезным модернизациям. Начиная с СА-72 была прекращена установка крейсерских турбин, которые потом были сняты и с первых. 3 кораблей. Увеличилось количество 40-мм автоматов (12 х 4 на СА-68 и СА-71, остальные см. выше). Появление спарок объяснялось установкой крана в ДП. Планирова­лась установка 28 - 20-мм Эрликонов. Толщина брони боевой руб­ки была снижена на СА-68 - СА-73, но после возражений моряков была установлена бронированная рулевая рубка с толщиной стенок 165 мм, благо, запас остойчивости позволял сделать это.

В 1942 был создан переработанный проект, но 1943 из-за про­блем на верфях от него отказались, и СА-130 - СА-136 были пост­роены с 2 трубами. Однако СА-122 - СА-129 и СА-137, СА-138 были построены по измененному проекту. В конце войны стало ясно, что новый автоматические 203-мм орудия значительно пре­восходят старые образцы, и СА-134 был отнесен к новому типу «Де Мойн», и постройка еще 6 единиц типа «Балтимор» была отменена. Одни корабль («Нортгемптон») был достроен после войны как ко­мандный крейсер.

История службы

БАЛТИМОР Этот крейсер вместе с 3 однотипными («Бостон», «Канберра» и «Куинси») образовал 10 дивизию крейсеров, которая действовала на Тихом океане. В ноябре 1943 «Балтимор» в составе ОГ 52.2 участвовал в высадке десанта на Макин. В декабре в соста­ве ОГ 50.1 он участвовал в ударе по Кваджеллейну. В январе в составе ОГ 58.1 «Балтимор» участвует в ударах по Маршалловым островам. В феврале в составе ОС 58 совершает рейд на Трук, а в конце марта - на Палау, Яп и Улити. После этого крейсер участвует в высадке десанта в Холландии. 30 апреля 9 крейсеров в сопро­вождении эсминцев обстреливают острова Сатаван южнее Трука. В мае в составе ОГ 58.2 «Балтимор» участвует в ударах по островам Маркус и Уэйк. В июне проводятся рейды против Марианских ост­ровов. В июне ОГ 58.1 атакует Иводзиму, Титидзиму и Хахадзиму. В этом же месяце крейсер участвует в высадке десанта на Сайпан и бою в Филиппинском море. В июле он уходит в США на ремонт и возвращается только в ноябре. На Улити он входит в состав ОГ 58.3. После этого он участвует в ударах по Лусону, Формозе, Китаю и Окинаве до конца января 1945. В феврале в составе ОГ 58.5 «Балтимор» участвует в рейде против Японии. Потом соединение наносит удар по Иводзиме и снова возвращается к Японии. В марте наносится удар по целям во Внутреннем, море. В апреле крейсер возвращается к Окинаве, где действует до конца лета. «Балтимор» в годы Второй Мировой войны заслужил 9 боевых звезд. 8 июля 1946 в Бремертоне его зачисляют в резерв. 28 ноября 1951 крей­сер снова введен в строй. В Корейской войне не участвует и служит в Атлантике. Снова выведен из состава действующего флота 31 мая 1956.

БОСТОН Крейсер вошел в состав ОС 58 в январе 1944 и уча­ствовал в высадке десанта на Кваджеллейн, Эниветок и Маджуро. В конце марта он действовал на Палау и западных Каролинских ост­ровах. В апреле крейсер прикрывал высадку десанта в Холландии. В конце месяца вместе с другими крейсерами и эсминцами обстре­лял острова Сатаван. В мае «Бостон» участвовал в рейдах авианос­цев против островов Маркус и Уэйк. В июне в составе ОГ 58.1 он участвовал в ударе по Марианским островам. В том же месяце крей­сер участвовал в высадке десанта на Сайпан и бою в Филиппинс­ком море. После высадки на Гуам в августе и сентябре в составе ОГ 38.1 он участвует в рейдах против Палау, Минданао, Лусона и Визайяса. В октябре та же оперативная группа действует у Формозы и Филиппин, участвует в битве за Лейте. В конце года крейсер уча­ствует в рейдах против Формозы и островов Рюкю, в основном Оки­навы. С начала 1945 он участвовал в рейдах авианосцев к китайс­кому побережью, а также в первых ударах по Токио и целям во Внутреннем море. 1 марта «Бостон» вернулся на Западное Побере­жье для ремонта, который завершился в начале июня. В конце вой­ны он участвовал в рейдах авианосцев против самой Японии. В годы Второй Мировой войны «Бостон» заслужил 10 боевых звезд. 4 января 1952 крейсер получил новое обозначение CAG -1. 1 нояб­ря 1955 он снова вошел в строй уже как ракетный крейсер.

