Деяния 10. Новый завет. Цель луки в деяниях апостолов

2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.

3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!

4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что", Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.

5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.

6 Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.

7 Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем 8 и, рассказав им все, послал их в Иоппию.

9 На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.

10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление 11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; 12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.

13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.

14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.

15 Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.

16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.

17 Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел,- вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот, 18 и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром?

19 Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; 20 встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их.

21 Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?

22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.

23 Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.

24 В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.

25 Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.

26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.

27 И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся.

28 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.

29 Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?

30 Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде, 31 и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.

32 Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.

33 Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.

34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю", что Бог нелицеприятен, 35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.

36 Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.

37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: 38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.

39 И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.

40 Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться

1) Видение Корнилия (10:1-8).

Деян. 10:1 . Видениями, которые Петр и Корнилий получили независимо друг от друга, оба были подготовлены к тому важному, что должно было произойти. Вначале Лука говорит о Корнилии и его видении. Корнилий был сотник, т. е. римский офицер, командовавший ста воинами Италийского полка, состоявшего из 600 воинов.

На страницах Нового Завета командиры римских "сотен" неоднакратно выступают в благоприятном свете (сравните Матф. 8:5-10; 27:54; Мар. 15:44-45; Деян. 22:25-26; 23:17-18; 27:6,43). После дня Пятидесятницы сотник Корнилий оказался одним из первых язычников, принявших Благую Весть о прощении грехов, даруемом Иисусом Христом.

Деян. 10:2 . Из описания Лукой Корнилия следует, что это был человек благочестивый боящийся Бога (в 10:22 о нем сказано как о "добродетельном и боящемся Бога"). Здесь, возможно, содержится намек на то, что Корнилий принял иудаизм и поклонялся Яхве, но, очевидно, был "неполным" прозелитом (не подвергшимся обрезанию; 11:3). По всей видимости, он посещал синагогу и, как мог, следовал ветхозаветным Писаниям. Однако в сферу Новозаветного спасения он еще не вошел (11:14).

Деян. 10:3-6 . Около девятого часа дня соответствовало примерно трем часам пополудни, времени вознесения молитвы (сравните 3:1). Видимо, Корнилий молился, когда Господь предстал перед ним в облике Ангела. Позднее Корнилий назовет этого Ангела "мужем в светлой одежде" (стих 30). Явившийся окликнул сотника, и тот испуганно ответил вопросом: что, Господи? (греческое слово "кири" могло быть употреблено в значении "господин"; сравните толкование на 9:5). Благочестие Корнилия и его неизменная готовность помогать бедным вознаграждены были особым благоволением к нему Господа, которое передано фразой, что добродетели Корнилия пришли на память пред Богом. Далее Ангел наставляет Корнилия послать за Симоном… Петром, гостящим у Симона кожевника.

Деян. 10:7 . Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, тот призвал троих преданных ему людей (двух слуг и благочестивого воина), которые несомненно находились под влиянием своего богобоязненного господина.

Деян. 10:8 . И рассказав им все, послал их в Иопию (находившуюся примерно в 50 км. на юг от Кесарии) за Петром (стих 24).

2) Видение Петра (10:9-16).

Деян. 10:9 . Около шестого часа соответствовало полудню. Логично предположить, что Петр молился утром и вечером, в обычные часы молитвы. Но вот мы видим, что он молился и днем. Хотя в Писаниях не сказано, чтобы молиться три раза в день, Петр, очевидно, следовал примеру людей, известных своим благочестием (Пс. 54:18; Дан. 6:10). Итак, он взошел на верх дома (т. е. на кровлю), чтобы в уединении помолиться.

Деян. 10:10-12 . Будучи голоден, Петр пришел в исступление (впал в транс), и в этом состоянии Бог дал ему увидеть сходящее к нему с неба как бы большое полотно, в котором были всякие… звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.

Деян. 10:13-14 . На повеление "есть" то, что было "в полотне", - Петр ответил: нет, Господи; и это было третьим "прекословием" Петра Богу (Матф. 16:23; Иоан. 13:8). Петр знал, что закон запрещает употреблять в пищу "нечистое" (Лев. 11). Если "в полотне" были и "чистые" и "нечистые" животные, то, возможно, апостол понял сказанное ему с неба как повеление "есть" и тех и других; а, может быть, ему были явлены лишь "нечистые" животные.

Деян. 10:15 . Что Бог очистил, того… не почитай нечистым. Это "возражение свыше" на "прекословие" Петра, будучи исполнено глубокого духовного смысла, особое значение придает и тому, что записано в Евангелии от Марка (Мар. 7:14-23; сравните 1-Тим. 4:4). (Общепризнано, что Марк многое написал со слов Петра. Петр же, возвращаясь в воспоминаниях к прошлому, не мог не сознавать, что все нечистое церемониально очищается Иисусом как Мессией.)

Деян. 10:16 . Почему Петр трижды отказывался есть "нечистое"? Прежде всего, это представляется "приемом усиления". Но стоит за этим и нечто большее, а именно желание подчеркнуть, что в своем стремлении тщательно исполнять закон Петр выходит из Божией воли. Это тот случай, когда "добрые намерения" ведут к неповиновению высшей Силе. Можно тут усмотреть и своеобразную параллель с троекратным отречением Петра от Господа (Иоан. 18:17,25-27) и троекратным же заверением апостола, что любит Его (Иоан. 21:15-17).

3) Приход посланных (10:17-23а).

Деян. 10:17-22 . И время встречи посланцев Корнилия с Петром, и сама она были определены свыше. Святой Дух, повелевший Петру идти с ними, очевидно, говорил с апостолом и ранее, и это Его голос слышал он в своем видении. Люди Корнилия, высоко отозвавшись о своем господине, сообщили Петру цель своего визита.

Деян. 10:23а . Тогда Петр, пригласив их, угостил. Возможно, в совместной трапезе с ними ему стал открываться смысл урока, только что преподанного ему с неба!

