Что такое классика жанра. История классической музыки. Вехи истории классической музыки

Классическая музыка… Это словосочетание каждый понимает по-своему. Для одних – это легкие, воздушные мелодии Моцарта, для других – кантаты и оратории Баха. Кто-то сразу же вспоминает веселые вальсы Штрауса и зажигательные польки Шопена, а кто-то неистовые симфонии Шостаковича. Так кто же прав? А все одинаково правы!

Слово «классика» происходит от латинского classicus, что значит образцовый. Если мы обратимся к компетентным источникам, например, в Музыкальную энциклопедию, то найдем там несколько определений классической музыки.

Помимо общеизвестного и несколько примитивного определения «серьезная музыка» мы узнаем, что это:

  • образцовые музыкальные произведения выдающихся композиторов прошлых лет, выдержавшие испытание временем;
  • музыкальные произведения, написанные в определенный исторический период в искусстве (от Барокко до Модернизма);
  • музыкальные произведения, написанные по определенным правилам и канонам с соблюдением необходимых пропорций и предназначенные для исполнения симфоническим оркестром, ансамблем или солистами.

Классическая музыка разнообразна по жанрам: симфонии, сюиты, сонаты, этюды, ноктюрны, фантазии, фуги, оперы, балеты, духовная музыка. Основными инструментами для исполнения классической музыки являются струнные, клавишные, духовые и ударные инструменты: скрипка, виолончель, пианино, флейта, гобой, кларнет, труба, литавры, цимбалы, барабан и, конечно же, орган. Именно этот инструмент можно назвать родоначальником классической музыки, ведь свои истоки она берет еще в эпоху Ренессанса, т.е. в 16 веке! А ее расцветом является 17 век – эпоха Барокко. Именно в это время возникли такие музыкальные жанры как соната и опера, являющиеся актуальными и на сегодняшний день. Величайший гений в истории музыки Иоганн Себастьян Бах творил в эпоху Барокко, именно он открыл новые безграничные возможности создания музыкальных произведений. Музыка той эпохи характеризовалась вычурными формами, сложностью, пышностью, эмоциональной наполненностью. Тогда родились фуги Баха, оратории Генделя, скрипичные концерты «Времена года» Вивальди.

Но эпохи сменяли друг друга, изменялись времена, менялись люди – и музыка становилась другой! На смену вычурности и пышности пришла прекрасная, легкая, воздушная, элегантная музыка. Вы уже догадались? Конечно же – это Моцарт, гениальный и неподражаемый Моцарт! Красота и гармония – вот синонимы его мелодий. Он как комета пролетел над эпохой Классицизма, навсегда осветив ее ярким светом.

В конце 18 века на музыкальном небосклоне взошла еще одна звезда классической музыки – Людвиг Ван Бетховен. Он начал писать музыку в классическом стиле, унаследованном от Моцарта. Но настоящий талант всегда приносит с собой что-то новое, поэтому говорят, что Бетховен своей музыкой буквально «расколол» классический стиль, став родоначальником новой эпохи – эпохи Романтизма. Классическая музыка этой эпохи более пылкая, глубокая, эмоционально выразительная и индивидуальная. Она направлена вглубь человеческой души, показывая глубину и богатство внутреннего мира. В этот период творили такие выдающиеся композиторы как Ф. Шопен, И. Штраус, Ф. Лист, П.И. Чайковский и многие другие.

И последним периодом в развитии классической музыки является период с 1910 по 1960 год, который вошел в историю под названием Модернизм. Яркими представителями этого направления в музыке являются А. Скрябин, Д. Шостакович и С. Рахманинов. Музыка этого периода нова и революционна. Она направлена на людей новой эпохи и пропагандирует абсолютную творческую свободу личности и призыв к самореализации.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что классическая музыка вечна. Она прекрасна и гармонична, ее главной особенностью является сочетание глубины передаваемых переживаний с разнообразием музыкальных приемов. Она сопровождает нас на протяжении столетий. Ее загадочная сила заключается в том, что, слушая ее сегодня, мы испытываем те же чувства, что и первые слушатели. А лучше всего сходите на концерт или послушайте диск классической музыки и пусть каждый для себя решит сам, что для него значит это словосочетание!

"Классическая музыка" и "музыкальная классика" - две абсолютно равнозначные формулировки, свободные от рамок терминологии, отражающие обширный пласт музыкальной культуры, его историческое значение и перспективы дальнейшего развития. Нередко термин "классическая музыка" подменяется словосочетанием "музыка академическая".