КАНБЕРРА Корабль был назван так в честь австралийского крейсера, погибшего в бою у Саво в августе 1942. Крейсер прибыл в Пирл-Харбор 1 февраля 1944 и вошел в состав ОС 38, обеспечи­вавшего высадку на Эниветок. Далее он участвовал в рейдах про­тив Палау, Япа, Улити, Трука и Сатавана. В мае в составе ОГ 58.2 крейсер участвовал в ударах по островам Маркус и Уэйк. В июне, уже в составе ОГ 58.1, «Канберра» участвует в действиях на Мари­анских островах, ударах по Гуаму, Иводзиме, и другим островам. Он также участвует в бою в Филиппинском море. В августе в составе ОГ 38.1 крейсер наносит удары по Филиппинам, Палау, Минданао, Визайясу. В октябре «Канберра» участвует в рейдах авианосцев против Формозы, Окинавы и Лусона. Однако 13 октября, всего в 90 милях об берега Формозы, крейсер получает попадание авиаторпе­ды в котельное отделение № 4. Повреждение валопровода приво­дит к затоплению еще одного котельного отделения и обоих ма­шинных. Крейсер принял 4500 тонн воды. Однако его отбуксиро­вали на Улити, а потом на Манус для временного ремонта. Полный ремонт на верфи Бостона проходил с февраля по октябрь 1945. Крейсер «Канберра» в годы Второй Мировой войны заслужил 7 боевых звезд. 4 января 1952 «Канберра» получил новое обозначе­ние CAG -2 и 15 июня 1956 вошел в строй как ракетный крейсер.

КУИНСИ Переименован 16 октября 1942 в честь погибшего в бою у острова Саво тяжелого крейсера. Единственный корабль это­го типа, который большую часть войны прослужил в Атлантике. Он вошел в состав ОС 22 в марте 1944. В апреле он отправился в Анг­лию и вошел в состав 12 Флота, готовившего вторжение в Норман­дию. Крейсер был придан Соединению А, поддерживавшему высад­ку на участке «Юта». «Куинси» обстреливал немецкие позиции до начала июля, после чего был переброшен на Средиземное море для операции против Палермо. Во время высадки на юге Франции «Ку­инси» находился в ОГ 86.4, проводившей обстрелы берега. Однако в сентябре крейсер вернулся в Соединенные Штаты и прошел ремонт на верфи Бостона, после чего совершил плавание с президентом на борту к Большому Соленому озеру в Суэцком канале. Рузвельт хотел встретиться с арабскими лидерами. В феврале 1945 «Куинси» вер­нулся в США и был переведен на Тихий океан в 10 дивизию крейсе­ров. Он прибыл на Улити 11 апреля 1945. Последние несколько месяцев войны он прикрывал авианосцы и обстреливал Окинаву в составе ОС 58. В июле крейсер участвовал в заключительных ударах по японской метрополии. В годы Второй Мировой войны «Куинси» заслужил 4 боевые звезды. Позднее крейсер был выведен из резер­ва и участвовал в Корейской войне.