4) Посещение Петром язычников (10:23б-43).

Деян. 10:23б . Выходить в путь в тот же день было уже поздно, и они отправились в Кесарию, в двухдневное примерно путешествие, на другой день. Петр взял с собой кое-кого из братьев Иоппийских. В Евангелиях и в книге Деяний Апостолов мы, как правило, видим людей, путешествующих по двое. На этот раз Петра сопровождало шестеро (11:12). Так что свидетелями того, чему предстояло произойти, должны были стать семь человек.

Деян. 10:24 . Корнилий был так уверен, что Петр придет и с таким волнением ожидал его, что созвал по этому случаю в дом свой родственников своих и близких друзей.

Деян. 10:25-26 . Встречая Петра, Корнилий пал к ногам его, но такое поклонение вызвало протест со стороны апостола: встань, я тоже человек, - сказал он, поднимая Корнилия.

Деян. 10:27-29 . Несмотря на то, что закон не одобрял сближения иудеев с язычниками и входить в их дома считалось для иудеев зазорным (11:2-3), Петр отлично понял значение своего видения: повеление "есть" нечистых животных равносильно было повелению не считать ни одного человека скверным или нечистым. Посему и, будучи позван, и пришел беспрекословно, заявил Петр.

Деян. 10:30-33 . Изложив Петру обстоятельства, которые побудили его пригласить его в свой дом, Корнилий сказал: теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.

Деян. 10:34-35 . Слова, произнесенные затем Петром, имели революционный характер. Они не оставляли места предрассудкам и доктринерству, господствовавшим в иудаизме на протяжении жизни многих поколений. Хотя (необходимо оговориться) учение о спасении язычников было евреям известно еще из Ветхого Завета (книги Пророка Ионы; Быт. 12:3).

Но если в Ветхом Завете евреи все-таки являются избранным народом Божиим - особым восприемником Его обетовании и откровений, то здесь Петр в сущности говорит о начале осуществления Божиего плана в отношении всего мира, посредством Церкви Его. Нет единой точки зрения на слова Петра, что во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему: Провозглашения спасения по делам здесь усматривать не следует, потому что в качестве первой обязанности человека перед Богом тут назван страх его перед Ним (что равнозначно доверию Ему и почитанию Его). Это место можно рассматривать как Новозаветную параллель к Мих. 6:8. Люди, отвечающие "вышеназванным условиям", "приятны" Богу потому, что по вере во Христа они поддерживают правильные отношения с Ним (сравните Деян. 11:14).

Деян. 10:36-37 . Петр прослеживает затем жизненный путь Христа (стихи 36-43), Господа всех, чрез Которого Бог послал …слово… благовествуя мир. Изучающие Библию часто обращают внимание на явную "параллельность" этого места Евангелию от Марка. Марк, начав с Иоаннова крещения, как и Петр здесь, прослеживает служение Господа Иисуса от Галилеи к Иудее и к Иерусалиму, заканчивая описание распятием, воскресением и великим поручением Его Своим последователям.

Деян. 10:38 . Слово "Мессия" означает "Помазанник"; так что говоря, что Бог… помазал Иисуса из Назарета, Петр в сущности говорит, что "Бог объявил Его Мессией" (сравните Ис. 61:1-3; Лук. 4:16-21; Деян. 4:27). Произошло это при крещении Господа (Матф. 3:16-17; Мар. 1:9-11; Лук. 3:21-22; Иоан. 1:32-34). Исаия говорил о совершении Помазанником великих дел (Ис. 61:1-3), подобно этому, и Петр провозглашает: Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.

Деян. 10:39-41 . Далее апостол заявляет, что он и его товарищи были свидетелями всего, что сделал Иисус. Но потом Его убили, повесивши на древе, т. е. предали самому унизительному виду казни. Прежде Петр говорил, обращаясь к иерусалимлянам, что они "Начальника жизин убили" (3:15), а их руководителям - "вы распяли… Иисуса Христа Назорея" (4:10); синедриону он сказал: "Иисуса… вы умертвили, повесивши на древе" (5:30).

В этом же обвинил членов синедриона и Стефан перед тем, как сам был убит ими: "Праведника… убийцами сделались… вы" (7:52). Пять раз на страницах книги Деяний Апостолов говорят апостолы о том, что были свидетелями воскресения Христова (2:32; 3:15; 5:32; 10:41; 13:30-31). После Его воскресения ученики ели и пили… с Ним (сравните Иоан. 21:13). И в этом было неопровержимое доказательство, что Господь Иисус, Которому Бог… дал… являться… свидетелям, предоизбранным от Него, не был бесплотным призраком.

Деян. 10:42-43 . Петр ясно говорит о том, что служение Христа было в конечном счете направлено на совершение суда (стих 42) или дарование прощения (спасения) - стих 43. Ключевая фраза стиха - всякий верующий в Него, ибо залогом спасения является вера в Иисуса Христа. Эта весть о прощении грехов (2:38; 5:31; 13:38; 26:18) по вере провозглашалась еще ветхозаветными пророками (к примеру, Ис. 53:11; Иер. 31:34; Иез. 36:25-26).

5) Подтверждение от Духа Святого (10:44-48).

Деян. 10:44-45 . Речь Петра внезапно была прервана Духом Святым, Который сошел на всех, слушавших слово об Иисусе и уверовавших в Него. Шестеро (стих 23; 11:12) верующих из обрезанных… изумились столь явному свидетельству о том, что Бог приравнял язычников к иудеям.

Деян. 10:46 . В знак спасения язычников Бог дал им заговорить языками. (О значении "говорения на языках" в книге Деяний Апостолов в ком на 19:1-7.)

