Краткая биография Тютчева Ф.И. Краткая биография тютчева Сообщение на тему тютчев

Направление: Жанр: Произведения на сайте Lib.ru в Викитеке.

Фёдор Ива́нович Тю́тчев (23 ноября [5 декабря ] , Овстуг , Брянский уезд , Орловская губерния - 15 июля , Царское Село) - русский поэт , дипломат , консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской АН с 1857 года .

Фёдор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в родовой усадьбе Овстуг Орловской губернии. Тютчев получил домашнее образование, изучил латынь и древнеримскую поэзию, в тринадцать лет переводил оды Горация. В 14лет в качестве вольнослушателя начал посещать лекции на Историко-филологическом факультете в Московском университете, где его преподавателями были Мерзляков и Каченовский. Ещё до зачисления был принят в число студентов в ноябре 1818 года, в 1819 году был избран членом Общество любителей российской словесности.

Получив аттестат об окончании университета в 1821 году, Тютчев поступает на службу в Государственную коллегию иностранных дел и отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе Российской дипломатической миссии. Зачисление на службу состоялось по просьбе родственника, графа Остерман-Толстого. Здесь он знакомится с Шеллинг, и Гейне и женится на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер, от которой имеет трех дочерей. Старшая из них, позже выходит замуж за Аксакова.

Пароход «Николай I», на котором семья Тютчева плывёт из Петербурга в Турин, терпит бедствие в Балтийском море. При спасении Элеоноре и детям помогает плывший на том же пароходе Тургенев. Эта катастрофа серьёзно подкосила здоровье Элеоноры Тютчевой. В 1838 она умирает. Тютчев настолько опечален, что, проведя ночь у гроба покойной супруги, поседел за несколько часов. В 1839 году дипломатическая деятельность Тютчева внезапно прервалась, но до 1844 года он продолжал жить за границей.

Вернувшись в Россию в 1844 году, Тютчев вновь поступает в министерство иностранных дел (1845), где с 1848 года занимал должность старшего цензора. Будучи им, он не разрешил распространять в России манифест коммунистической партии на русском языке, заявляя что «кому надо, прочтут и на немецком».

Практически сразу же по возвращении Ф. И. Тютчев активно участвует в кружке Белинского

Совсем не печатая в эти годы стихотворений, Тютчев выступает с публицистическими статьями на французском языке: «Письмо к г-ну доктору Кольбу» (1844), «Записка царю» (1845), «Россия и революция» (1849), «Папство и римский вопрос» (1850), а также позднее, уже в России написанная статья «О цензуре в России» (1857). 17 апреля 1858 г. действительный статский советник Тютчев был назначен Председателем комитета иностранной цензуры. На этом посту, несмотря на многочисленные неприятности и столкновения с правительством, Тютчев пробыл 15 лет, вплоть до своей кончины. 30 августа 1865 г. Тютчев был произведен в тайные советники.

4 декабря 1872 года поэт перестал двигать левой рукой и ощутил резкое ухудшение зрения; его начали одолевать мучительные головные боли. Утром 1 января 1873 года, невзирая на предостережение окружающих, поэт пошёл на прогулку, намереваясь посетить знакомых. На улице с ним случился удар, парализовавший всю левую половину тела. 15 июля 1873 Тютчев скончался.

Адреса

Пребывание в Москве

Пребывание в Санкт-Петербурге

Пребывание за границей

Поэзия

… интерпретатор сталкивается с известным парадоксом: с одной стороны, «никакое отдельное стихотворение Тютчева не раскроется нам в всей своей глубине, если рассматривать его как самостоятельную единицу»… С другой стороны - тютчевский корпус откровенно «случаен», перед нами тексты, не прикрепленные институционально к словесности, не поддержанные авторской волей, отражающие гипотетическое «тютчевское наследие» заведомо неполно. «Единство» и «теснота» тютчевского поэтического наследия позволяют сопоставлять его с фольклором".

Весьма важным для понимания поэтики Тютчева является его принципиальная дистанцированность от литературного процесса, нежелание видеть себя в роли профессионального литератора и даже пренебрежение к результатам собственного творчества.

Тютчев не пишет стихов, записывая уже сложившиеся текстовые блоки. В ряде случаев мы имеем возможность наблюдать за тем, как идет работа над первоначальными вариантами тютчевских текстов: к смутному, часто оформленному тавтологически (ещё одна параллель с фольклорной лирикой) ядру Тютчев прилагает разного рода «правильные» риторические устройства, заботясь об устранении тавтологий, разъяснении аллегорических смыслов (тютчевский текст в этом смысле развертывается во времени, повторяя общие черты эволюции поэтических приемов, описанные в работах А. Н. Веселовского, посвященных параллелизму - от нерасчлененного отождествления явлений разных рядов к сложной аналогии). Часто именно на позднем этапе работы над текстом (соответствующем закреплению его письменного статуса) местоименно вводится лирический субъект .

Периодизация

Тютчев посвятил Пушкину два стихотворения: «К оде Пушкина на Вольность» и «29 января 1837», последнее из которых кардинально отличается от произведений других поэтов на смерть Пушкина отсутствием прямых пушкинских реминисценций и архаизированным языком в своей стилистике.

Музеи

Памятник Тютчеву в музее-заповеднике «Овстуг»

Господский дом в музее-заповеднике «Овстуг»

Музей-усадьба поэта находится в подмосковном Муранове . Она досталась во владение потомкам поэта, которые и собрали там мемориальные экспонаты. Сам Тютчев, по всей видимости, в Муранове никогда не был. 27 июля 2006 года от удара молнии в музее вспыхнул пожар на площади в 500 м², в борьбе с огнём пострадали двое сотрудников музея, которым удалось спасти часть экспонатов.

Родовое поместье Тютчевых находилось в селе Овстуг (ныне Жуковский район Брянской области). Центральное здание усадьбы, в связи с ветхим состоянием, в 1914 году было разобрано на кирпич, из которого волостным старшиной, депутатом Государственной Думы IV созыва Дмитрием Васильевичем Киселёвым было построено здание волостного правления (сохранилось; ныне - музей истории села Овстуг). Парк с прудом долгое время находились в запущенном состоянии. Восстановление усадьбы началось в 1957 году благодаря энтузиазму В. Д. Гамолина: под создаваемый музей Ф. И. Тютчева было передано сохранившееся здание сельской школы (), восстановлен парк, установлен бюст Ф. И. Тютчева, а в 1980-е годы по сохранившимся эскизам воссоздано здание усадьбы, в которое в 1986 году и переместилась экспозиция музея (включает несколько тысяч подлинных экспонатов). В прежнем здании музея (бывшей школе) находится картинная галерея. В 2003 году в Овстуге восстановлено здание Успенской церкви.