ПИТТСБУРГ Крейсер прибыл на Улити 13 февраля 1945 и стал флагманским кораблем 19 дивизии. Он вошел в состав ОГ 58.2 и участвовал в ударах по Иводзиме и Японии. В марте он участвовал в операциях против Нансей Сёто и Кюсю. 14 марта японские бомбардировщики тяжело повредили авианосец «Франклин», и «Питтсбург» был выделен сопровождать поврежденный корабль. В марте - мае крейсер участвовал в боях за Окинаву. Однако в начале июня во время тайфуна он потерял носовую часть до первой баш­ни. Временный ремонт был произведен на Гуаме. Капитальный ре­монт в Пьюджет Саунд кончился только в сентябре 1945. Крейсер заслужил 2 боевые звезды во Второй Мировой войне. Позднее был выведен из резерва и участвовал в Корейской войне.

СЕНТ-ПОЛ Крейсер прибыл в Пирл-Харбор в начале июня 1945 и вошел в состав 19 дивизии. В составе ОС 38 успел принять учас­тие в последних ударах по Японии. Крейсер участвовал в Корейс­кой и Вьетнамской войнах. «Сент-Пол» заслужил 1 боевую звезду во Второй Мировой войне, 8 звезд в Корее и 8 звезд во Вьетнаме.

КОЛУМБУС Крейсер не успел принять участие в боях Второй Мировой войны. 8 мая 1959 получил обозначение CG -12 и был пе­рестроен в ракетный крейсер. Введен в строй 1 декабря 1962.

ХЕЛЕНА Во Второй Мировой войне крейсер участия не прини­мал, но воевал в Корее. Крейсер получил благодарность президен­та Республики Корея и корейскую Медаль за заслуги с 4 звездами.

БРЕМЕРТОН С началом Корейской войны снова введен в строй. Заслужил 2 боевые звезды.

ФОЛЛ РИВЕР В боях не участвовал, находился в строю всего 2 года, но 24 года состоял в резерве.

МЕЙКОН В боях участия не принимал. В годы Корейской войны снова введен в строй, но находился в Атлантике.

ТОЛЕДО Вошел в строй после окончания Второй Мировой вой­ны, но участвовал в Корейской войне. Крейсер заслужил 5 боевых звезд.

ЛОС АНЖЕЛЕС Вошел в строй до окончания войны, но в бое­вых действиях участия не принимал. В 1948 выведен в резерв, но 27 января 1951 снова введен в строй. Участвовал в Корейской вой­не, заслужил 5 боевых звезд.

ЧИКАГО В составе 21 дивизии крейсеров успел принять участие в заключительных обстрелах территории Японии в июле - августе f 945, за что получил 1 боевую звезду. 1 ноября 1958 получил обо­значение CG -11 и перестроен в ракетный крейсер. Вошел в строй 2 мая 1964. Участвовал во Вьетнамской войне.

Продолжение выпуска № 17. Роль, которую тяжелые крейсера ВМС США сыграли во Второй мировой войне, огромна. Особенно возросло значение тяжелых крейсеров на Тихом океане, после того как японская палубная авиация нейтрализовала 7 декабря фактически все американские линкоры Тихоокеанского флота. В том историческом налете не пострадал ни один тяжелый крейсер. Все тяжелые крейсера приняли участие в боях с самурайско-японскими и немецко-фашистскими агрессорами.

Крейсера типа «Балтимор»

Крейсера типа «Балтимор»

Тяжелые крейсера типа «Балтимор» продолжили линию развития кораблей типа «Бруклин» и удачного корабля по имени «Уичита».

Головной в серии крейсер «Балтимор» был заказан I октября 1940 г., закладка киля крейсера состоялась на заводе Близлихэм Стил, Форс-Ривер, Куинси, шт. Массачусетс, 26 мая 1941 г. Первые восемь крейсеров серии (СА-68 - СА-75) были построены в Куинси. Крейсер «Орегон Сити» (СА-122) отличался от предшествующих «Балтиморов» и фактически стал головным в новой серии из трех кораблей - «Орегон Сити», «Олбани» (СА-123) и «Рочестер» (СА-124). Эти корабли также строились Близлихэм Стил. «Орегоны» являлись однотрубными кораблями, в то время как «Балтиморы» несли по две дымовых трубы. Серия разделилась снова в 1950 г. с разработкой головного «Де Мойн» (СА-134), за которым последовали крейсера «Салем» (СА-139) и «Ньюпорт Ньюс» (СА- 148). По своей конфигурации эти корабли отличались от «Балтиморов» и «Орегонов».