Деян. 10:47-48 . По крайней мере, три богословских и практических вывода сделал Петр из происшедшего. 1) Не ему спорить с Богом (сравните 11:17). 2) Корнилий и его домашние, хоть и необрезанные (11:3), были крещены, потому что уверовали во Христа, что было удостоверено сошедшим на них Духом Святым. Они уверовали в Господа Иисуса, получили Святого Духа, заговорили языками, величая Бога, после чего были крещены в воде. 3) Петр счел нужным остаться на несколько дней с новообращенным Корнилием, вероятно, с тем, чтобы наставить его в обретенной им вере.

10:1,2 И среди язычников встречаются богобоязненные и чтущие Творца, и семьи свои содержащие в благочестии и творящие множество добра людям. Не только Израиль на это сподобился.
О Корнилии, римском сотнике, сказано как о благочестивом и богобоязненном человеке.

Корнилий, сотник из полка …благочестивый 2152 и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
… одобряемый всем народом Иудейским (10:22)

Некоторые христиане, желая оправдать становление воинами христиан (службу в армии, например) используют это выражение «благочестивый воин», показывая, что поскольку в Библии воин назван благочестивым, значит, служба в армии и участие в войнах угодны Богу.

Проверим, так ли это?
Слово, переведённое как «благочестивый», по Стронгу обозначает следующее:
2152 ε ὐ σεβ ή ς
благочестивый, набожный, благоговеющий .

Помним, что Корнилий был язычником, а язычники были отчуждены от Бога Израилева. Корнилий же, в отличие от остальных римских воинов, творил невозможное для язычника: давал милостыню народу Божьему и молился Богу Израиля. ПОЭТОМУ он назван благочестивым. А вовсе не потому, что был римским воином и воевал.

То есть, Библия называет НЕ профессию воинов благочестивой, а людей, признающих Бога Израилева - Богом и для себя. Так уж получилось в римской армии, что и некоторые воины оказались благочестивыми, т.е. боящимися Бога Израиля.

Из текста Деян.10:7 также видно, что Корнилий призвал из бывших с ним воинов не всех, а всего лишь одного - благочестивого. Далеко не все воины из его сотни были благочестивыми.

А вот какими «богобоязненными» были остальные римские воины, например:
9 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове .
31 И когда насмеялись над Ним , сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие."
(Деяния 27)

Итого, что имеем по оправданию христиан, берущих оружие в руки - текстом «благочестивый воин»:

1) не профессия «воин» названа благочестивой, а человек из профессии «воин». Поэтому профессию «воин», даже кратковременного призыва в армию, где учат пользоваться орудиями убийства и убивать – нельзя считать угодной Богу.

2) христиане должны поступать по примеру Христа, запретившего Петру использовать орудие убийства даже для защиты своей жизни от врагов по принципу «вложи меч твой в ножны» , ибо кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом (Откр.13:10).

3) после принятия Христа человек (в т.ч. и воин, и вор, и спекулянт в прошлом и участник любого поприща, нарушающего принципы Бога) должен отложить прежний образ жизни ветхого человека... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины . (Ефес.4:22-24).

4) Предсказывая период новых отношений между Богом и человеком в будущем, пророк Исайя показывает принцип, по которому будут жить все, кто в Новом Завете примет для себя Бога Израиля:

и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать (Ис.2:2-4)
Иисус Христос первый, кто показал на деле, как этот принцип непротивления злу насилием - должен проявляться в жизни христиан: вложи меч (орудие убийства) в ножны даже если угрожают твоей жизни, возлюби врага своего, подставь правую щёку, если бьют в левую.
Для христианина послушание Богу - дороже спасения собственной жизни. Ниже узнаем, почему был крещён воин Корнилий - без ожидания его обращения от воинского дела.

10:3-6 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? [Ангел] отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.6 Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
Итак, благочестивый Корнилий молился всё время Богу о конкретной просьбе: о спасении всего дома своего, и потому был услышан Богом, и потому разъяснил ему ангел, что же надо делать, чтобы спастись ему и дому его.
Но опять же, не ангел дал слова жизни Корнилию, он просто был посредником, направившим его к Петру. По сути ангел сказал: именно от Петра-христианина можно будет услышать слова жизни, которыми спасешься ты и весь дом твой.

Так что для спасения - мало быть просто хорошим и милым человеком: Бог предлагает через своих поклонников-вестников уникальную возможность стать похожими на Его сына уже в веке этом. Ну а наше дело либо согласиться, как это сделал Корнилий, либо отказаться и дальше оставаться просто милыми и добрыми людьми с туманной перспективой на будущее.

Правда, стоит сказать ещё о том, что Корнилий откуда-то знал о возможном спасения от Бога Израиля и о том, ЧТО это спасение означет. иначе он не смог бы о спасении просить

10:7,8 Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем
8 и, рассказав им все, послал их в Иоппию.
Корнилий не всем подряд рассказал о явлении ангела и не кого попало послал выполнять повеление ангела: благочестивых слуг своих для этой цели избрал, чтобы могли выполнить повеление в точности.

Бог же позаботился о "состыковке" всех участников предстоящих событий по призванию язычников: и Пётр рядом оказался, и Корнилий уже готов был принять Христа к этому времени. Оставалось подготовить Петра, ревностно отвергающего язычников.

10:9-16 На другой день . Путники прошли пятьдесят километров, разделяющие Иоппию и Кесарию, за два дня. (Женевская)
Очень не малое расстояние преодолели посланники к Петру.

Бог знал, что Пётр сам по себе не примет посланников язычника Корнилия, ибо иудеи с язычниками не общались. Потому преподнёс ему дивное видение, в котором нужно было есть нечистое с точки зрения Петра.
Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.15 Тогда в другой раз [был] глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.

З аметим, что точка зрения Петра не была его личным капризом, она базировалась на точке зрения Моисеева закона, а потому - сопротивление Петра можно понять: велика сила религиозной привычки.
Пётр не сразу сообразил, что есть нечистое ему велит Сам Бог, ведь Бог не может предлагать делать что-то нечистое! А если это велит Сам Иегова - значит, Его отношение к нечистому раскрылось глубже, ибо он неизменен и не может себе позволить сегодня запретить общаться с язычниками, а завтра - разрешить без веской на то причины.