Родовое поместье в селе Знаменское на реке Катка (ныне Угличский район Ярославской области). До сих пор сохранился дом, полуразрушенная церковь и необычайной красоты парк; планируется реконструкция усадьбы. Когда началась война с французами в 1812 году, Тютчевы собрались в эвакуацию. Семейство Тютчевых выехало в Ярославскую губернию , в село Знаменское. Там жила бабушка Фёдора Ивановича Тютчева со стороны его отца, Пелагея Денисовна Панютина. Она давно и тяжело болела; родные застали бабушку живой, но 3 декабря 1812 года она скончалась. В сгоревшую Москву Тютчевы решили не возвращаться, а ехать в свое имение в Овстуг. Из Знаменского с ними выехал и Раич, будущий наставник и друг Феденьки Тютчева.

Через полтора года после смерти бабушки начался раздел всего имущества. Он должен был происходить между тремя сыновьями. Но поскольку старший Дмитрий был отринут семейством за женитьбу без родительского благословения, в разделе могли участвовать двое: Николай Николаевич и Иван Николаевич. Но Знаменское было неделимым имением, своеобразным тютчевским майоратом. Его нельзя было делить, менять или продавать. Братья в Знаменском давно не жили: Николай Николаевич находился в Санкт-Петербурге, Иван Николаевич - в Москве, к тому же у него уже было имение в Брянской губернии. Таким образом, Знаменское получил Николай Николаевич. В конце 1820-х годов Николай Николаевич умер. Иван Николаевич (отец поэта) стал опекуном детей брата. Все они осели в Москве и Петербурге за исключением Алексея, который жил в Знаменском. Вот от него и пошла так называемая «ярославская» ветка Тютчевых. Его сын, Александр Алексеевич Тютчев, то есть племянник Фёдора Ивановича, 20 лет был уездным предводителем дворянства. И он же - последний помещик Знаменского.

Иван Николаевич Тютчев, отец поэта.

Екатерина Львовна Тютчева, мать поэта.

Семья

Отец - Иван Николаевич Тютчев (12 октября -23 апреля ), сын Николая Андреевича Тютчева-младшего ( -) и Пелагеи Денисовны, урожд. Панютиной ( -3 декабря )

Мать - Екатерина Львовна (16 октября -15 мая ), дочь Льва Васильевича Толстого ( -14 октября ) и Екатерины Михайловны Римской-Корсаковой (?-1788). Похоронена на Новодевичьем кладбище . Родная сестра отца - Анна Васильевна Остерман и её супруг Ф. А. Остерман сыграли большую роль в судьбе племянницы и её семьи. Родной брат матери - А. М. Римский-Корсаков .

Братья :

  • Николай Иванович (9 июня 1801-8 декабря ). Полковник Генерального штаба. Умер холостым. Последний владелец родового имения Тютчевых с. Гореново.
  • Сергей (6 апреля -22 мая )
  • Дмитрий (26 февраля -25 апреля )
  • Василий (19 января ) умер в младенчестве

Родная сестра отца - Надежда Николаевна ( -), в замужестве Шереметева, мать Анастасии, будущей жены декабриста Якушкина и Пелагеи ( -), будущей супруги М. Н. Муравьёва-Виленского .

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 5 декабря
  • Родившиеся в 1803 году
  • Родившиеся в Овстуге
  • Родившиеся в Орловской губернии
  • Умершие 27 июля
  • Умершие в 1873 году
  • Умершие в Пушкине (Санкт-Петербург)
  • Умершие в Санкт-Петербургской губернии
  • Брянские писатели
  • Выпускники историко-филологического факультета Московского университета
  • Дипломаты Российской империи
  • Переводчики поэзии на русский язык
  • Писатели России XIX века
  • Похороненные на Новодевичьем кладбище (Санкт-Петербург)
  • Поэты по алфавиту
  • Русские писатели XIX века
  • Русские поэты
  • Славянофилы
  • Тютчевы
  • Фёдор Иванович Тютчев
  • Цензоры
  • Члены-корреспонденты Санкт-Петербургской академии наук

Wikimedia Foundation . 2010 .

  1. Федор Тютчев в Германии
  2. Последние годы жизни
  3. Интересные факты

М ного лет Федор Тютчев был дипломатом и работал за границей, а стихи писал в свободное от службы время. Его произведения почти не печатали в России. Слава пришла к поэту после публикаций в журнале «Современник» , где Николай Некрасов назвал его «русским первостепенным поэтическим талантом».

Детство и университет: «учился он необыкновенно успешно»

Неизвестный художник. Портрет Екатерины Тютчевой - матери Федора Тютчева (фрагмент). Конец XVIII–начало XIX века. Изображение: ftutchev.ru

Неизвестный художник. Портрет Федора Тютчева. 1805–1806. Изображение: ftutchev.ru

Федор Кинель. Портрет Ивана Тютчева - отца Федора Тютчева. 1801. Изображение: ftutchev.ru

Федор Тютчев родился 5 декабря 1803 года в фамильной усадьбе Овстуг Орловской губернии (ныне – Брянская область). Он происходил из старинного русского дворянского рода, который был известен с XIV века. Отец поэта Иван Тютчев служил в Кремле , в последние годы жизни руководил «Экспедицией Кремлевского строения» – государственной организацией, которая следила за состоянием исторических памятников. Мать Федора Тютчева Екатерину Толстую публицист Иван Аксаков описал как «женщину замечательного ума» .

Тютчевы жили очень дружно. Друг их семьи историк Михаил Погодин писал: «Смотря на Тютчевых, думал о семейственном счастии. Если бы все жили так просто, как они» . Родители старались дать детям хорошее домашнее образование: учили русскому и французскому языкам, музыке. Детство будущего поэта, его брата и сестры прошло в родовой усадьбе Овстуг .

«Когда ты говоришь об Овстуге, прелестном, благоуханном, цветущем, безмятежном и лучезарном, - ах, какие приступы тоски по родине овладевают мною»

Федор Тютчев, из письма жене Эрнестине Пфеффель

Зимой Тютчевы часто уезжали в Москву – там у семьи был особняк. Литературовед Вадим Кожинов писал: «Сохранились свидетельства о том, что Тютчевы жили в Москве по присущим ей бытовым канонам - жили открыто, широко, хлебосольно. Семья целиком предавалась ритуалам праздников, крестин, свадеб, именин» . В 1812 году из-за Отечественной войны им пришлось поменять привычный уклад жизни и на время переехать в Ярославль . После окончания боевых действий Тютчевы вернулись: их дом был одним из немногих уцелевших после пожара .

В том же 1812 году Федору Тютчеву наняли домашнего учителя – Семена Раича. Он был знатоком древнегреческого, латыни, итальянского языка. С его помощью будущий поэт изучил античную литературу и «по тринадцатому году переводил уже оды Горация с замечательным успехом» . Именно Раичу Федор Тютчев посвятил одни из своих первых стихотворений, среди которых послание «На камень жизни роковой» («С. Е. Раичу»):

Ум скор и сметлив, верен глаз,
Воображенье - быстро…
А спорил в жизни только раз -
На диспуте магистра.