Длина крейсеров типа «Балтимор»/ «Орегон Сити» по корпусу - 205.3 м. по ватерлинии - 202,4 м, ширина по мидель- шпангоуту - 21,6 м. Стандартное водоизмещение- 14 472 т (13 129 метрических тонн), полное - 17 030 тонн (15 450 метрических тонн). Осадка в полном грузе - 8,2 м. На «Де Мойнах» длина по корпусу была увеличена до 218,4 м, а ширина по мидель-шпангоуту - до 23,3 м. Стандартное водоизмещение «Де Мойна» составило 17 000 т (15 422 метрических тонны), полное - 21 500 тонны (19 505 метрических тонны).

На всех крейсерах трех серий стояло по восемь котлов Бэбкока и Уилкокса и по четыре турбины Дженерал Электрик суммарной мощностью 120 000 л.с. турбины работали на четыре гребных винта. Скорость полного хода 33 узла. Запас нефти обеспечивал дальность плавания в 10 000 морских миль со скоростью 15 узлов. Дальность плавания, как и на других крейсерах, могла быть увеличена за счет попутной и встречной дозаправки в плавании. Бронирование крейсеров типа «Балтимор» в целом было выполнено аналогично бронированию крейсера «Уичита». Толщина брони варьировалась от 15,24 см в районе машинных отделений до 10,2 см в районе ватерлинии. Толщина бронепалубы - 5 см. Толщина барбетов башен 6 дюймов. Толщина лобовой брони башен главного калибра - 20,3 мм, бортов - 7,62 см, крыш - 7,62 см.





Крейсера «Балтимор»/»Орегон Сити» были вооружены девятью 203-мм орудиями с длинной ствола 55 калибров в варианте Мк 12 или Мк 15, по три орудия в трех башнях; две башни в иосу одна над другой, одна - в корме, сама по себе отдельная. Максимальная дальность стрельбы бронебойным снарядом массой 152 кг составляла 27,5 км. На «Дс Мойнах» стояло по девять автоматизированных орудий калибра 203 мм с длинной ствола 55 калибров в варианте Мк 16 Mod 0, по три в трех башнях. Новые, более тяжелые, 8-дюймовые орудия обладали скорострельностью 12 выстрелов в минуту и снаряжались унитарными боеприпасами, а не выстрелами раздельного заряжения. Стрельба главным калибром управлялась с помощью оптического дальномера Мк 34 и радиолокационного дальномера.

Артиллерия среднего калибра состояла из 12 орудий калибра 127 мм (5 дюймов) с длинной ствола 38 калибров, установленных в шести полностью закрытых двухорудийных башнях. Наводка 127-мм пушек производилась посредством оптики и радиолокаторов. Чисто зенитное вооружение представляли проверенные 40-мм Бофорсы. Первые четыре крейсера типа «Балтимор» (СА-68 - СА-71) были вооружены 12 счетверенными Бофорсами - 48 стволов в общей сложности! На остальных крейсерах количество счетверенных Бофорсов уменьшили до 11, однако общее количество стволов не изменилось, так как на корме поставили два спаренных 40-мм зенитных автомата. В ходе войны зенитное вооружение крейсеров было усилено установкой 24 одноствольных Эрликонов калибра 20 мм. После войны с крейсеров демонтировали Бофорсы и Эрликоны, а взамен поставили 76,2-мм автоматические пушки. Общее количество зениток при этом значительно уменьшилось.

Подобно «Уичите», крейсера типа «Балтимор» были снабжены авиационным ангаром, двумя катапультами для запуска гидросамолетов и двумя кранами (крейсера СА-68 - СА-71). На остальных крейсерах ставился только один кран. На всех крейсерах катапульты монтировались на квартдеке. Использовалось три типа гидросамолетов: изначально Кертисс SOC «Сигал», с 1943 г. - Воут OS2U «Кингфишер», в 1945 г. - Кертис SC–I.

