Петру показали, что для Бога нет ничего нечистого теперь , после того, как Христос очистил всех от нечистоты греха.
Однако Пётр не смог молниеносно принять другую точку зрения на нечистоту без команды «думать!»: Богу пришлось ТРИЖДЫ повторить новую точку зрения на нечистоту ПЕРЕД ТЕМ, как к Петру придут язычники. И к моменту прихода язычников Пётр пребывал в размышлении и полном недоумении от того, к чему всё это с ним проделали свыше: всё же невозможно менять свои убеждения без переосмысливания и без понимания оснований перемене, даже если об этом просит Сам Бог. Только полное доверие Ему помогает в таких случаях.

Очень правильно было со стороны Петра не просто бездумно действовать по слову Божьему, не понимая ЧТО он делает, действуя так, а постараться узнать у Бога смысл своих действий.
Благодаря этому Пётр не просто выполнил Божье поручение, но и понял замысел Бога в отношении принятия язычников - в принципе, а не только Корнилия с семьёй в качестве исключения. И что отныне - повеление «не общаться с язычниками и даже не есть с ними» - с этого времени утратило свою актуальность для иудеев.

10:17-20 Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, - вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот,18 и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром?19 Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя;20 встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их.
Затем Бог сказал Петру под воздействием святого духа о том, чтобы НЕ сомневался принимать гостей, идущих к нему: мозги Петра не успели заснуть после видения и это помогло ему дальше понять суть происходящего - в связи с принятием сотника Корнилия, ради принятия которого Бог и дал Петру такое видение.
Как видим, Бог не всегда пользуется открытым текстом и не разжёвывает всё Своим служителям, как младенцам. Они должны научиться сами понимать духовный язык небес: ЗНАЧЕНИЕ или СМЫСЛ требований Иеговы не лежит на поверхности, до него часто надо докапываться, как до сокровищ, сокрытых в недрах земли, напрягая свой разум и анализируя замысел Бога в целом.

10:21-23 Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.23 Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.
Подготовленность Петра помогла ему больше не перечить Богу, а сделать то, что следовало сделать, не задавая лишних вопросов: он пошёл к язычнику Корнилию несмотря на то, что вчера и третьего дня относился к язычникам, как к нечистым и не достойным принятия благословений Бога Израилева.

Пётр стал свидетелем момента излития нового света на учение Божье о язычниках, причём, прямо противоположное тому, чему он был обучен ранее. Как он это воспринял? Поняв, что следует изменить свои прежние взгляды - он ни в Боге не разочаровался, ни веру свою не сломал. А всё почему? Потому что имел возможность этот свет от самого Бога услышать и вместить глубину замысла Его о язычниках.

Сегодня, конечно, с этим проблема: не говорят с нами с небес. Но Писание в этом - тоже немало помочь сможет: разве важно откуда голос Бога звучит - с небес ли, со страниц ли Библии? Главное – слышать и внимать ему.

10:24 В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей
Хорошо, когда поводом для встречи служит именно такой мотив: желание послушать Слово Божье, а не просто посудачить о том, о сём и чайку попить в компании.
Корнилий пригласил на встречу с Петром всех своих родственников и друзей, и немалое получилось собрание у него благодаря небольшой его проповеди об ожидаемом приходе Божьих служителей.
Вот вам, пожалуйста, и язык: когда орудием неправды служит, а когда и пользу немалую людям приносит. В зависимости от того, кто и как им пользуется.

10:25-27 Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.27 И, беседуя с ним, вошел [в дом], и нашел многих собравшихся.
В порыве хороших, искренних чувств Корнилий совершает акт неуравновешенного самоуничижения и сверхпочитания Петра: падает к его ногам. В ответ на такое проявление чувств Пётр не молчит, почивая на лаврах самодовольства, но отрезвляюще исправляет Корнилия, говоря: «Я - ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК!»
Пётр подразумевает под этим, что такие вещи - НЕ ПЕРЕД ЧЕЛОВЕКОМ надо проделывать, а пред Богом и лучше всего – невидимо пред другими и в сердце своем.
Как бы ни был Пётр хорош, как бы ему ни было много дано с небес, не стоило его делать объектом для раболепия и почитания даже из любви и признательности к нему.
В эту ловушку очень часто попадали и попадают до сих пор - многие поклонники Бога, возведя в ранг "звезды" – человека, наставляющего в слове Бога. Не к себе следует прилеплять слушающих слово Божье, а к Богу и слову благодати Его.

Как сегодня можно поклониться условному «Петру» вместо Бога и стать идолопоклонником? Не обязательно буквально падая в ноги современным «Петрам». Достаточно абсолютного послушания и доверия им независимо от того, ЧТО требуют или ЧТО говорят «Пётры».
Но есть разница между тем, чтобы поклониться Петру, припав к его ногам в знак благодарности, или - в абсолюте подчинившись ему, не проверяя по Писанию - Божье ли требует «Пётр» или своё. Ибо поклониться в ноги в знак благодарности не означает, в сущности, сегодня акта поклонения. А вот абсолютное послушание человеку - означает поклонение ему.

10:28,29 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.29 Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?
Пётр, сопоставив события и видение, к этому моменту уже вместил, ЧТО имел ввиду Бог, заставляя его есть нечистое. И открыл собравшимся тайну Божью о том, что отныне для Бога нет чистых иудеев и нечистых язычников: Корнилий прекрасно знал об отношении иудеев к язычникам, как к людям низшего сорта. Отчасти потому он и пал к ногам иудея, не брезгующего его домом. И для него важна была эта информация.