Будущий поэт не только много читал, он интересовался искусством и историей. Среди его любимых книг были сборники Гавриила Державина , Василия Жуковского и Михаила Ломоносова , «История государства Российского» Николая Карамзина . С 1816 года он был вольнослушателем Московского университета и ходил на лекции.

«Ребенок был чрезвычайно добросердечен, кроткого, ласкового нрава, чужд всяких грубых наклонностей; все свойства и проявления его детской природы были скрашены какой-то особенно тонкой, изящной духовностью. Благодаря своим удивительным способностям, учился он необыкновенно успешно. Но уже и тогда нельзя было не заметить, что учение не было для него трудом, а как бы удовлетворением естественной потребности знания»

Иван Аксаков, «Федор Иванович Тютчев. Биографический очерк»

Одни из первых произведений Тютчева Семен Раич отдал своему наставнику – профессору Московского университета Алексею Мерзлякову. Оду «На новый 1816 год» Мерзляков решил прочитать на собрании Общества любителей российской словесности в феврале 1818 года. Вскоре Тютчева – ему тогда было 14 лет – приняли в организацию. Первые стихи поэта стали появляться в журнале «Труды Общества любителей российской словесности».

В 1819 году Тютчев отлично сдал экзамены по истории, географии, и иностранным языкам, среди которых были латынь, французский и немецкий, и стал студентом факультета словесных наук Московского университета. В университете он близко общался с историком Михаилом Погодиным, поэтом Дмитрием Веневитиновым, писателями Владимиром Одоевским и Андреем Муравьевым. В 1821 году своим товарищам Тютчев посвятил стихотворение «Весеннее приветствие стихотворцам».

Федор Тютчев в Германии

Неизвестный художник. Портрет Федора Тютчева. Конец 1810-х. Москва. Изображение: ftutchev.ru

Автографы стихотворений Федора Тютчева: «Silentium!» (слева); «Зима недаром злится…» (справа); «О чем ты воешь, ветр ночной?..» (внизу). Фотография: ftutchev.ru

А. Цебенс. Портрет графини Амалиии фон Лерхенфельд. 1865. Изображение: ftutchev.ru

Федор Тютчев окончил Московский университет в конце 1821 года – на год раньше положенного срока. Для этого он получил специальное разрешение министра народного просвещения князя Александра Голицына. Спустя год Тютчев переехал в Петербург . Там поэт стал служащим Государственной коллегии иностранных дел. В столице он жил в доме своего родственника графа Остермана-Толстого – героя Отечественной войны, генерала. Именно он рекомендовал отправить Тютчева в дипломатическую миссию в Мюнхен. Позже поэт писал родителям: «Странная вещь - судьба человеческая. Надобно же было моей судьбе вооружиться уцелевшею Остермановою рукою, чтобы закинуть меня так далеко от вас!» .

В королевстве Бавария Тютчев прожил больше двадцати лет – окончательно он возвратился в Россию только в 1844 году. В Германии он познакомился с философом Фридрихом Шеллингом, поэтами Иоганном Гёте и Генрихом Гейне. Поэт переводил труды немецких философов и писателей, в том числе «Песнь радости» Фридриха Шиллера, посещал литературные вечера, переписывался с иностранными учеными, писал публицистические статьи на французском языке.

«Связи Тютчева с культурой Запада иногда изображаются односторонне – их сводят к немецким только связям. На деле же для Тютчева имели немалое значение и другие европейские авторы: он усвоил поэзию Байрона , не однажды обращался к Шекспиру , отлично знал французский романтизм, французский реалистический роман, французскую историческую науку. Мюнхен и Бавария, а потом на время Турин и Италия поучительны были для Тютчева не только сами по себе – они «вдвинули» его в Европу, из этих городов ему хорошо видна была политическая и культурная жизнь других европейских столиц»

Не оставил Федор Тютчев и литературного творчества. Во второй половине 1820-х он написал около семидесяти стихотворений, среди которых «Весенняя гроза», «Как океан объемлет шар земной…», «Silentium!» и другие. В эти годы поэт создавал философскую, пейзажную и любовную лирику. Позднее Валерий Брюсов писал о его творчестве в это время: «У своих русских предшественников Тютчев почти ничему не учился. В ранних его стихах есть влияние Жуковского и, отчасти, Державина; позднее Тютчев кое-что воспринял у Пушкина . Но в целом его стих крайне самостоятелен, своеобычен» .

Уже в 1823 году, спустя несколько месяцев после переезда в Мюнхен, Тютчев сочинил для Амалии фон Лерхенфельд, в которую был влюблен, стихотворение «Твой милый взор, невинной страсти полный…». Спустя два года поэт чуть не стал из-за нее участником дуэли . Чтобы избежать скандала, ему пришлось на полгода вернуться в Россию. Позднее Тютчев посвятил возлюбленной стихотворения «Я помню время золотое» и «Я встретил вас, и всё былое». Сразу после возвращения Тютчев женился на Элеоноре Петерсон – вдове русского дипломата Александра Петерсона, от которого у нее осталось четверо детей. Поэт писал родителям: «Я хочу, чтобы вы, любящие меня, знали, что никогда ни один человек не любил другого так, как она меня… не было ни одного дня в ее жизни, когда ради моего благополучия она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня» . Позже у них родились три дочери.

В 1829 году в Москве педагог Тютчева Семен Раич начал издавать журнал «Галатея». Он предложил поэту публиковаться. Тютчев согласился, и его стихотворения печатали почти в каждом номере. После закрытия «Галатеи» в 1830 году Тютчева пригласили сотрудничать с альманахом Михаила Максимовича «Денница». В этом издании вышли произведения «Успокоение», «Весенние воды», «Последний катаклизм».

«Тютчев, как уже говорилось, не торопился стать поэтом; став поэтом, он опять-таки не спешил печатать стихи. Известно, что он передавал стихи в московские журналы и альманахи только благодаря настойчивым просьбам Раича, братьев Киреевских, Погодина. В весьма редких случаях - и то лишь в последние годы жизни - стихи поэта попадали в печать по его личной инициативе»

Вадим Кожинов, «Тютчев» (из серии «Жизнь замечательных людей»)

«Стихотворения, присланные из Германии»: Федор Тютчев и журнал «Современник»

Сергей Родионов. Портрет Федора Тютчева в парке. Фоторепродукция Татьяны Шепелевой. Изображение: book-hall.ru

Неизвестный художник. Портрет Александра Пушкина. Изображение: book-briefly.ru

Григорий Мясоедов. Портрет Петра Вяземского. 1899. Тульский областной художественный музей, Тула

Тютчев очень требовательно относился к своему творчеству – много раз переписывал и переделывал уже готовые произведения, часть из них уничтожал. Он вспоминал: «Ах, писание страшное зло, оно как бы второе грехопадение бедного разума…» . Его стихотворения, даже опубликованные, в начале 1830-х были малоизвестны. И карьера Тютчева не была успешной – он получал небольшое жалование и жил небогато.