К моменту появления тяжелых крейсеров типа «Балтимор» в Атлантике и Тихом океане, оборонительные сражения первого периода войны уже завершились. Драматические сражения конца 1942 - начала 1943 г.г., в которых принимали участие крейсера и эсминцы союзников, также ушли в историю. В прошлом осталась слава японских авианосцев - у японцев не хватало кораблей, самолетов и, самое главное, хорошо подготовленных палубных пилотов. На Тихом океане американцы начали общее наступление, двигаясь от острова к острову. Высадке десанта всегда предшествовали мощные авиационные и артиллерийские удары по японским гарнизонам. Тяжелые крейсера стали включать в охранение авианосцев. «Балтиморы» привлекались к обстрелам японских позициях ог Маршалловых островов до Окинавы и собственно Японии.

Крейсер «Канберра» (СА-70) 13 октября 1944 г. получил попадание одной торпеды, сброшенной японским аэропланом. Торпеда попала в борт между 3-м и 4-м котельными отделениями. В результате взрыва торпеды была разрушена переборка и затоплены оба котельных отделения. Крейсер лишился хода. «Канберру» отбуксировали на ремонт в Манус, острова Адмиралтейства. После ремонта крейсер успел принять участия в боях последнего месяца войны на Тихом океане.









«Питтсбург» (СА-72) стал вторым и последним «Балтимором», получившим наряду с «Канберрой», ощутимые повреждения, но японцы тут были не причем - постаралась Матушка природа. 4 июня 1945 г., вскоре после участия в кампании против Окинавы, крейсер попал в тайфун. Ветер и волны оторвали носовую часть «Питтсбурга». От затопления крейсер спасла выдержавшая напор стихии поперечная переборка № 1. установленная перед башней № I главного калибра. Крейсер пришел на Гуам для ремонта своим ходом. Оторванный нос, который остался на плаву, также отбуксировали на Гуам. Пристраивать нос к корпусу крейсера не стали. «Пигтебург» отправили на полноценный ремонт в США, больше в войне этот корабль участия не принимал.

Большинство «Балтиморов» действовало на Тихом океане. Только «Куинси» (СА-71) довелось поработать в водах Атлантики. «Куинси» поддерживал 6 июня 1944 г. вторжение союзников в Нормандию. Затем корабль перевели на Средиземноморье, где он огнем своих калибров обеспечивал вторжение в Южную Францию. В конце февраля 1945 г. присутствие «Куинси» в Средиземном море перестало быть необходимым. Крейсер ушел на Тихий океан, где его видели в водах Окинавы.

До конца войны в строй удалось ввести 11 тяжелых крейсеров типа «Балтимор», семь из них были за героизм и мужество, проявленные личным составом кораблей в боях в врагом, были удостоены боевых звезд. Самым заслуженным среди «Балтиморов» стал крейсер «Сент-Поль» (СА-73) - одна боевая звезда за Вторую мировую войну, восемь за Корею и восемь за Вьетнам. Всего за Вторую мировую войну крейсера типа «Балтимор» получили 34 боевых звезды.

















«Аляска» после вступления в строй проходили боевую подготовку в Атлантике к 1944 г. Внешне крейсер больше напоминал линкор, хотя стремительность обводок не оставляла места для ошибки. В крейсере «Аляски» удачно сочетались огромная мощь артиллерии главного калибра линкора и высокая скорость полного хода крейсера. Один такой «удачный» корабль уже был - он назывался «Худ»… От слова «худой» - «Бисмарк» не долго возился с «Худом». По иронии судьбы «Аляска» так и не показала на что способна: на Тихом океане крейсер занимался, главным образом, обеспечением ПВО авианосных соединений, изредка принимая участие в обстрелах японских гарнизонов на островах.