10:30-33 Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде,31 и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.32 Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.33 Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.
Корнилий и весь дом его был настроен СЛУШАТЬ и внимать всему, что скажет Пётр, Божий служитель. Их богобоязненные сердца были расположены принять благую весть Бога (не Петра) - чрез Петра. Это необходимое условие для желающих стать христианами: понимать, что так велит Бог, а не человек и настроиться послушаться повеления Бога, высказанного человеком.
Корнилию незачем было перепроверять – от Бога ли Пётр на самом деле или от себя лично пришёл, ибо ему чётко было сказано самим Богом, что от Него – Пётр.
А нам сегодня не повезёт так, как повезло Корнилию: пришедших от имени Бога – таки не помешает проверить по Писанию, от Бога ли они или от себя говорят?

10:34, 35 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
Бог не на лицо приближающихся к Нему смотрит, и не на национальность, а на сердце человека: всякий, живущий по заповедям Божьим - дорог Богу.
Слава иудеев как привилегированного народа Божьего отныне была развенчана иудеем-Петром.

10:36 - 4 1 Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном:
38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.39 И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.

Пётр разъяснил «собранию язычников» кратко суть благой вести, которую Бог повелел нести всем христианам, но не в том объёме по всему Ветхому Завету, в каком нуждались иудеи, знающие пророчества, а в сокращённом варианте: главное о Христе, о посланнике Бога с небес, умершем и воскресшим для блага всего человечества, о спасителе всех живущих от смерти и освобождении их от греха и о будущем судье живых и мёртвых, то есть, о Миллениуме ещё Пётр им рассказал. Не было нужды давать им столько информации, сколько они не смогли бы усвоить за один раз. Даём столько, сколько способны вместить слушающие, если, конечно, нас положительный эффект интересует, а не собственное желание высказаться в свободные уши (Марк4:3)

Бог духом святым и силою помазал Иисуса из Назарета ...
Обратили внимание на два дара свыше для Иисуса: и дух святой и сила от Бога были даны ему. Что это означает?
Помазание духом святым - означает "Бог открыл Иисусу Христу духовное понимание всего Своего замысла на земле в отношении его земной миссии", как помазаннику Своему (1Иоан.2:20,27).
Наделение силой свыше означает наделение Иисуса способностью совершать чудеса при помощи силы Бога.

Обратили внимание также на то, КОМУ являлся Христос после своего воскресения: 41 не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога .
Так что Христос сам знает, кому и когда открываться, поэтому неудивительно, что массового принятия Христа и пути его - в человечестве не наблюдается.

10:4 2
И Он повелел нам проповедывать людям ...
Нравится это кому –то или нет, но факт есть факт: обязанность проповедовать слово Божье - свидетели Иеговы не сами себе придумали.

и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.
Иисусу надлежит провести суд над живыми и мертвыми.
Кто такие живые?
Прежде всего - это дом Божий, с которого начнется суд перед Армагеддоном (1 Пет. 4:17). Все христиане, кому доведётся жить в этот период, будут справедливо оценены Христом: из «невода» - из собраний Божьего народа, из Дома Божьего - собравшего народ к Богу на благую весть, будет выброшена плохая, негодная «рыба» для её гибели в Армагеддоне, туда же, «во тьму внешнюю», где будут находиться все остальные отъявленные нечестивцы Земли. См. разбор притчи о неводе .

Каких ещё живых он будет судить?
Тех, кто будет воскрешён к жизни в Миллениуме: кто из них не пожелает принять Христа и Божий путь жизни после воскресения, тот потерпит урон от смерти второй.

Ну а как Иисус будет судить мёртвых?
Он произведет суд над теми, кто ожидает участи своей в прахе земли: от его решения зависит - воскреснет или нет спящий в прахе для жизни в Миллениуме.

10:4 3 О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.
Именно об этом спасительном качестве Мессии говорили все древние пророки: каждому, кто примет его как своего спасителя от греха и смерти - будут прощены грехи со всеми вытекающими последствиями (возможностью жить вечно)
10:44-48 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога.

Чудо помазания святым духом язычников произошло с ними ДО принятия водного крещения, но и без принятия водного крещения - полноты посвящения Богу не получится: Тогда Петр сказал: 47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? 48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа.
Из-за того, что иудеи запрещали язычникам креститься в знак покаяния крещением Иоанновым для принятия Христа в очищенное сердце, Бог поднял их авторитет в глазах иудеев чудом свыше. Так Он помог не только язычникам "подняться", но и иудеям -"опуститься" до принятия язычников в качестве Божьего народа.

Мы рассмотрели недавно случаи помазания сразу после крещения (Иисус, евнух), через некоторое время после водного крещения (самаритяне и Симон-волхв), а здесь – случай помазания особенный для того, чтобы все христиане из иудеев будущего убедились, что Бог призвал язычников и не запрещали им больше креститься водным крещением, считая их нечистыми по привычке Моисеева закона, и - не отвергали их жедлания служить Богу через Иисуса Христа. Так Бог открыл двери веры и язычникам. Пётр и у них стал камнем церкви «языческих» христиан. Да и камень преткновения иудеев - по неприятию язычников благодаря миссии Петра у Корнилия - был, наконец, убран.

Итого, по крещению воина- сотника Корнилия: сотник Корнилий, язычник, был единственным в своём роде исключением, ради которого Иегова нарушил "последовательность" посвящения на служение Себе (ведь сначала следовало креститься водой во имя Иисуса, а затем - и дух святой можно было надеяться ожидать (Деян.2:38). Сделано это было лишь для того, чтобы сломать традиционно плохое отношение к язычникам со стороны иудеев и показать им, что отныне иудеи больше не должны разделять людей на иудеев и нечистых: все чисты, кто желает служить Иегове, принимая искупление Христа Его.

Уникальный пример сотника Корнилия не может служить правилом для крещения военных и одобрения профессии военных - в христианстве: он стал единственным исключением из общего правила - ради демонстрации иудеям новой воли Иеговы в отношении язычников. Просто на тот момент не было среди язычников более достойной для принятия Иеговой кандидатуры, нежели этот сотник Корнилий.