История появления

Независимо от терминологии, классическая музыка имеет вполне определенное историческое происхождение, связанное с поздним просветительским периодом эпохи классицизма. Поэзия того времени и драматургия основывались на произведениях античных авторов, и эта методика коснулась также музыкальной культуры. Триединство - время, действие и место, были соблюдены в жанре оперы и других музыкальных направлениях, связанных с литературными источниками. Оратории, кантаты несли на себе печать классицизма, своеобразного стандарта 17-19 веков. В оперных спектаклях доминировали либретто, написанные по мотивам периода античности.

Становление

Практически все жанры классической музыки так или иначе связаны с эпохой классицизма. Композитор Глюк был одним из наиболее ярких последователей в музыке, ему удалось соблюсти все каноны того времени в своих произведениях. Эпоха прошлого отличалась ясной равновесной логикой, четким замыслом, стройностью и, что особенно важно, законченностью классического музыкального произведения. Вместе с тем прослеживалось разграничение жанров, когда полифония мягко, но настойчиво отвергалась, и на ее место вставало чуть ли не математически выверенное определение жанра. Со временем жанры классической музыки получили высокую степень академичности.

В опере солирующие партии стали заметно превалировать над аккомпанирующими голосами, тогда как ранее все участвовавшие в спектакле были равноправны. Принцип доминирования обогатил звучание, либретто приняло совершенно другую форму, и представление стало театрально-оперным. Также преобразились инструментальные ансамбли, солирующие инструменты выдвигались вперед, аккомпанирующие держались на втором плане.

направления и стили

В период позднего классицизма были созданы новые музыкальные "образцы". Жанры классической музыки получили широкое распространение в конце 18 века. Оркестровые, ансамблевые, сольно-вокальные и особенно симфонические коллективы следовали новым канонам в музыке, при этом импровизации были сведены к минимуму.

Какие же выделяются жанры классической музыки? Список их таков:

  • вариации;
  • симфонии;
  • опера;
  • инструментальные концерты;
  • кантаты;
  • оратории;
  • прелюдии и фуги;
  • сонаты;
  • сюиты;
  • токкаты;
  • фантазии;
  • органная музыка;
  • ноктюрны;
  • симфонии вокальные;
  • духовая музыка;
  • увертюры;
  • музыкальные мессы;
  • псалмы;
  • элегии;
  • этюды;
  • хор как музыкальная форма.

Развитие

К середине 18 века оркестры собирались по принципу случайности, и их состав определял творчество композитора. Автору музыки приходилось строить свое произведение под конкретные инструменты, чаще всего это были струнные и небольшое количество духовых. Позже появились оркестры на постоянной основе, достаточно унифицированные, способствующие развитию жанра симфонии и инструментальной музыки. Эти оркестры уже имели имя, постоянно совершествовались и гастролировали в пределах ближайших территорий.

В начале 19 века в список музыкальных жанров добавилось несколько новых направлений. Это были концерты для кларнета с оркестром, оргáна с оркестром и другие сочетания. Также появилась так называемая симфониетта, краткое с участием всего оркестра. Тогда же стал модным реквием.

Композиторы эпохи классицизма, Иоганн Себастьян Бах с сыновьями, Кристоф Глюк, представители итальянской и мангеймской оперы образовали венскую классическую школу, в которую также вошли Гайдн, Моцарт и Бетховен. В произведениях этих мэтров появились классические формы симфонии, сонаты, инструментальных пьес. Позже возникли камерные ансамбли, фортепианное трио, различные струнные квартеты и квинтеты.

Музыка конца эпохи классицизма плавно перешла в следующий период, время романтизма. Многие композиторы стали сочинять в более свободной манере, их творчество то и дело выходило за рамки академических канонов прошлого. Постепенно новаторские устремления мэтров были признаны "образцовыми".

Проверка временем

Жанры классической музыки продолжали развиваться, и в конце концов для их определения появились оценочные критерии, по которым выводилась степень художественности произведения, его ценность на перспективу. Музыка, выдержавшая испытание временем, обязательно входила в концертный репертуар практически всех оркестров. Так было с произведениями Дмитрия Шостаковича.

В 19 веке была попытка причислить к жанрам классической музыки некоторые категории так называемой легкой музыки. Речь шла об оперетте, которую поспешили назвать "полуклассикой". Однако этот жанр вскоре стал вполне самостоятельным, и искусственная ассимиляция не понадобилась.

Понятие «классическая музыка» (англ. classic music ) очень широкое и многогранное. Обычно этим термином называют музыку прошлого, которая выдержала оценку временем и имеет аудиторию слушателей в современности. Классическая музыка - это лучшие образцы музыкального искусства разных жанров. Как правило, они базируются на «академических» жанрах и формах: симфония, опера, оратория, соната, прелюдия, сюита, увертюра и др. Эти жанры сформировались в Европе в XVII-XIX века и основываются на мелодических и гармонических принципах.