По окончанию ремонта «Уичита» ушла на Тихий океан, куда подоспела как раз к битве при острове Реннелл, Соломоновы острова. Сражение произошло 29 января 1943 г. Тогда от многочисленных попаданий торпед затонул крейсер «Чикаго» (СА-29). «Уичита» получила попадание одной торпеды, которая не взорвалась. Во время сражения в заливе Лейте в октябре 1944 г. артиллерией крейсера «Уичита» были потоплены японский авианосец «Чийода» и эсминец «Хатцузуки».

Крейсер «Уичита» в 1945 г. принимал участие в боях за Окинаву, присутствовал при капитуляции Японии. 27 апреля 1945 г. под Окинавой в крейсер попал небольшой снаряд, вероятно калибра 5 дюймов, выпущенный с японской береговой батареи. Снаряд пробил левый борт ниже ватерлинии за башней № 3 главного калибра. Взрыв снаряда серьезных повреждений крейсеру не причинил, и корабль продолжил бой.

«Питтсбург» пришел на Гуам без носовой оконечности. Нос корабль потерял в тайфуне, но остальная часть корпуса выдержала натиск стихии. Два моряка в доке осматривают повреждения крейсера, удивляясь каким образом калека дошел своим ходом до порта. За бои на Тихом океане крейсер «Питтсбург» получил две боевых звезды.

«Питтсбург» с временной носовой оконечностью, пристроенной на Гуаме для перехода в Штаты в Бремертон, шт. Вашингтон. День Победы над Японией застал крейсер «Питтсбург» в ремонте. После окончания ремонта крейсер вывели в резерв, но с началом войны в Корее и 1950 г. «Питтсбург» снова был призван в строй.

«Сент-Пол» - самый заслуженный из крейсеров типа «Балтимор» -17 боевых звезд: за Вторую мировую войну - одна, Корея - восемь и Вьетнам - восемь. После вводи в строй и учебного похода, корабль пришел на Тихий океан, где присоединился к TF-38. «Сент- Пол» окрашен но схеме Measure 21, NAVY Blue System. Цилиндрический объект на корме является дымогенератором.

В послевоенный период крейсер «Сент-Пол» прошел интенсивную модернизацию. К маю 1955 г. с корабля демонтировали башню № 1 с 5-дюймовыми пушками, все 20- и 40-мм зенитки, катапульты. В носовой части установлена антенна боевой информационной системы NTDS. Па мачте в числе прочих антенны, установлена антенна радиотехнической системы дальней навигации TACAN. Разнообразное антенное хозяйство расставлено по всему кораблю. Крейсер окрашен по схеме Measure 27 - полностью в цвет Haze Gray, окраска мирного времени.

Тяжелый крейсер «Уичита» числился в боевом составе ВМС США с февраля 1939 по февраль 1947 г.г., когда он был выведен в резерв Атлантического флота. Окончательно крейсер списали в 1959 г., в том же году корабль продали на металлолом. За время боевой службы на Атлантическом и Тихом океанах в годы Второй мировой войны тяжелый крейсер 13 раз был отмечен боевой звездой.

Крейсера типа «Балтимор»

Тяжелые крейсера типа «Балтимор» продолжили линию развития кораблей типа «Бруклин» и удачного корабля по имени «Уичита».

Головной в серии крейсер «Балтимор» был заказан I октября 1940 г., закладка киля крейсера состоялась на заводе Близлихэм Стил, Форс-Ривер, Куинси, шт. Массачусетс, 26 мая 1941 г. Первые восемь крейсеров серии (СА-68 - СА-75) были построены в Куинси. Крейсер «Орегон Сити» (СА-122) отличался от предшествующих «Балтиморов» и фактически стал головным в новой серии из трех кораблей - «Орегон Сити», «Олбани» (СА-123) и «Рочестер» (СА-124). Эти корабли также строились Близлихэм Стил. «Орегоны» являлись однотрубными кораблями, в то время как «Балтиморы» несли по две дымовых трубы. Серия разделилась снова в 1950 г. с разработкой головного «Де Мойн» (СА-134), за которым последовали крейсера «Салем» (СА-139) и «Ньюпорт Ньюс» (СА- 148). По своей конфигурации эти корабли отличались от «Балтиморов» и «Орегонов».