10:1 В Кесарии. Кесария Маритима (Кесария Приморская) находилась в Саронской долине, километрах в девяноста к северо-западу от Иерусалима.

Корнилий. Офицер римской армии, командовал сотней воинов.

10:2 боящийся Бога. Это определение, возможно, указывает, что Корнилий был "прозелитом врат", т.е. язычником, поклонявшимся истинному Богу, но не принимавшим обрезания (13,16.26).

взошел на верх дома помолиться. Вероятно, Петр вставал на молитву трижды в день (ср. 3,1; Дан. 6,10). В древности дома на Ближнем Востоке имели плоскую кровлю, куда можно было попасть по наружной лестнице.

10:10 пришел в исступление. Здесь слово "исступление" (греч.: "экстазис") означает состояние, при котором человек перестает осознавать внешнюю обстановку.

10:12 всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. Т.е. и чистые, и нечистые животные (Лев., гл. 11).

10:13 заколи и ешь. Петр, правоверный иудей, был голоден, но не мог нарушить ветхозаветные указания Божий относительно употребления в пищу нечистых животных (ст. 14).

10:15 что Бог очистил. Посредством этой образной картины Бог сообщает Петру, что изменил установления о ритуальной чистоте.

10:16 трижды. Видение повторилось, чтобы оно запечатлелось у Петра. Троекратное повторение - это признак абсолютной истинности явления (ср., напр., Ис. 6,3: "Свят, свят, свят").

10:24 В следующий день. Путники прошли пятьдесят километров, разделяющие Иоппию и Кесарию, за два дня.

10:25 Когда Петр входил. Степень духовного возрастания Петра была уже такой, что он мог войти в дом язычника (ст. 28).

поклонился, пав к ногам его. Корнилий преисполнился благоговейного почтения к Петру, поскольку Сам Бог повелел ему призвать апостола.

10:28 мне Бог открыл. См. ст. 15 и ком.

10:34 Бог нелицеприятен. Евангелие обращено как к иудеям, так и к язычникам (1,8; Рим. 1,16).

10:35 боящийся Его и поступающий по правде. Страх Божий ведет к вере в Бога и доверию к Богу, а также к праведной жизни.

10:36 благовествуя мир чрез Иисуса Христа. Т.е. примирение с Богом кровью Иисуса (Еф. 2,13.14).

Сей есть Господь всех. Иисус - Господь и иудеев, и язычников.

10:44 Дух Святый сошел на всех. Т.е. получили спасение через возрождение Духом (Тит. 3,5.6).

10:45 верующие из обрезанных... изумились. Правоверные иудеи, которые не были свидетелями видения Петра, не могли осознать, что Бог дарует спасение нелицеприятно.

10:47 креститься водою. Подлинное возрождение, покаяние, вера и исповедание естественно приводят к крещению - явному знаку внутреннего спасительного действия Святого Духа.

10:48 во имя Иисуса Христа. Прощение грехов даруется посредством имени Иисуса (ст. 43), т.е. через принятие Христа как Спасителя.

. В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! Он же взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой. Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем и, рассказав им все, послал их в Иоппию .

Этот Корнилий не был ни иудеем, ни из подзаконных, а между тем уже вел такой же образ жизни, как и мы. Вот двое уже из людей, облеченных почестями, веруют во Христа – казнохранитель эфиоплянки и этот, «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим» . Мы не заботимся о своих домашних, а этот заботился и о воинах. Он был «сотник из полка, называемого Италийским» . Этого человека он для того делает известным и сообщает о нем подробные сведения, чтобы кто-либо не сказал, что в Священном Писании встречаются погрешности против истории. (Надобно знать, что полк – спира – состоял из двухсот воинов, а кустадия из шестидесяти.)

«Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему» . Видит Ангела для восполнения веры Петра. Или, лучше, не для него, но для других, более слабых в вере. «Около девятого часа дня», когда он оставил заботы и находился в тишине и покое.

Так как Истинное Око и Великий Судия знает, что и великие дела, не имея веры, мертвы, то Он и посылает Ангела, который утверждает за делами их значение, чтобы увенчались верой тех, которые хорошо подвизаются. От видения же в Корнилии возбудился страх, впрочем, умеренный, сколько было необходимо только для того, чтобы возбудить внимание его. Потом слова Ангела уничтожили страх.

«Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом» . Посмотри, куда идет – на высшее небо и становится пред самым престолом царским. Обрати внимание и на Ангела: он сначала возвышает и возносит мысли Корнилия к высшему, потом уже говорит: «Пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника» . Чтобы они не пошли к кому-либо другому, он определяет этого человека не только по имени, но и по месту, где он находится: «которого дом находится при море» . Апостолы избирали места, отдаленные от городов, они любили пустыню и тишину. Что если случится, что есть и другой Симон кожевник? Вот признак: этот живет при море. Ангел не сказал, для чего надобно сделать это, чтобы переполнить его радостью.

«Призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина» . Смотри, недаром сказано, что это были люди, постоянно при нем находившиеся.

«Рассказав им все, послал их в Иоппию» . Заметь отсутствие высокомерия. Не сказал «призовите мне Петра», но все рассказал, чтобы тем побудить его прийти к нему, потому что он считал делом неприличным звать его в силу своего авторитета. Потому-то и рассказал все посланным.

. На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо .

Посмотри, как Дух сводит времена и делает, что это совершается ни раньше, ни позже.

«Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться» . То есть в особом месте и в тишине.

«Он пришел в исступление» . Это означает и изумление при виде чуда, и то состояние, когда человек не владеет своими чувствами, будучи восхищен в мир духовный. Итак, ему было как бы духовное видение.

«Сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно» . Первейший из апостолов, Петр, имел нужду в Божественном откровении о призвании к христианской вере язычников, потому что не знал, что обрезание и необрезание не делают разницы по отношению к вере. Петр, конечно, не знал ясно, что Господь сказал, чтобы, когда открылось служение верой, то были научаемы этой вере и язычники, не знал до тех пор, пока неизреченная воля Его посредством этого явления не открыла эту тайну, убедив его в этом, с одной стороны, примером с сошедшим полотном, а с другой стороны, тем, что и язычникам была преподана благодать Святаго Духа по обращении их к вере, убедив, что во Христе нет различия между иудеем и эллином.

«Привязанное за четыре угла и опускаемое на землю» . Четыре края показывают четыре стихии, явившийся сосуд означает грубейший мир, а различные животные суть символы состояния людей. Символом всей вселенной был этот человек, Корнилий, с крайней плотью, потому что он не имел ничего общего с иудеями. Петра все стали бы обвинять как законопреступника, и потому Духом устрояется, чтобы он имел защиту; поэтому-то он и возражает Ангелу. Ибо он должен был вполне соблюдать закон. Итак, это устрояется для того, чтобы его не стали обвинять. Может быть, он, преклонив колена, видел видение. И Божественным делом было случившееся, то есть то, что он видел высшее и был в состоянии исступления, и слышал оттуда голос и что трижды исповедовал, что там животные нечистые. А то, что сосуд с неба снисшел и туда вознесся, – это великое доказательство чистоты. Итак, это совершается для тех, кому имеет быть рассказанным. Потому что Петр сам слышал повеление Господне: «на путь к язычникам не ходите» (). Если имел нужду в обрезании и в принесении жертвы даже Павел, то тем более тогда, в начале проповеди, когда они были очень немощны. Но не обо всех Петр сказал, что они скверны и нечисты, а только о тех, которых и закон назвал скверными и нечистыми. А Бог, начертавший образ Своей Церкви, сказал, чтобы она не считала для себя ничего нечистым. Потому что человеку все чисто, что он принимает с благодарением и благословением Божиим. Но если здесь содержалось притчевое указание относительно призвания народов, чтобы не считать имеющих необрезанной крайнюю плоть скверными и нечистыми, то все-таки речь Петра содержала указание не на людей, но на животных, запрещенных законом Моисеевым. Потому что виды животных принимаются вместо свойств человеческих, а из описания видения Петрова известно, что в сосуде, сшедшем с неба, были все роды животных: пресмыкающихся, птиц и четвероногих. Это потому, что слово прикровенно изображает, что имеющие обратиться к вере находятся под владычеством разных грехов, что они уподобились или четвероногим по жестокости, или пресмыкающимся – по ядовитости, или птицам – по легкости и непостоянству своей природы. И притом змеи принимаются за символ саддукеев и фарисеев, а лисица – за символ Ирода, и возбужденные страстью к половому сближению кони – за символ людей сладострастных; овцы – за людей незлобивейших, козлята – за необщительных и безучастных, а ежи – за богатых; о них Господь сказал, что они своими колючками прокалывают слово и делают его бесплодным.

«В другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» . По-видимому, голос относится к Петру, а между тем все говорится к иудеям. Потому что если терпит порицание этот учитель, то тем более они заслуживают этого.

. Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, – вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот, и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром? Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их .

Полотно (плащаница) означает землю, а находящиеся в нем звери – язычников. Изречение же «заколи и ешь» (ст. 13) означает то, что и они должны прийти ко Христу, а то, что это повторяется трижды, означает крещение. Итак, истинный смысл видения указывает ему на учение о Троице, равно как и вера в Троицу представляет истинное Богопочитание.

«Вот, мужи, посланные Корнилием» . Благовременно приходят эти мужи, чтобы разрешить недоумение. Ибо и Иосифу Христос допустил сначала устрашиться, а потом послал Ангела, потому что душа легко принимает разрешение от испытанного прежде недоумения. И притом ему недолго пришлось оставаться в недоумении и не прежде оно возбудилось, но в то самое время, когда о нем спрашивали, тут ли он гостит.

«Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя» . Опять и это служит апологией Петра перед учениками, чтобы они увидели, что он размышлял и получил наставление не размышлять. Потому что ему сказано было: «Иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их» . Велика власть у Духа, потому что то, что делает Бог Отец, то же делает и Дух Святый. Ангел сказал: «молитвы твои и милостыни твои» (ст. 4), чтобы показать, что он оттуда послан; а Дух делает не так, но говорит: «Ибо Я послал их» . Итак, нужно повиноваться Духу.

. Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы? Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих. Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним. В следующий день пришли они в Кесарию .

Сначала Петр признался, что он есть тот, кого они ищут, и потом уже спрашивает о причине их прихода, чтобы или тотчас быть готовым и идти с ними, или, если это не нужно, устроить их в доме. А посланные говорят похвалы Корнилию, чтобы убедить Петра, что тому являлся Ангел. Начальство над народом бывает в руках человека благочестивого, по своим заслугам оказавшегося достойным этого.

Правда, бывает все-таки, что имеющие власть не соответствуют своему положению; но если бы не было этого, то о чем бы тогда говорить?

«Призвать тебя в дом свой» . Не из чувства пренебрежения, говорят, он послал, но потому, что ему так повелено. Итак, не оставь в пренебрежении: хорошо, что Петр сначала дружелюбно обходится с этими мужами, так как они утомились, и таким образом располагает их к себе. А что с ним пошли некоторые из Иоппии, это случилось домостроительно, чтобы потом они были свидетелями, когда Петру нужно было оправдываться.

. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей. Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек. И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся .

Славный это был человек и в славном городе имел жилище.

«Созвав родственников» . Это свойство совершенно благочестивого друга: Корнилий, будучи окружен столькими благами, всех делает общниками и близкими друзьями. Близкими друзьями они названы потому, что он мог надеяться на них, когда ему предстояли труды и заботы о стольких подчиненных. И друзья, и родственники, мне кажется, питались его пищей. Посмотри, как Корнилий был уверен, что Петр непременно придет. Это потому, что Ангел явился ему не во сне, но в то время, когда он находился в состоянии бодрствования и днем.

«Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек» . Этим он научает и прочих и приносит благодарение Богу, показывая свое смирение. Посмотри: прежде всего другого он научает тому, чтобы они ничуть не думали о себе много.

. И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым. Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня? Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде, и говорит: «Корнилий! услышана твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом. Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе». Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога .

Рассуждает о человеколюбии Божием и показывает, что Бог даровал им великие дары, а вместе и говорит о великом, и говорит со смирением. Потому что он не сказал: «Люди! Мы пришли к вам, хотя мы считаем недостойным прикасаться к кому-либо», но сказал: «Вы знаете, что Бог изрек такое повеление чтобы считалось беззаконием «Иудею… сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» .

Замечательно, что Сам Бог повелел народу христианскому, чтобы он «не почитал ни одного человека скверным или нечистым», но жил с ними, потому что и они, быть может, будут с особенной силой веровать во Христа.

«Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?» Петр обо всем слышал уже и от воинов, но он желает, чтобы они исповедались и сделались правыми в вере.

«В девятом часу молился в своем доме» . Что это значит? Мне кажется, что у него при аккуратнейшем порядке в жизни время было распределено, и притом в известные дни, поэтому он и сказал: «четвертого дня» . Посмотри, как сильна .Когда он преуспевал в деле благочестия, тогда и явился ему Ангел, это один день; когда отправились посланные Корнилием, это тоже один; когда они шли, – один, а четвертый оказывается с третьего часа, когда он молился.

«Стал предо мною муж в светлой одежде» . Не говорит: «Ангел», но – "муж" . Так он далек от гордости. Видите вытекающую отсюда мысль, видите, как он достоин был всего этого.

«Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога» . Не сказал: «пред человеком», но – «пред Богом» . Итак, надобно со вниманием слушать рабов Божиих.

. Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен; но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предызбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его .

«Истинно познаю…» Познаю, что Бог смотрит не на качество лица, но на различие дел. Тем, что Петр говорит, он ясно показывает, что Бог, Которого боялся Корнилий, о Котором он получил наставление из закона и пророков, ради Которого он и милостыни творил, что этот Бог есть воистину .Недоставало ему познания о Сыне. Смотри, как он не дает волю превозноситься своей мысли.

«Во всяком народе» . Так говорит, чтобы ты не подумал, что язычники принадлежат к разряду отверженных.

«Поступающий по правде приятен Ему» . Выражение "по правде" употреблено вместо «со всякой добродетелью». Не сказал «спасается», но – «приятен Ему» , то есть достоин того, чтобы быть принятым Богом.

«Он послал сынам Израилевым слово» . Дает сынам израилевым предпочтение. Это говорит ради присутствующих, чтобы убедить их.

«Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета» . Разумеется – по человечеству. Так как Он уничижил Самого Себя и воспринял нашу плоть и нашу кровь (см. ), то о Нем говорится, что Он как человек принимает то, что Он имеет по естеству как Бог. Потому что Он принимает не Самому Себе, но нам, как вначале это делал для Самого Себя, или, лучше, так как Он есть Бог Слово, то это у Него было Свое. Выражение «обладаемых диаволом» указывает на многие, зависевшие от диавола, увечья и происшедшие от него повреждения в телах.

«Его убили, повесив на древе» . Опять говорит об уничижении. Показавши, что Он Богом послан, апостол Петр говорит, что Он и убит. Чтобы ты не счел чего-либо несоответствующим, заметь, что они никогда не скрывают учения о кресте, но вместе с прочим предлагают и образ смерти.

«Свидетелям… предызбранным» . Хотя Сам Иисус Христос их избрал, но выражение «предызбранным» присвояет Богу Отцу.

«Которые с Ним ели и пили» . Посмотри, чем подтверждает истину воскресения. Почему Иисус Христос, воскреснув, не сотворил никакого чуда, но ел и пил? Потому что самое воскресение было великим чудом. Притом нет и не могло быть в этом случае чуда большего, как то, что Он ел и пил.

«И свидетельствовать» . Свидетельствовать, говорит, ясно, чтобы не впали в неведение.

«О Нем все пророки свидетельствуют» . Какие пророки только ни говорили об отпущении грехов, все они говорили, что грехи отпускаются в Этом Иисусе. Так и Исайя от Его лица говорит: «Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» (). Петр, однако, не сказал, что Он есть Сын Божий, но, что больше их устрашало, соответствующее времени приготовление заимствуется из пророков, потому что они пользовались великой славой. Но, поколебав людей страхом, он делает им снисхождение, впрочем, изреченное не им, а пророками. Итак, страшное он говорит от себя, а проникнутое кротостью – от лица пророков.

. Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней .

Заметь Божие домостроительство. Бог не допустил, чтобы речь Петра была доведена до конца и чтобы крещение было совершено по распоряжению Петра; но как только Он увидел, что мысль их исполнена изумления и было положено начало научению, и они вполне уверовали, что крещение есть отпущение грехов, то и сошел Дух. Притом они начали говорить разными языками, что изумило собравшихся. Между тем Бог заблаговременно устроял в этом великую апологию Петру.

«Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?» И какая нужда была в воде, когда Дух Святый нисшел на них? Итак, я покажу ее и объясню тебе это сокровенное таинство. В нем вполне выражаются Божественные символы: гроб и умирание, воскресение и жизнь. Как нам легко погружаться и выныривать, так Богу удобно погребать ветхого человека и показывать нового. А трижды это бывает для того, чтобы ты научился, что все это совершается силою Отца и Сына и Святаго Духа. А что сказанное не есть одна лишь простая догадка, послушай Павла, который говорит: «погреблись с Ним крещением в смерть» (). И опять: «Ветхий наш человек распят с Ним» (). И опять: «Мы соединены с Ним подобием смерти» ().