Главные инструменты, которые используются в классической музыке, появились до середины XIX века. Среди них используются сольные (орган, клавесин, фортепиано) и инструменты, предназначенные для игры в оркестре. Типичным способом исполнения в классической музыке является симфонический оркестр. Он включает в себя деревянные, струнные, медные и ударные инструменты.

Вехи истории классической музыки:

Античность (до 400 лет)

Средневековье (400-1400 года)

В это время основными музыкальными деятелями были трубадуры и труверы (Адам де ла Аль (Adam de la Halle), миннезингеры (Вальтер фон дер Фогельвейде (Walter von der Vogelweide), Вольфрам фон Эшенбах (Wolfram von Eschenbach) и духовные лица. Изобретается нотный стан (бенедиктинец Гвидо (Guido d"Arezzo).

Возрождение (XV-XVII века)

Главными композиторами того времени считаются Джованни да Палестрина (Giovanni Pierluigi da Palestrina), Томас Таллис (Thomas Tallis) и Томас Луис де Виктория (Tomás Luis de Victoria). Изобретаются разные виды смычковых и клавишных инструментов.

Барокко (XVII-сер. XVIII века)

Знаменитые имена: Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach), Антонио Вивальди (Antonio Lucio Vivaldi), Георг Фридрих Гендель (George Frideric Handel) и Генри Перселл (Henry Purcell). Основанный формы: опера, оратория, токката, фуга, соната, сюита, увертюра, концерт. Расцвет органной музыки, щипковых, струнных и деревянных духовых инструментов.

Классицизм (сер. XVIII-сер. XIX века)

Этот период связан с блестящими музыкальными дарованиями: Моцартом (Wolfgang Amadeus Mozart), ранним Бетховеном (Ludwig van Beethoven), Франц Йозеф Гайдном (Joseph Haydn). Определили дальнейшее развитие музыкальной композиции. Стандартизируется форма симфонии. Появилась такая форма исполнения как струнный квартет.

Романтизм (сер. XIX до XX века)

Фигурируют Бетховен (Ludwig van Beethoven), Шопен (Fryderyk Chopin), Франц Шуберт (Franz Peter Schubert), Чайковский, Ференц Лист (Liszt Ferenc), Вагнер (Richard Wagner). Бурное развитие фортепианной музыки в этот период.

XX век

Известнейшие имена: Рахманинов, Стравинский, Леонард Бернстайн (Leonard Bernstein), Бенджамин Бриттен (Benjamin Britten) и Филип Гласс (Philip Glass).

Современная академическая музыка (условно с 1975 года)

Отличается синтезом элементов классической музыки с электронной музыкой. Некоторые из лучших современных композиторов: Альфред Шнитке (Alfred Schnittke), Карлхайнц Штокхаузен (Karlheinz Stockhausen), Губайдулина С.А., Лигети (Ligeti), Денисов Э.В., Джо Хисаиси (Hisaishi Joe), Николас Хупер (Nicholas Hooper), Джерри Голдсмит (Jerry Goldsmith), Ян Тирсен (Yann Tiersen), Людовико Эйнауди (Ludovico Einaudi), Дэвид Арнольд (David Arnold), Джон Барри (John Barry), Стив Яблонски (Steve Jablonsky), Джон Уильямс (John Williams), Говард Шор (Howard Leslie Shore), Ханс Циммер (Hans Florian Zimmer), Акира Ямаока (Akira Yamaoka) и другие.

Классическая музыка продолжает развиваться и в современности, влияя на другие музыкальные жанры. Например, рок-музыканты очень часто используют классическую тональность. Классика несет в себе совершенную гармонию и целостность.

Очень часто приходится слышать термин "классика" или "классический". Но что вкладывается в смысл этого слова?

Классика - это...

У слова "классика" есть несколько значений. Большинство толковых словарй предлагает одно из них - произведения классиков: литература, музыка, живопись или архитектура. Также данное слово употребляют по отношению к некоторым образцам искусства, например "классика жанра". Однако чаще всего данный термин упоминают как указание на конкретный временной период в развитии того или иного не забывая о том, что к числу классических авторов причисляются лишь некоторые, наиболее успешные. В литературе классикой считается все, что было написано в 18-19 веках. В 20-м веке классика уступает место модерну. Многие писатели-модернисты стремились к разрушению предсшествующей традиции, старались найти новую форму, темы, наполнение. Другие же, напротив, использовали произведения предшественников в своих целях. Так, произведения постмодерна полны аллюзиями и реминисценциями.

Классика - это то, что всегда будет в моде. Это некий образец, который формирует наше мировоззрение, в котором отражены все характерные особенности нации конкретного времени.

Какие писатели могут называться классиками?