В 1835 году друг поэта Иван Гагарин вернулся из дипломатической миссии в Петербург и узнал, что в России Тютчева почти не знают. Гагарин уговорил поэта прислать ему в тетрадь с последними стихотворениями и забрал несколько неопубликованных произведений у Раича. А затем показал все собранные рукописи Петру Вяземскому и Василию Жуковскому.

«...Намедни я передаю Вяземскому некоторые стихотворения, старательно разобранные и переписанные мною; через несколько дней невзначай захожу к нему около полуночи и застаю его вдвоем с Жуковским за чтением ваших стихов и вполне увлеченных поэтическим чувством, коим дышат ваши стихи. Я был в восхищении, в восторге, и каждое слово, каждое замечание, в особенности Жуковского, все более убеждало меня, что он верно понял все оттенки и всю прелесть этой простой и глубокой мысли»

Дипломат Иван Гагарин, из переписки с Федором Тютчевым

Вяземский с Жуковским передали произведения Александру Пушкину. Он прочитал их и в 1836 году напечатал в «Современнике» под заголовком «Стихотворения, присланные из Германии». Пушкин тщательно отнесся к публикации – цензор Крылов хотел убрать из стихотворения «Не то, что мните вы, природа…» несколько строф. Но поэт добился публикации с точками на месте пропущенных строф. Так читатели журнала могли понять: в журнале стихотворение неполное и сокращено по решению цензуры.

«Мне рассказывали очевидцы, в какой восторг пришел Пушкин, когда он в первый раз увидал собрание рукописное его [Тютчева] стихов… Он носился с ними целую неделю»

Юрий Самарин, публицист, философ

Стихотворения Тютчева публиковали в трех книжках «Современника», в том числе и в 1837 году – уже после смерти Пушкина. Несмотря на это, критики почти не отреагировали на них. В то же время Иван Гагарин, который хотел издать книгу произведений Тютчева, вернулся на службу в Германию. Литературовед Наум Берковский писал: «Тютчев все же не вошел тогда подлинным образом в литературу» .

В мае 1837 года поэт вновь приехал в Россию на несколько месяцев. Здесь он сочинил стихотворение «29-ое января 1837» о гибели Пушкина:

Мир, мир тебе, о тень поэта,
Мир светлый праху твоему!..
Назло людскому суесловью
Велик и свят был жребий твой!..
Ты был богов орган живой,
Но с кровью в жилах... знойной кровью.

«Я твердо решился оставить дипломатическое поприще»: последние годы в Европе

Неизвестный художник. Портрет Элеоноры Тютчевой - первой жены Федора Тютчева. 1830-е. Изображение: mirtesen.ru

Егор Ботман. Портрет Александра Бенкендорфа. Копия с портрета Франца Крюгера. Изображение: ftutchev.ru

Фридрих Дюрк. Портрет Эрнестины Дернберг - второй жены Федора Тютчева. 1840. Мюнхен, Германия. Изображение: ftutchev.ru

В 1838 году Федора Тютчева отправили в дипломатическую миссию в Турин. Элеонора Петерсон с детьми поплыли к нему на пароходе. Когда они были недалеко от немецкого города Любек, судно загорелось. Жена Тютчева и его дети не пострадали, но, конечно, сильно испугались. У Элеоноры Петерсон после катастрофы сильно ухудшилось здоровье. В августе 1838 года после тяжелой болезни она умерла. Однако уже спустя несколько месяцев Тютчев женился вновь. Его супругой стала Эрнестина Дёрнберг. С ней поэт познакомился еще в 1833 году и с тех пор поддерживал отношения, написал несколько любовных стихотворений, среди которых «Люблю глаза твои, мой друг…» и «Воспоминание о 20 марта 1836 года!!!». В браке у Тютчева и Дёрнберг родилось пять детей.

В 1839 году Федор Тютчев подал прошение, чтобы оставить службу. В Европе он оставался до 1844 года. В 1843 году познакомился с Александром Бенкендорфом, начальником Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Бенкендорф заведовал сыском и был шефом жандармов. Тютчев показал ему свои философские труды – размышления о судьбе России и Запада, а Бенкендорф передал их императору Николаю I . Родителям Тютчев написал: «Он [Бенкендорф] уверил меня, что мои мысли были приняты довольно благосклонно, и есть повод надеяться, что им будет дан ход» . Николай I прочитал сочинения поэта и поддержал его идеи. Тютчев хотел изменить отношение европейцев к России и собирался публиковать в известных немецких и французских журналах статьи о политике. Император пообещал оказывать поэту поддержку и пригласил его в Петербург на аудиенцию. 20 сентября 1844 года Тютчев возвратился в Россию. Однако через три дня после этого умер Бенкендорф, который покровительствовал поэту. Как писал Иван Кожинов: «Смерть Бенкендорфа, очевидно, оборвала и осуществление всего тютчевского «проекта» .

Возвращение в Россию: «чарующий рассказчик» и публицист

Федор Тютчев. 1848–1849. Санкт-Петербург. Фотография: ftutchev.ru

Автографы черновых материалов Федора Тютчева к трактату «Россия и Запад» и «Отрывка». Фотография: ftutchev.ru

Федор Тютчев. 1860–1861. Фотография: Сергей Левицкий / ftutchev.ru

В 1845 году, спустя несколько месяцев после возвращения в Петербург, Федор Тютчев вновь стал сотрудником Министерства иностранных дел. На несколько лет – до 1849 года – он перестал писать стихи. В эти годы поэт посещал светские салоны , балы . Петербургской знати он запомнился как хороший рассказчик, который разбирался в политике и философии.

«Много мне случалось на моем веку разговаривать и слушать знаменитых рассказчиков, но ни один из них не производил на меня такого чарующего впечатления, как Тютчев. Остроумные, нежные, колкие, добрые слова, точно жемчужины, небрежно скатывались с его уст <...> Когда он начинал говорить, рассказывать, все мгновенно умолкали, и во всей комнате только и слышался голос Тютчева <...> Главной прелестью Тютчева <...> было то, что <...> не было ничего приготовленного, выученного, придуманного»

Писатель Владимир Сологуб, «Воспоминания»

В 1848 году Тютчева назначили старшим цензором при министерстве иностранных дел. Эта должность не приносила поэту больших денег, а работа казалась ему скучной и однообразной. Каждый день Тютчеву приходилось искать в прессе статьи на тему внешней политики. Родителям он писал: «Если бы я не был так нищ, с каким наслаждением я швырнул бы им в лицо содержание, которое они мне выплачивают, и открыто порвал бы с этим скопищем кретинов… Что за отродье, великий Боже!..» . В эти годы он писал и печатал статьи на французском языке, среди которых «Россия и революция», «Россия и Германия», «Папство и римский вопрос». Поэт задумал масштабный исторический трактат «Россия и Запад», в котором планировал изложить свои мысли о внешней политике. Труд остался незавершенным, хотя Тютчев работал над ним несколько лет.