Залп носовых башен главного калибра крейсера «Сент-Пол». Крейсер ведет огонь но Хангнэму, Северная Корея, декабрь 1950 г. Орудийный огонь американских кораблей обеспечил эвакуацию из порта военных и гражданских перед лицом корейско-китайских полчищ. Последние выстрелы в Корейской войне «Сент-Пол» сделал в 21 ч 59 минут 27 июля 1953 г. - за одну минуту до вступления в силу перемирии.

Вьетнамская береговая артиллерия обстреливает крейсер «Септ-Пол», Тонкинский залив, август 1967 г. Крейсер оказывал огневую поддержку американским и южновьетнамским войскам в 1965–1970 г.г. 2 сентября 1965 г. в носовую часть корабля попал снаряд, выпущенный вьетнамской береговой артиллерией. Потерь среди экипажа не было.

Длина крейсеров типа «Балтимор»/ «Орегон Сити» по корпусу - 205.3 м. по ватерлинии - 202,4 м, ширина по мидель- шпангоуту - 21,6 м. Стандартное водоизмещение- 14 472 т (13 129 метрических тонн), полное - 17 030 тонн (15 450 метрических тонн). Осадка в полном грузе - 8,2 м. На «Де Мойнах» длина по корпусу была увеличена до 218,4 м, а ширина по мидель-шпангоуту - до 23,3 м. Стандартное водоизмещение «Де Мойна» составило 17 000 т (15 422 метрических тонны), полное - 21 500 тонны (19 505 метрических тонны).

На всех крейсерах трех серий стояло по восемь котлов Бэбкока и Уилкокса и по четыре турбины Дженерал Электрик суммарной мощностью 120 000 л.с. турбины работали на четыре гребных винта. Скорость полного хода 33 узла. Запас нефти обеспечивал дальность плавания в 10 000 морских миль со скоростью 15 узлов. Дальность плавания, как и на других крейсерах, могла быть увеличена за счет попутной и встречной дозаправки в плавании. Бронирование крейсеров типа «Балтимор» в целом было выполнено аналогично бронированию крейсера «Уичита». Толщина брони варьировалась от 15,24 см в районе машинных отделений до 10,2 см в районе ватерлинии. Толщина бронепалубы - 5 см. Толщина барбетов башен 6 дюймов. Толщина лобовой брони башен главного калибра - 20,3 мм, бортов - 7,62 см, крыш - 7,62 см.

Крейсер «Сент-Пол» проходит по левому борту танкера «Навасота» (АО-106) на пути в Тонкинский залив, 1967 г. Обратите внимание на большое количество разнообразных антенн.

Моряки танкера «Навасота» подают концы на крейсер «Сент-Пол». Крейсеру предстоит принять нефть с танкера. Моряки танкера - в пожарных касках, работа на танкере отличается крайней непредсказуемостью и опасностью. Пи кормовой надстройке крейсера виден визир Мк 54 управления огнем кормовой башни главного калибра. Впереди и выше системы Мк 54 установлена система Мк 37, используемая для управления огнем 5-дюймовой артиллерии.

Крейсера «Балтимор»/»Орегон Сити» были вооружены девятью 203-мм орудиями с длинной ствола 55 калибров в варианте Мк 12 или Мк 15, по три орудия в трех башнях; две башни в иосу одна над другой, одна - в корме, сама по себе отдельная. Максимальная дальность стрельбы бронебойным снарядом массой 152 кг составляла 27,5 км. На «Дс Мойнах» стояло по девять автоматизированных орудий калибра 203 мм с длинной ствола 55 калибров в варианте Мк 16 Mod 0, по три в трех башнях. Новые, более тяжелые, 8-дюймовые орудия обладали скорострельностью 12 выстрелов в минуту и снаряжались унитарными боеприпасами, а не выстрелами раздельного заряжения. Стрельба главным калибром управлялась с помощью оптического дальномера Мк 34 и радиолокационного дальномера.