Как уже отмечалось выше, в ряды классиков зачисляют не каждого автора, а только тех, чье творчество оказало значительное влияние на развитие русской культуры. Пожалуй, первые писатели-классики, оставившие значительный след в - это Ломоносов и Державин.

Михаил Васильевич Ломоносов

Его литературное творчество приходится на первую половину 18-го века. Он стал основоположником такого направления, как классицизм, поэтому не причислить его к классикам времени невозможно. Ломоносов внес огромный вклад не только в литературу, но и в языкознание (выделив в родном языке три стиля), а также в химию, физику и математику. Наиболее значительные его проиведения: "Утреннее/Вечернее размышление о Божием Величестве", "Ода на день восшествия...", "Разговор с Анакреоном", "Письмо о пользе стекла". Следует отметить, что большинство поэтических текстов Ломоносова носило характер подражательный. В своем творчестве Михаил Васильевич ориентировался на Горация и других античных авторов.

Гаврила Романович Державин

Писатели второй половины 19 века

Среди поэтов особо выделить следует Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Именно они ознаменовали собою всю поэзию второй половины 19 века. Среди прозаиков - такие яркие фигуры, как И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и др. Произведения этого периода полны психологических изысканий. Каждый из реалистических романов открывает перед нами необыкновенный мир, где все герои прорисованы ярко и жизненно. Невозможно прочесть эти книги и ни о чем не задуматься. Классика - это глубина мысли, полет фантазии, образец для подражания. Как бы ни изощрались модернисты, говоря, что искусство должно находиться в стороне от морали, произведения писателей-классиков учат нас самому прекрасному, что есть в жизни.

Понятие «классической музыки» очень размытое с точки зрения терминологии понятие. В общепринятом понимании, классической называют музыку, выдержавшую проверку временем и оставшуюся популярной на протяжении многих лет после момента своего создания.

В историческом плане к понятию «классической музыки» относят музыкальную традицию классицизма, а точнее 18 и 19 веков. Другая периодика, на которой мы и остановимся, ограничивает период классической музыки , когда она зародилась, и нынешним временем, когда она все еще существует.

В истории классической музыки выделяются отдельные периоды развития.

Ренессанс

Самый длительный период в истории классической музыки, охватывающий 1400-1600 гг. я и бурного развития искусства, оставившая в мировой музыкальной традиции произведения таких композиторов, как Томас Луис де Виктория, Джованни да Палестина, Томасс Таллис и в том числе музыкальное творчество Шекспира.

Барокко

Эпохе Барокко (1600-1750 гг.), следующей за Ренессансом, характерны более сложные музыкальные формы, появление новых жанров, разнообразие жанров, полифония. Именно в эпоху Барокко получила расцвет опера и стали , которых слушают и наследуют по сей день: Иоганн Себастьян Бах, Антонио Вивальди, Георг Фридрих Гендель.

Классицизм

Эпоха классицизма в развитии классической музыки ограничивается периодом 1750-1830-х гг., с которым неизменно соотносят имена Венской школы - Моцарта, Гайдна, Бетховена.


Франц Йозеф Гайдн

Внутри эпохи классицизма выделяют переходный период, между смертью Иоганна Себастьяна Баха в 1750 году и зрелым творчеством Моцарта в 1770-е гг. Этот период имеет свое французское имя - «Galante».

В целом музыке классицизма характерна гармоничность и сбалансированность, каноничность форм, появление сонатной формы и развитие симфоний, расширение состава оркестра, большая эмоциональность произведений.

Романтизм

В эпоху романтизма активно развивались формы, жанры и идеи музыки классицизма. Произведениям этого периода характерна эмоциональная выразительность, драматичность. Именно в это время получают развитие многие песенные жанры, в частности, баллады. Особой популярностью пользовалась музыка, к примеру, произведения Шопена и Листа.


Ференц Лист

Среди композиторов музыки романтизма выделяют, в первую очередь, Бетховена, который считается скорее предшественником романтизма наряду с Керубини. Позже заложенные ими музыкальные традиции наследовали Шуберт, Вагнер, Чайковский…

Классическая музыка XX века

В 20 веке классической музыке характерна склонность к экспериментам, которые не ограничены ничем, кроме воли и фантазии самого композитора. Зарождаются такие понятия, как атонализм (или атональность, то есть отказ от логики тональности) и алеаторика (случайная последовательность элементов в композиции).

Из композиторов XX века к классической музыке относят творчество Рахманинова, Бриттена, Гласса, Стравинского, Бернстайна.

Современную классическую музыку нередко путают с постклассической. Действительно, грани между музыкальными стилями XX века настолько размыты, что отнести определенной произведение к тому или иному стилю подчас весьма непросто.