«К концу 40-х годов Тютчев стал проповедовать политическое и духовное обособление России от Европы. Согласно его трактатам, Россия – великая патриархальная империя, опора порядка, исповедница христианского безличия и смирения. Христианская идея отлично уживалась у Тютчева с завоевательным пафосом, с призывами к расширению территорий, к захвату Константинополя, который должен был, по его теории, оказаться центром государства, объединяющего славянские народы под властью русского царя»

Наум Берковский, «О русской литературе»

Любовная лирика и славянофильство

Николай Некрасов. Фотография: Сергей Левицкий / interesnyefakty.org

Елена Денисьева. Конец 1850-х. Фотография: ftutchev.ru

Александр Горчаков. Фотография: valdvor.ru

В 1850 году поэт Николай Некрасов в своей статье назвал Тютчева «русским первостепенным поэтическим талантом» . Вскоре после этого в журналах стали появляться его старые произведения, а сам Тютчев снова начал писать стихи и публиковать их. В начале 1850-х вышли «Как дымный столп светлеет в вышине!», «Слезы людские, о слезы людские», «О, как убийственно мы любим» и другие произведения. В это же время Иван Тургенев и Николай Некрасов подготовили к печати его первый сборник , который вышел в 1854 году. Большой для того времени тираж – три тысячи экземпляров – раскупили за короткий срок.

В это время поэт писал философские и любовные лирические стихи, которые объединились в так называемый «денисьевский» цикл: большую часть он посвятил своей возлюбленной Елене Денисьевой . Поэт познакомился с ней еще в конце 1840-х в , куда приходил навещать своих дочерей Дарью и Екатерину. Денисьева училась вместе с ними. На протяжении почти пятнадцати лет – до смерти Денисьевой в 1864 году – Тютчев поддерживал отношения и с законной женой, и с ней. Денисьева писала: «Мне нечего скрываться и нет необходимости ни от кого прятаться: я более всего ему жена, чем бывшие его жены, и никто в мире никогда его так не любил и не ценил, как я его люблю и ценю» . Она родила Тютчеву троих детей.

Федор Иванович Тютчев – блистательный русский поэт 19 века, один из основоположников философской поэзии в отечественной литературе. Поэт родился в 1803 году в селе Овстуг, где располагалось семейное имение семьи Тютчевых. Как и большинство дворян, Тютчев получил великолепное образование. Его первый педагог – С. Е. Раич был блестящим знатоком античной и средневековой итальянской поэзии.

По окончании Московского университета в 1821 году, Тютчев был принят в Коллегию иностранных дел и получил место в дипломатической миссии при баварском дворе в Мюнхене. В то время Бавария – центр европейского просвещения, там Тютчев познакомился со своим кумиром – немецким мыслителем и философом Шеллингом. С детства увлекавшийся поэзией, Тютчев много писал, и в 1836 году его произведения попали в руки к . Пушкин был восхищен новизной поэтических приемов, и стихи сразу же напечатали в журнале «Современник». Тютчева действительно уникальна для русской литературы того времени – его мысль глубока и кратка, но в то же время лирична и закончена. С появлением Тютчева многие поэты пытались заключить свои размышления в малую поэтическую форму, но Тютчев и сегодня остается непревзойденным мастером миниатюры.

Федор Иванович был крайне влюбчив, и, несмотря на невзрачную внешность, пользовался расположением женщин. Вот как вспоминала о нем внучка Кутузова: «…маленький человек в очках, весьма некрасивый, но хорошо разговаривает». Поэт неоднократно заводил романы «на стороне», вызывая недовольство и осуждение в обществе.

Большой скандал произвел его роман с девицей Еленой Денисьевой. Она – молодая, неопытная барышня, Тютчев на двадцать лет старше, тогда уже состоял во втором браке. Эти отношения были мучительны для обоих, перед Денисьевой захлопнулись двери многих дворянских домов. «Незаконный союз» длился 14 лет, но она так и осталась любовницей на содержании, а их общие дети – незаконнорожденными. Тютчев понимал, что практически сломал ее жизнь, и его , посвященные их роковой страсти, наполнены трагизмом и чувством вины. Последние роды окончательно сломили ее здоровье, уже подточенное чахоткой. Денисьева умерла, оставив Тютчеву троих детей.

Благодаря Денисьевой появился целый цикл любовной лирики Тютчева, который так и называют – «денисьевский». В нем – вся история их отношений, от первых пылких дней до последних, наполненных болью и страданием.

В то же время поэт сделал весьма успешную карьеру, дослужившись до звания статского советника. Его, как государственного мужа, всегда волновал вопрос о судьбе России, о ее роли в мировой истории. И своей стране он посвятил немало кратких, но глубокомысленных четверостиший:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа.

И все же Тютчев больше поэт-мыслитель, поэт-философ. Его наполнены поэтическими образами природных явлений – оттепели, грозы, наступлением сумерек, которые всегда сопоставляются с душевным настроением. Вся его пейзажная лирика наполнена размышлениями о тайне бытия, о неразрывности природы и человека, о краткости жизни и бесконечности мира. Свое самое известное стихотворение он написал в 1869 году, и сегодня это гениальное творение считают образцом рифмованного афоризма:

Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

До конца дней Тютчев сохранял ясность ума и живо интересовался политической жизнью России и Европы. Он скончался в 1873 году и был похоронен на Новодевичьем кладбище Петербурга.

Ф.И. Тютчев в русской поэзии есть явление неповторимое, несравненное и единственное. Он написал всего около 390 стихотворений, небольших по объёму, и не все они отмечены печатью его гения. Те же, которых коснулось крыло божества, крыло космического совершенства, являют нам картину такой чистой вселенской гармонии, такого единства человеческой души и природы, согласных движений духа и мира, что равных этим тютчевским стихам с их грозами и молниями, с еле заметным колыханием листка и неуловимой поступью любви, с весенними очищающими ливнями и потоками слёз, исторгнутыми из страдающего сердца, в русской поэзии нет.

Тютчев — поэт мысли. Так сказал о нём А.А. Фет, так думали о нём величайшие писатели России. В этом — «поэт мысли» — и заключено своеобразие тютчевского гения. Он был признан всеми. Величину поэтического дара Тютчева признавали литераторы противоположных эстетических взглядов. Пушкин ввёл его в литературу, Тургенев способствовал публикации первого сборника, Некрасов написал о нём самую большую и серьёзную статью (а ведь менее близкого к Тютчеву по характеру поэтического таланта автора, чем Некрасов, трудно себе представить), Чернышевский просил прислать тютчевские стихи, будучи узником Петропавловской крепости, хотя его собственный трактат «Эстетические отношения искусства к действительности» просто вычёркивает такого поэта, как Тютчев, из литературы. Но «такого, как» — не было. Был Тютчев. Белинский, Добролюбов — все революционно-демократические литераторы, чьи художественные вкусы требовали совсем иного, склонились перед тютчевской мощью поэта-мыслителя. Самыми энергичными популяризаторами поэзии этого странного, немыслимого поэта были Н.А. Некрасов и И.С. Тургенев. Много позднее Лев Толстой вспоминал: «Когда-то Тургенев, Некрасов и компания едва могли уговорить меня прочесть Тютчева. Но зато когда я прочёл, то просто обмер от величины его творческого таланта».

Род Тютчева очень древний. «Русский посол Захарий Тютрин» воспет в народной сказке «Про Мамая безбожного», повествующей о храбром поступке «хитрого мужа» Захария Тютрина, посланного в Орду Дмитрием Донским, отвергнувшего требования Мамая увеличить дань и вдобавок разорвавшего в клочки ханскую грамоту, оскорбительную для своего князя.

Дипломатическое поприще ждало и потомка «хитрого мужа» Захария. Дипломата, равного предку, из Фёдора Тютчева не вышло, зато вышел поэт — и какой! Как же это произошло?

Детские и юношеские годы. Романтизм и идеалы

Отец Фёдора, орловский дворянин Иван Тютчев, женился на Е. Л. Толстой, сироте, воспитаннице тётки — графини А.В. Остерман из влиятельнейшей фамилии царедворцев. «Феденька» рос всеобщим баловнем и любимцем. С малых лет он находился под надзором дядьки Николая Хлопова, как Денис Иванович Фонвизин — под крылом дядьки Шумилова, а Пушкин — под опекой няни Арины Родионовны. Влияние Николая Афанасьевича Хлопова на характер его питомца было сильным. Достаточно сказать, что, когда Тютчев уезжал в свою первую дипломатическую командировку в Германию, рядом с ним, как Савельич рядом с Петрушей Гринёвым в «Капитанской дочке» Пушкина, сидел дядька Николай.

Детство Тютчева протекало в Овстуге, и картины русской природы навеки запечатлелись в его душе как «призрак его детских грёз», призрак «забытого, загадочного счастья» (К.В. Пигарёв. Тютчев и его время). Наступление французов застало Тютчевых в московском доме в Армянском переулке (зодчий М.Ф. Казаков). Спешный отъезд в Ярославль, пожар Москвы, война — все эти события нашли отклик в стихотворениях «Наполеон» (1849—1850) и «Неман» (1853).

Очень большую роль в судьбе Тютчева, в том, что он стал поэтом, и поэтом несравненным, сыграл его домашний учитель, Семён Егорович Амфитеатров (псевдоним — Раич). Он сам был молодым поэтом, когда был приглашён готовить к университету 10-летнего Тютчева. Раич был знаток античной классики, поклонник Г.Р. Державина и И.И. Дмитриева. По свидетельству Раича, Тютчев переводил оды Горация в 13 лет.

В это же время (1816—1817) юноша записался вольнослушателем в Московский университет на курс теории словесности известного поэта и критика А. Ф. Мерзлякова, перу которого принадлежат слова известного романса «Среди долины ровныя …». Первое стихотворение Тютчева Мерзляков сам прочитал в Обществе любителей российской словесности в 1818 году. Это было стихотворение «Вельможа (Подражание Горацию)». «Вельможа» — эклектическое произведение , в котором можно разглядеть перефразированные строки Горация, Ломоносова, Державина, Карамзина, Мерзлякова. Однако Общество присвоило юноше звание «сотрудника». В 1819 году было написано второе стихотворение Тютчева — «Послание Горация к Меценату, в котором приглашает его к сельскому обеду» — весьма вольное и самостоятельное подражание 29-й оде из 3-й книги од.

Главная тема обоих стихотворений — течение времени, неподвластное человеку, и непознаваемость мира. Известно изречение «Нельзя дважды войти в одну реку». Оно приписывается Горацию, хотя это латинская пословица. Река у Горация — метафора времени. Многие русские поэты возвращались к этому образу времени у Горация. Сравните с последним стихотворением Г.Р. Державина.

Река времён в своём стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остаётся

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрётся

И общей не уйдёт судьбы.

То же у Тютчева. Но воды «реки» Тютчева «сапфирны», они сверкают «светом солнца золотого» и переливаются, блестят «сребром зыбей». Всё это напоминает многоцветье более раннего державинского стиха.

Университет. Первые публикации и мировоззрение

В 1819 году «Труды» Общества любителей российской словесности публикуют стихотворение Тютчева «Послание Горация к Меценату». В том же году он принят в Московский университет. К этому времени 16-летний юноша владеет, кроме прекрасного русского, французским, итальянским языками, а немецкий и английский он блестяще усвоит в университете. В университете Тютчев находит единственного друга — Михаила Петровича Погодина, будущего издателя, критика, общественного деятеля.

Студенческие годы поэта пришлись на мрачное время аракчеевщины. Исследователь творчества Тютчева, правнук поэта К.В. Пигарёв пишет об этом так: «…Фанатизм и изуверство претили как будущему ревнителю формулы “православие, самодержавие, народность” Погодину , так и будущему певцу славянофильства Тютчеву. <…> Дома Тютчев воспитывался в “страхе Божьем” и преданности престолу». Он заключает, что эти основы политических взглядов поэта всю его жизнь оставались неизменны.

Ода А. С. Пушкина «Вольность» (1817) вызвала стихотворный ответ Тютчева «К оде Пушкина на вольность» (1820). Это обращение к поэту:

Воспой и силой сладкогласья

Разнежь, растрогай, преврати

Друзей холодных самовластья

В друзей добра и красоты!

Политическая позиция молодого Тютчева была просветительской, весьма мягкой, а его религиозность отнюдь не фанатичной. Он радовался легкомысленным, едким и безбожным строкам вольтеровской «Орлеанской девственницы» и «Генриады» (поэме, написанной в честь Генриха IV).Но восхищение Вольтером вскоре сменилось преклонением перед более серьёзным для юного Тютчева божеством — Шиллером. Одна из главных тем тютчевской мыслительной лирики и лирической мысли связана с идеей Шиллера о том, что красота есть источник истины (стихотворение «Урания», 1820).

На год раньше срока, в 1821 году Тютчев выходит из университета со степенью кандидата. На службу в Государственную коллегию иностранных дел, из Москвы в Петербург, Фёдор Иванович едет в сопровождении отца и дядьки Николая.

Дипломатическая служба. За границей и на родине

Вместе с графом А.И. Остерман-Толстым, родственником, и старым дядькой Хлоповым в 1822 году через Москву молодой дипломат выезжает в Мюнхен. В Германии, Италии, Греции, возвращаясь на родину лишь на короткое время в отпуск, он проводит 22 года. Россия 1825 года производит на Тютчева тяжёлое впечатление: «В России канцелярия и казарма», «Всё движется около кнута и чина» — вот его отзывы об аракчеевщине. Настроенный против крепостничества, поэт не приемлет мысли о революции. Вот его стихотворение «14 декабря 1825 года» (написано в Германии в 1826 или 1827 году после известия о приговоре декабристам).

Центральной идеей политического мировоззрения Тютчева постепенно становится идея панславизма — единения (и политического, и территориального, и государственного) всех славян «под крылом» России как центра православия. Отсюда его неприятие католичества, «отнявшего» у славянского единства западных славян Польшу и Чехию, отсюда политические мечты об объединении славянского мира с центром в Византии (Константинополе).

К годам в Германии относится и первая любовь поэта — к красавице Амалии Лерхенфельд, любовь, перешедшая в прочную дружбу. Около 1830 года по воспоминаниям этой любви было написано стихотворение «Я помню время золотое…». В Германии же поэт в первый раз женился, его избранницей стала Элеонора Петерсон, урождённая графиня Ботмер. Не менее важной для поэтической судьбы Ф. И. Тютчева было его знакомство с поэтом Генрихом Гейне (1797—1856), крупнейшим немецким романтиком, и известнейшим философом-идеалистом Фридрихом Шеллингом (1795—1854). Переводы Гейне занимают внимание и время Тютчева, его творчество оказывает на русского поэта сильнейшее влияние. Идеалистическая философская система Шеллинга, познаваемая Тютчевым в беседах при частых встречах, глубоко проникает в сознание поэта и формирует его поэтический мыслительный мир.

Краткий приезд в Россию в 1830 году принёс столь сильные впечатления, что вызвал к жизни несколько прекраснейших стихотворений: «Двум сёстрам», «Сей день, я помню, для меня…», «Осенний вечер», «Листья». Всего 128 из 390 стихотворений Тютчева относятся к его пребыванию в Германии. Странный и несчастный случай, когда поэт в сумерках, разбирая как-то вечером свои бумаги, уничтожил «целый ворох» стихов и заметил это гораздо позже, лишил нас многих тютчевских шедевров. Но и оставшихся довольно, чтобы поставить поэта в первый ряд русских стихотворцев. Это «пейзажи в стихах» (как назвал их Некрасов) — «Утро в горах», «Снежные горы», «Песок сыпучий по колени»; это шедевры «Весенняя гроза», «Весенние воды», «В душном воздухе молчанье…»; это философские стихи о природе — «Не то, что мните вы, природа…», «О чём ты воешь, ветр ночной?», «Весна»; это и размышления о роли человека в истории — «Цицерон», «Бессонница», «Как птичка раннею зарёй…»; это глубочайшие прозрения — поэтические исповеди «Ты зрел его в кругу большого света…», «Silentium!», «Как над горячею золой…», «Душа моя — Элизиум теней…»; это несравненные образцы любовной лирики — «Нет, моего к тебе пристрастья…», «Люблю глаза твои, мой друг…», «Я помню время золотое…» и другие.

Первые стихотворения Тютчева были напечатаны в конце 1836 года в «Современнике». Второй этап «открытия» Тютчева русским читателем связан с его пребыванием в России. С литературной средой на родине поэт был знаком слабо, к публикациям своих произведений относился скромно и сдержанно. В конце 1830-х годов Тютчев потерял жену, обвенчался с баронессой Элеонорой Дёрнберг, направил в Россию прошение об отпуске, получил его и — не вернулся больше на службу. «Неприбытие из отпуска» привело к исключению его из списков чиновников министерства и лишению звания камергера. Дипломатическая карьера была кончена.

В России

В сентябре 1844 года Тютчев снова на родине, в Петербурге, где его воспринимают как «льва сезона» (П.А. Вяземский). В России деятельность поэта начинается с политической публицистики, в которой он продвигает идею о России как «ковчеге спасения» или «святом ковчеге», который один только может спасти Европу от революции. События 1848 года во Франции привели его к убеждению, что в мире есть только две силы — «Россия» и «Революция» и борьба этих сил составляет существо исторического процесса. «Революция» — дитя западного мира, западной культуры, преувеличивающей значение человеческой личности с её «правами», дитя католичества. Россия же должна противостоять Западу, объединяя славянство.

Ко времени тютчевской публицистики относится его стихотворение «Русская география», в котором границы «России будущего» простираются «От Нила до Невы, от Эльбы до Китая, / От Волги до Евфрат, от Ганга до Дуная…», а тремя заветными столицами этого государства оказываются «Москва и град Петров и Константинов град». (Заметим, что «град Петров» — вовсе не Петербург, а Рим с собором Св. Петра.) При этом за 9 лет, с 1841 по 1849 год, не было опубликовано ни единого стихотворения. Этот период истории русской литературы вообще оказался критическим для поэзии. Гении Пушкина и Лермонтова погасли. Ушли из жизни Полежаев, А. Одоевский, Баратынский, Языков, Д. Давыдов. Молодые поэты Некрасов, Майков, Фет, Плещеев, Полонский, Ап. Григорьев ещё не завоевали популярности. В. Г. Белинский — влиятельнейший критик — в последние годы жизни так повысил требования к поэзии ориентацией на ушедших гениев, прибавив к требованию поэтической гениальности (не меньше!) требование «дельности», т. е. отражения насущных проблем современности, что стал выражать даже мнение о том, что будущее литературы и признак её зрелости — это проза, а вовсе не поэзия, что поэзия вообще изжила себя. Со страниц крупнейших журналов — «Современник», «Отечественные записки» и др. — поэтические произведения в результате исчезают.

В издании первого тютчевского сборника в 1854 году сыграли роль два главных обстоятельства: статья Н.А. Некрасова «Русские второстепенные поэты» и помощь И.С. Тургенева. Статья Некрасова («Современник», январь 1850) открывается словами: «Стихов нет». Но в подтверждение того, что поэзия есть, приводятся те самые стихотворения Тютчева, которые были опубликованы в «Современнике» 1836 года с лёгкой руки Пушкина. Некрасов восхищён Тютчевым-поэтом, чья самая сильная сторона — «живое, грациозное, пластически-верное» изображение природы, умение открыть «самые тонкие, неуловимые черты и оттенки её» — «пейзажи в стихах». Некрасов выделяет и другие «типы» стихотворений Тютчева: «те, в которых к мастерской картине природы присоединяется мысль» («Весна», «Как океан объемлет шар земной» и пр.); те, которые несут «лёгкий, едва заметный оттенок иронии» («С какою негою, с какой тоской влюблённой…»; «И гроб опущен уж в могилу…» — те стихи, что напоминают Некрасову Гейне); наконец, те, «в которых преобладает мысль», — «Как птичка раннею зарёй…», «Как над горячею золой…», «Silentium!» и другие. Некрасов подчеркнул, что назвал свою статью «Второстепенные русские поэты» не по данному им таланту, а по мере их известности.

Однако и такой проницательный и доброжелательный критик, как Н.А. Некрасов, упустил из виду более глубокие темы тютчевской поэзии. Это тема одиночества человека среди природы: слиянность с ней и одновременная отъединённость. Природа вечно возобновляется, она вечно молода, а человек, её дитя, часть и восхищённый созерцатель, смертен, обречён тлению. Кроме того, есть в поэзии Тютчева и иные темы. Такова тема хаоса, бурлящего под прекрасным покровом вечно сияющего лика природы. Этот хаос есть и в человеке: отсюда тоска, страдание, беспокойство. Поэт бесконечно чувствителен к ритмам времени. Тяжёлая, страшная общественная жизнь не только России, но и Европы: революционные вихри, войны, гибель людей, несправедливость и гнёт — всё это подспудно нарушает гармонию сущего. И всё это может не изображаться, но отображаться в высокой поэзии — ритмом, звуком, настроением.

Так или иначе, к авторитетному мнению Некрасова прислушались. И. С. Тургенев же «уговорил» Тютчева на издание его стихотворений в виде особой книги — приложения к выпуску «Современника», стал его издателем и редактором, снабдил книгу собственным предисловием «Несколько слов о стихотворениях Ф.И. Тютчева». Он характеризует талант Тютчева как чисто лирический, говорит, что каждое стихотворение его порождено мыслью, но мыслью, облечённой в художественный образ. Язык поэта, по мнению Тургенева, отличается смелостью и «почти пушкинской красотой своих оборотов». В 1864 году книга вышла.

Серьёзный взгляд на поэзию другого поэта, более близкого к Тютчеву по поэтическому методу и взгляду на мир, чем Н.А. Некрасов и даже И.С. Тургенев, — взгляд А. А. Фета выражен в его статье «О стихотворениях Тютчева» («Русское слово»). Фет направляет свою критику против революционеров-демократов и их эстетических принципов. Главное для поэта — «чистое искусство». В статье о Тютчеве, рассматривая его творчество, он ищет ответы на два вопроса: «Что такое поэзия?» и «Каково главное качество поэта?» Фет называет Тютчева «полным, самобытным, а потому причудливым и даже капризным… властелином» именно поэтической мысли. Его основные достоинства — «зоркость» — видение тончайших оттенков, а ещё — сочетание «лирической смелости», даже «дерзновенной отваги» со строжайшим чувством меры.

В заключение этого рассуждения о поэтической мысли посмотрим, каким образом можно найти способ «соизмерить» величину поэтического дара. Применил этот метод Н.А. Добролюбов в статье «Тёмное царство» (опубликована в 1859 году сразу же после выхода в свет статьи Фета о Тютчеве). «Например, — пишет Добролюбов,— у г. Фета есть талант и у г. Тютчева есть талант: как определить их относительное значение? Без сомнения, рассмотрением сферы, доступной каждому из них. Тогда и окажется, что талант одного способен во всей силе проявиться только в уловлении мимолётных впечатлений от тихих явлений природы; а другому доступна, кроме того, — и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни». Конечно, первым описан тут талант А. А. Фета, а вторым — более сильным — назван талант Ф.И. Тютчева. Однако не забудем, что статья Добролюбова написана «по горячим следам» нападок А. А. Фета на эстетические принципы революционных демократов в статье о Тютчеве, так что его суждения нужно воспринимать не слишком прямолинейно.

В 1850 году Тютчев влюбился. Влюбился при живой жене в подругу дочери Анны. Елена Денисьева, сирота, жила на попечении своей тётки, инспектрисы Смольного института, в котором учились дочери Тютчева. Елена, девушка красивая, образованная, блиставшая в обществе, ответила поэту, который, по свидетельствам современников, ещё пять лет назад, приехав в Россию, выглядел «старичком», такой страстью, что смирилась с общественным осуждением, «позором», родила поэту трёх детей. Умерла она совсем молодой. Этой последней любви мы обязаны стихами, которые по чистоте, глубине и печали стоят в одном ряду с лучшими, когда-либо созданными на русском языке.

Источник (в сокращении): Михальская, А.К. Литература: Базовый уровень: 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: уч. пособие / А.К. Михальская, О.Н. Зайцева. - М.: Дрофа, 2018

Живший в 19 веке, во времена расцвета русской культуры.

В своем творчестве Федор Тютчев воспел во всей красе красоту русской природы, не обошел вниманием поэт и любовную лирику. Многие знают Тютчева, прежде всего по строкам - «Умом Россию не понять…»

Федор Иванович родился в конце ноября 1803 года, в Орловской губернии Российской Империи , в семье дворянина. Получил хорошее домашнее образование, с детских лет проявлял тягу к учебе, а окружающие подмечали незаурядный интеллект мальчика.

Обучением Федора занимался поэт Раич. Раич рассказывал ему об античной и итальянской литературе. Будучи 12 летним мальчиком, Тютчев во всю занимался переводами под чутким руководством своего наставника. Он переводил произведения итальянских писателей.

В 1819 году Федор Иванович Тютчев решил продолжить свое обучение, но уже в университете. Поэт поступил на факультет словесности в Московский Университет.

Здесь он знакомится с лучшими умами современности. В студенческие годы Федор Иванович активно пишет стихи.

Спустя два года, обучение было окончено и Иван начал работать в коллегии иностранных дел в столице Российской Империи . Через год Федор Тютчев получил новое назначение и был отправлен в составе русской дипмиссии в Мюнхен.

За границей Тютчев чувствует себя прекрасно. В Германии он подружился с Гейне и Шеллингом. Занимался переводами произведений крупнейших немецких авторов на русский язык. Так же он активно занимался творчеством, его стихи печатались в Российской Империи .

В 1836 году в биографии поэта произошло большое событие. Стихи Федора Тютчева были опубликованы в журнале «Современник». После публикации к нему пришла известность. Федор Иванович отличался славянофильскими взглядами, за что заслужил уважение императора Николая I .

Поэт написал несколько известных статей про историческую роль России. Он считал, что судьбу человечества определит противостояние Российской Империи и революции. Отчасти эти мысли можно назвать пророческими.

В 1844 году Федор Тютчев возвращается на Родину. Спустя четыре года стал работать в министерстве иностранных дел в Столице, а спустя 10 лет стал председателем комитета иностранной цензуры. Федо Иванович был значимой фигурой в общественной жизни столицы Российской Империи . Он был прекрасным собеседником, отличался блестящим чувством юмора.

Афоризмы Тютчева были у всех на слуху. Вот, что например, Тютчев сказал о русской истории: - «История России до Петра I - одна панихида, после - сплошное уголовное дело», а вот мнение Тютчева о революции: - «Весна единственная революция, которая всегда имеет успех». Интересные мысли, не правда ли?

Умер Федор Тютчев в 1873 году.